Если вдохновимся великой идеей

 

И официальная пропаганда, и либеральные протестанты, и профессиональные патриоты, зажмурясь, молча просочились мимо стыдного юбилея: двух десятилетий с момента официального уничтожения Советского Союза, двух десятилетий с момента беспрецедентного в новой истории национального предательства. Однако, несмотря на бесславный характер краха нашей страны и полную дискредитацию не только ее нынешних лидеров, но и ее официальной идеологии, ненависть к нему с течением времени не только не слабеет, но, похоже, даже усиливается. Казалось бы, надо подвести черту под идеологическими противоречиями, как это сделали некоторое время назад в КНР (что на самом деле невозможно – ред.). И ради стабильности и развития страны постараться максимально сгладить былые схватки, создавая гармонию сегодняшнего дня для более лучшего завтра. Однако этого не происходит.

Мы видим это по отмене празднования «Дня примирения и согласия» 7 ноября в нашей стране (похоже, для правящей клептократии невыносима уже не только идеология социальной справедливости, но даже «примирение» с ней). Мы это видим и в попытке содрать звезду со Знамени Победы, и в откровенно клеветнических фильмах типа балабановского «Груза 200», это мы видим в ежедневных ушатах антисоветской грязи, льющимся с экранов ТВ почти по всем каналам. В этом же ключе развертывается кампания по перезахоронению Ленина и переименованию Ленинградского вокзала Москвы в Николаевский. Мы видим это по истерической защите либеральной интеллигенцией «подрабинеков» всех мастей, проклинающих всех, защищавших Советскую власть (пусть даже и от фашизма), и заявляющих, что «подлинными героями нашей страны» являются бандеровцы, литовские «лесные братья», басмачи и чеченские бандиты.

Это не отдельные судороги «демшизы», возбудившейся в конце 80-х и не пришедшей в себя до сих пор, — это значимое, слитное общественное движение, объединяющее с этой «демшизой» правящую бюрократию, либеральных фундаменталистов и некоторые другие значимые общественные группы. В чем же причина такой ситуации?

 

Отрицание наживы – надругательство над их смыслом жизни

Конечно, можно просто ответить на этот вопрос. Социалистический строй проиграл историческую конкуренцию, но сохранил свою привлекательность, в результате чего дичающий капитализм всеми силами шельмует это, страшась его возрождения. 

Однако разные сегменты отечественной «элиты» имеют и собственные мотивировки в этом плане.

Проще всего дело обстоит с либеральными фундаменталистами. Для них, обожествляющих прибыль и рынок, сам факт даже не существования, а хотя бы простого воспоминания о нашей стране, принципиально отрицавшей наживу как единственный смысл человеческой жизни, является даже не обвинением (ибо они в принципе не способны представить себе, что человек живет не ради денег и личного потребления), но нестерпимым богохульством.

Большевики, захватив страну, даже не пытались ее разворовать, а занялись ее развитием, приняв ненужный царскому режиму план ГОЭЛРО еще в аду гражданской войны! падали в голодные обмороки, занимаясь хлебозаготовками! умирали от голода в блокадном Ленинграде на вавиловской коллекции семян, практически уничтоженной либеральными наследничками ради прибыльной недвижимости!

Коммунисты, взяв власть в неграмотной стране, вместо оболванивания масс прежде всего провели ликвидацию неграмотности и культурную революцию, хотя обмануть неграмотного значительно проще, чем образованного человека!

Для либеральных фундаменталистов, захвативших власть над сегодняшней Россией, их деды и прадеды кажутся даже не бесконечно чуждыми марсианами, а лютыми врагами, всей своей жизнью и всеми своими достижениями отрицающими сам смысл существования современной либерастии.

Согласитесь: такое действительно невозможно простить.

Но главным источником ненависти к истории нашей страны являются все же не идейные либеральные фундаменталисты как таковые, а правящая и владеющая Россией тусовка.

 

Пощечина «эффективным менеджерам»

Для правящей бюрократии память о Советском Союзе ненавистна прежде всего потому, что представляет собой постоянный упрек и даже обличение в кромешном безделье и тотальном воровстве. И возразить на это обличение совершенно нечего: ведь какой бы коррумпированной ни была партхозноменклатура, рядом с нашими нынешними руководителями она производит впечатление завхоза, подворовывающего драные пододеяльники, на фоне глобального спекулянта, «берущего» эшелонами ресурсов и грузовиками денег. Не только штопаные носки и истертый китель Сталина, в которых его хоронили за неимением «приличной» одежды, но даже и коллекция представительских автомобилей Брежнева выглядят на фоне нынешних коллекций государственных и частных резиденций аскетизмом в стиле Франциска Ассизского.

Существенно и то, что советское государство, при всех своих недостатках, искренно и последовательно стремилось к общественному благу... Оно было реальной и практически всеобщей целью — и это является страшным обвинением нынешней клептократии, превратившей само государство не более чем в машинку для личного обогащения.

