Что будет с нашим селом?
В
1984 году я окончил факультет механизации Челябинского сельскохозяйственного
института, все это время живу и работаю в селе Красный Уралец Юргамышского района Курганской области, третий срок – глава
Красноуральского сельсовета. Могу прямо сказать, что
советское правительство не на словах, а на деле заботилось о здоровье своих граждан
и стремилось к тому, чтобы продукты питания были натуральные и доступные для
большинства населения. Для этого много внимания уделялось развитию сельского
хозяйства. Созданная в стране совхозно-колхозная система производства
сельхозпродукции была наиболее оптимальной для наших природно-климатических
условий. К середине 80-х годов прошлого века практически во всех хозяйствах
была мощная производственная материально-техническая база и на ее основе –
современная по тем временам социальная сфера. Руководством страны был взят курс
на приближение условий труда и жизни сельских тружеников к
городским. В селах были построены школы, детские сады, клубы,
библиотеки, спортивные комплексы, фельдшерско-акушерские пункты, столовые, бани
и т.д. Значительно укрепился и кадровый потенциал, почти все отраслевые
специалисты в совхозах и колхозах были с высшим или средним образованием,
появился слой сельской интеллигенции – в лице учителей, работников культуры,
медиков. Оставалась и молодежь, пусть в недостаточном количестве, но
оставалась, создавались молодые семьи, население деревень росло. Только в наш Красноуральский детский сад ходило более сотни детей, в
данное время чуть более 30 человек.
Безусловно,
не все было гладко и хорошо, трудностей было не мало, но они преодолевались, и
положительные сдвиги в развитии села шли непрерывно. Но как раз в это время
стали набирать ход перестроечные процессы, и селу был нанесен первый и довольно
ощутимый удар. Был принят закон о выборности руководителей, в том числе и на
государственных предприятиях. В результате пострадало немало опытных и
грамотных руководителей, которые хорошо знали свое дело и требовали этого от
подчиненных, что нравилось далеко не всем. Путем выборов и голосования они были
смещены с должностей, а на их места зачастую приходили люди, руководствующиеся
в своей работе не интересами государства и тружеников села, а преследовавшие
корыстные цели личного обогащения. Но, как говорится, чем дальше в лес, тем
больше дров. В 1991 году в России сменился общественно-политический строй, и
«экономические и демократические» реформы пошли полным ходом. Все совхозы и
колхозы были реорганизованы в ОАО, ЗАО, ТОО и т.д., т.е. фактически были
брошены на произвол судьбы по принципу – кто как выживет и выберется из
сложившейся ситуации. К тому же в это время руководством страны был взят крайне
ошибочный курс на создание фермерских хозяйств. Часть бывших работников бывших
сельхозпредприятий пожелали стать фермерами и потребовали своей доли имущества
и основных доходов. В результате была нарушена единая материально-техническая
база села со всеми вытекающими отсюда последствиями. Все это происходило в
условиях теперь уже официально признанной грабительской приватизации, постоянно
растущих цен на горюче-смазочные материалы, электроэнергию и диспропорцию цен
на сельхозпродукцию и промышленные изделия. В эти годы
на селе работники месяцами не получали заработную плату, руководители хозяйств
вынуждены были вырезать и сдавать скот для расчета с людьми, за поставленную
энергию, ГСМ и т.д. Именно тогда произошел значительный отток трудоспособного
квалифицированного населения из села в город. На работающие промышленные
предприятия, в первую очередь, стала уезжать молодежь. Особенно сильный удар по
селу был нанесен после принятия депутатами Госдумы РФ закона «О банкротстве
предприятий». От действия этого закона была уничтожена
материально-техническая база не одной тысячи сел и деревень, потому что
защищать свои права в судах сельские жители были не в состоянии, грамотных
специалистов в селе практически не осталось, а желающих набить свой карман за
чужой счет оказалось немало во всех участвующих в этом разграблении структурах.
Считаю, что необходимо принять все меры к тому, чтобы депутаты вновь избранной
Госдумы признали этот закон противоправным и немедленно его отменили, что
позволит сохранить те деревни и села, которые еще остались.
Если
сейчас проехать по нашим российским селам, то невооруженным глазом можно
видеть, что почти все уцелевшие как производственные, так и
социально-культурные объекты построены, в основном, до 1991 года. В большинстве
сел уже нет того потенциала, которым они обладали ранее. В селе часть земель
обрабатывается фермерами, а из городов «пришли» инвесторы. Насколько мне
известно, у многих фермеров дети живут в городах и вряд ли будут продолжателями
их дел, а сами фермеры зачастую имеют предпенсионный
возраст. Ни фермеры, ни так называемые инвесторы практически ничего не строят
на селе, они, в лучшем случае, занимаются только производством. Молодежь
условия жизни в селе не устраивают, она из города сюда не поедет. Поэтому уже
давно на первое место выходит кадровый вопрос.
В прошлом году в России, в
основном, за счет благоприятных погодных условий был получен большой урожай
зерновых культур, и сегодня наша страна экспортирует зерно за рубеж. Но это не
говорит о том, что все нормально в сельском хозяйстве. По сравнению с
дореформенными годами в стране значительно сократилось поголовье скота, а мясо
– это один из основных продуктов питания. В годы советской власти страна
вынуждена была закупать фуражное зерно для выращивания скота, а сегодня оно
даже не востребовано на эти целей.
Многие главы сельсоветов
самоотверженно работают со своим малочисленным штатом на благо оставшихся
жителей села, но их материально-технические возможности ограничены до предела.
Что будет с селом дальше, трудно
сказать. Пока правительство будет распродавать национальные богатства,
продовольственный вопрос еще будет как-то решаться. Но после истощения наших
недр он может встать очень остро. А за короткий срок его решить невозможно!
П.Б.Дмитриев