«Зажравшаяся партхозноменклатура» истово считала себя неотъемлемой частью народа и совершенно искренне до ужаса боялась «обидеть» его. Разложившиеся властелины половины мира в массе своей даже не подозревали о возможности игнорировать правила, устанавливаемые ими для своих подданных. «Членовоз» Суслова, вообще никогда не нарушавший правила дорожного движения; поворот с Кутузовского на Рублевское шоссе, сделанный основной трассой для кортежа Брежнева, — потому что Генеральный секретарь ЦК КПСС не мог представить себе нарушения правил… Эти и мириады иных воспоминаний являются прямым и смертельным обвинениям нынешним властелинам мигалок, крякалок и стробоскопов, считающим своим неотъемлемым правом убивать холопов и смердов, переходящих улицы когда-то своих городов на зеленый свет.

Наконец, при всех своих безусловных недостатках (не будь их, мы и сегодня жили бы в этом государстве, а не в его жалком деградирующем обломке), Советский Союз добился колоссальных успехов практически во всех сферах общественной жизни. Это касается не только хрестоматийных «ракет и балета», но всей жизни от строительства промышленных объектов до улучшения быта советских людей, который в конце 60-х – начале 70-х вполне соответствовал уровню ведущих развитых стран. (Да, бытовой техники было меньше, но это с лихвой компенсировалось отсутствием безработицы, безопасностью, лучшими образованием и здравоохранением).

Не стоит забывать о титанических усилиях — и невероятных успехах! — по повышению общей культуры общества... Советский Союз был поразительно гуманистичным, моральным и внутренне солидарным обществом. Из сегодняшнего озверения и сознательного разжигания самых темных и грязных людоедских инстинктов он выглядит как расцвет античности на фоне последовавших Темных веков…

Российской бюрократии на этом фоне похвастаться нечем: она добилась выдающихся успехов лишь в одном, — разграблении и уничтожении собственной страны. Однако подобным достижением публично, за пределами узкого круга будущих подельников, хвастаться в принципе невозможно.

Более того: уровень жизни (и даже доходов) основной части россиян и по сей день, после пресловутых «тучных нулевых» годов и нефтедолларового «процветания», существенно ниже, чем в последние годы Советской власти. Пресловутые же «права человека» (даже если вслед за либеральными фундаменталистами игнорировать их главную, социально-экономическую компоненту) защищены существенно хуже.

Достаточно вспомнить, что советские суды, за исключением (некоторых – ред.) политических дел и дел, связанных с партхозноменклатурой, принимали решения профессионально и независимо, а словосочетания «пьяный милиционер» в обыденном сознании за исключением специфических регионов, являвшихся «воротами в лагеря» либо местами концентрации лагерей, практически не существовало...

 

«Каин, где брат твой Авель?»

Ненавидит Советский Союз и вполне приличная московская интеллигенция (я сознательно не рассматриваю «грантоедов» и культуртрегеров, стремящихся размыть российскую идентичность ради окончательного торжества Запада). Часть ее контужена собственной историей, а часть ненавидит прошлое своей страны просто из-за его трагичности, — по неизбывному интеллигентскому добросердечию.

Но очень большая часть интеллигенции стремится оклеветать и смешать с грязью свою страну для достижения морального комфорта, для умиротворения растревоженной совести, для того, чтобы оправдать себя (часто подсознательно), — как правило, в своих собственных глазах. Это классическая эмигрантская болезнь: я уехал, мне на новом, чужом месте плохо, и потому единственный способ выжить — это доказать самому себе, что я все-таки был прав, когда покинул свою Родину. И приятные люди в Берлине начинают знакомство с рассказа о том, что советских солдат во время его штурма кормили так плохо, что они от голода ели друг друга. Интеллигентам даже в голову не приходит, что вокруг было много вполне неплохо откормленных немцев (правда, были и немецкие антифашисты, и осиротевшие немецкие дети – ред.), которых почему-то кормили из своих пайков эти озверелые сталинские каннибалы-недочеловеки — их собственные деды.

Эта болезнь распространена далеко не только среди эмигрантов. Люди, воспитанные в советской культуре, подсознательно ощущают, что, выбрав демократию или просто «частную жизнь во время общественных потрясений», пусть даже и в невыносимых условиях, они бросили свою страну, предали свою Родину. Чувство неформализуемой, но совершенно бесспорной и безусловной вины перед своим народом гнетет их и разъедает их чуткие души. И, чтобы избавиться от этой вины, они обвиняют свою умирающую страну во всех смертных грехах, — просто чтобы оправдать свою неспособность или нежелание защитить ее, в том числе и от самих себя.

 

«Домик в Париже» — лекарство от присяги

Как ни парадоксально, частным случаем описанной интеллигентской жажды самооправдания страдает социальная группа, казалось бы, не имеющая с интеллигенцией ничего общего, — силовая олигархия.

Ее основу образуют офицеры спецслужб, сделавшие карьеру и превратившие свое положение в иерархии силовых структур (которые все реже называют «правоохранительными») в инструмент личного и группового обогащения. От коммерческих олигархов, созданных ельцинским поколением реформаторов, они отличаются тем, что... извлекают богатства прежде всего не из грабежа советского наследия, а из применения насилия от имени государства...

При всей незамысловатости их деятельности основу силовой олигархии (старшего поколения – ред.) составляют люди, дававшие присягу. В какой бы бессмысленной юности это ни происходило, большинство людей помнит ее слова — и понимает, что так или иначе, несмотря на все войны от Анголы до Афганистана, в конечном итоге они изменили ей. Будучи выходцами из обычных, а часто и неблагополучных семей, они прекрасно помнят, что именно Советская власть дала им возможность получить образование, встать в ряды привилегированных спецслужб и в их рамках окунуться в сладкий океан потребительства и мещанства.

Даже не понимая и не признаваясь в этом сами себе, они ощущают свое предательство — если и не самой страны (потому что многие из них никак не могли повлиять на ее распад), то ее идеалов, ее ценностей, ее истории. И, чтобы оправдать свое предательство, они испытывают жгучую потребность доказать его правильность, доказать свою правоту, — а для этого надо опорочить свою страну и растоптать память о ней.

На словах эти люди обычно клянутся в верности России, а часто — в приступе ностальгии — и Советскому Союзу. Но потребность в оправдании своего предательства толкает их в крестовый поход против самой память о прошлом нашей страны. Один из немногих способов переключения их внимания — перевод разговора на их зарубежную недвижимость, будь то квартирка в Болгарии, дачка в Финляндии или дом в Тоскане.

Это реальный смысл их жизни, за который они сотрут с лица земли кого угодно, — хоть человека, хоть всю Россию.

 

«Кто ударит тебя по правой щеке — оскверни могилу того»

Понятна и позиция Русской православной церкви (РПЦ), без устали говорящей о «безбожной» власти, преследовавшей священников. Насколько можно судить, ее иерархи прочно забыли, что взрыв ненависти к священникам после революции был народным и вызван не только большевиками, но и кадровой политикой самой церкви, с конца XIX века привлекавшей в священники огромное количество откровенных бездельников, использовавших рясу для сокрытия самых разнообразных пороков и вызывавших негодование россиян. (Великий Александр Блок вовсе не для красного словца вспоминал в своих дневниках о сельском священнике, который «портил девок»).

Забыли они и о том, что именно революция сделала РПЦ независимой от государства, что во времена вожделенной для них царской «России, которую мы потеряли» Русская православная церковь прямо подчинялась Священному Синоду — департаменту Министерства юстиции и, строго говоря, была его частью.

Значительная часть видных представителей РПЦ при любом удобном и неудобном случае прямо, причем с обиженной агрессивностью, заявляет, что «православный человек не имеет право на социальный протест» (а если его права нарушены, он смеет только молиться), а «советскую историю нельзя считать частью русской истории». Мне пришлось выслушивать это не только от президента Медведева, России которого, оказывается, от роду всего лишь 20 лет, но и от вполне взрослого о. Александра Шумского. Как сами подобные высказывания, так и обычный для них тон производит столь глубокое впечатление, что разница между деятелями РПЦ и развращенным топ-менеджментом какой-нибудь крупной квазигосударственной корпорации начинает постепенно меркнуть…

 

Научиться принимать своё прошлое!

Между тем ненависть к своему прошлому разрушает настоящее, как затянувшиеся подростковые комплексы по отношению к родителям способны разрушить психику вполне взрослых людей...

Строго говоря, более всего современной России нужна не инновационная модернизация, не реиндустриализация, не интеграция и даже не искоренение коррупции: более всего современной России нужен простой и честный школьный учебник истории.

Ибо наша история так велика и возвышенна, что не нуждается в усложнении и приукрашивании. И только ее постижение и принятие откроет дорогу новому рывку великой русской цивилизации.

М.Делягин

(газ. «Завтра» 2012.04.05,

приведено в сокращении)

 

От редакции. Высоко ценя анализ произошедшего два десятилетия назад “беспрецедентного в новой истории предательства” и его результатов, сделанный М.Делягиным, мы не совсем согласны с акцентами, которые он расставляет в своих выводах (они не приведены).

В качестве вывода нам хотелось бы привести мнение нашего читателя и автора из Архангельска, который пишет:

В 2009 году в ИПП «правда Севера» (грхангельск) вышел сборник публицистических статей писателя М.К.Попова под символическим общим названием «Тень Авроры». Там говорится:???? Приближается грозная годовщина самого великого в истории Человечества события, буквально изменившего мир в лучшую сторону. Тогда восставший народ России не мог дальше терпеть многовековой, в том числе религиозный, гнет, бесправие, унижение, голод, болезни и добился лучшей доли. Теперь же перед ним светит маяк той же Победы. И эта Победа свидетельствует о том, что даже на нашей не слишком уютной северной земле с нашим безалаберным и пьющим, крайне наивным, но очень талантливым народом, если мы вдохновимся великой идеей, то сможем построить могучую непобедимую страну со счастливым обществом свободных и гордых людей.

А великую идею коммунизма нам оставили в наследство наши героические предшественники.