Опередивший время

 

Весь мир знает Сергея Павловича Королева – советского учёного, конструктора и организатора производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР, основоположника практической космонавтики.

Но, отдавая должное Сергею Павловичу, нельзя не вспомнить еще одного человека, Семена Алексеевича Лавочкина, который также мог стать всемирно известным Генеральным Конструктором, если бы судьба добавила ему немного больше времени и везения. Хотя даже то, что он успел сделать, уже вписало его имя в историю...

29 августа 1949 года в СССР была испытана первая ядерная бомба, в 1953 году Советский Союз провёл успешные испытания первой водородной бомбы. Однако наличие бомбы еще не говорило об обладании страной ядерным оружием. Необходимо было разработать средство ее доставки на территорию противника. Такие носители (стратегические бомбардировщики) в то время были созданы в КБ А.Н. Туполева и В.М. Мясищева. Но, в связи с развитием средств ПВО, в том числе и зенитных управляемых ракет (ЗУР), потребовалось создать новые, менее уязвимые, стратегические носители ядерного заряда, тем более что недавние союзники во 2-й мировой войне крепко обложили Советский Союз десятками военных баз НАТО.

Оставался единственный вариант – создать ракетный носитель ядерной бомбы, способный совершить полет на сверхзвуковой скорости, чтобы доставить бомбу на территорию противника.

В результате проведенных исследований были определены два направления – создание межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и межконтинентальных крылатых ракет (МКР). Получалась негласная конкуренция между разработчиками. Кто первый осуществит проект и достигнет требуемой дальности полета 8000 км? Международная обстановка подстегивала к скорейшему решению таких задач.

Задание Лавочкину на создание «Бури» в конце 1953 года дал сам Вячеслав Малышев, легендарный нарком танковой промышленности, руководитель Министерства среднего машиностроения - огромного атомного военно-энергетического комплекса Союза. Но Малышев не смог оценить результаты работы Лавочкина и его команды, поскольку умер от лучевой болезни через четыре года после посещения в 1953 году Семипалатинского полигона.

С.А. Лавочкин в 1939-40 годах был одним из инициаторов и участников создания советского современного самолёта-истребителя ЛаГГ-3 из дельта-древесины. Ряд последующих моделей этого самолёта — Ла-5, Ла-7 и их модификации, созданные уже в ОКБ-21 под руководством Лавочкина, обнаружили высокие боевые качества и сыграли важную роль в ходе Великой Отечественной войны. Всю войну на самолетах Лавочкина летал и воевал Иван Кожедуб - лётчик-ас времён Великой Отечественной (64 сбитых самолета). Трижды Герой Советского Союза. Самолеты Лавочкина Кожедуб считал лучшими самолетами Второй мировой войны.

После войны С.А. Лавочкин работал над созданием реактивных самолётов: серийный (Ла-15) и многие опытные реактивные истребители.

В 1954 году Лавочкин начинает работу над межконтинентальной сверхзвуковой крылатой ракетой «Буря». Она должна была обеспечить дальность полета 8000 км при стартовом весе 90 т. Первая ступень имела мощный жидкостной ракетный двигатель (ЖРД), с помощью которого должны были осуществляться вертикальный старт, разгон и набор высоты до момента разделения со второй ступенью. Вторая ступень ракеты была крылатой, в качестве двигателя на всем маршруте предлагался сверхзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель (СПВРД).

Феномен Лавочкина заключается в том, что всего через три года от получения правительственного задания на создание «космического самолета» начались летные испытания «Бури».

Только в условиях социализма, в стране еще не восстановившейся после самой ужасной войны, но с государственным планированием, умением направлять гигантские средства на решение первоочередных задач, высокой исполнительской дисциплиной и полным отсутствием коррупции - смогло произойти такое чудо. Подобное невозможно повторить в условиях сегодняшней действительности ни в одном из западных государств, а тем более в постсоветских осколках Великой страны.

Летно-конструкторские испытания «Бури» начались в конце июля 1957 года на полигоне ВВС – Владимировка (севернее Каспийского моря). Первый удачный пуск (пятый) состоялся 22 мая 1958 года. В десятом и одиннадцатом пусках были получены рекордные для того времени результаты - ракета улетела на 1350 км при скорости 3300 км/ч и на 1760 км при скорости 3500 км/ч, соответственно. При пуске 2 декабря 1959 года ракета, оснащенная системой астронавигации, пролетела 4000 км. Это был абсолютный рекорд. После выполнения программы полета ракета была развернута на 210 градусов и далее летела по радиокомандам. Следующие пуски (с пятнадцатого по восемнадцатый) были произведены по длинной трассе - полигон Владимировка - полуостров Камчатка. Последний пуск, при котором ракета пролетела 6500 км, состоялся 16 декабря 1960 года.

Но к тому времени была поставлена на вооружение межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 Королева, уже имелись ракеты на различные дальности, разработанные в КБ В.Н. Челомея и М.К. Янгеля.

 

 

Видимо, потому и было принято решение ограничить стратегический ракетный парк страны баллистическими ракетами. Руководство СССР сочло нецелесообразным создавать еще один носитель.

Неизвестно, как сложилась бы судьба «Бури» и её создателя, если бы первой полетела «Буря». Но история не признает сослагательного наклонения….

Вспоминается старая история, рассказанная Леонидом Заксом – заместителем Лавочкина по испытаниям. Как-то в руки конструкторов «Бури» попал американский журнал, в котором была представлена карта СССР с нанесенными точками взлетов и попаданий, а также трассами полетов отечественных ракет дальнего действия. Там были все ракеты, кроме «Бури». Дело в том, что у НАТО в Турции были системы наблюдения, которые засекали верхнюю часть траектории полета советских ракет. И можно легко рассчитать остальную трассу ракеты, место ее взлета и падения. Но «Буря» была создана по другому принципу, кроме того, она могла совершить маневр в любой заданный момент, поэтому по части ее траектории нельзя было рассчитать весь полет. Это тоже был успех.

Резюме. «Буря» могла летать на трех скоростях звука, неся ядерную бомбу, ориентируясь по звездам. Отклонение машины от цели составляло не более 1 км на дистанции 8000 км, что для ядерного заряда - несущественно. Корпус - титановый. Все - впервые в мире.

Космоплан построили всего за три года. Этот фантастический аппарат и сегодня может достигать Америку, будучи недосягаемым и для истребителей, и для почти всех зенитных ракет США. Ведь он прорывается к цели в космосе!

Генеральный конструктор Семен Лавочкин пытался доказать, что не стоит отказываться от крылатого летательного аппарата с уникальными летно-тактическими данными. Он очень переживал из-за отказа правительства продолжать испытания «Бури», у него резко ухудшилось состояние здоровья. 9 июня 1960 года при испытании системы ПВО «Даль» на полигоне Сары-Шаган (Казахстан) Генеральный конструктор С.А. Лавочкин скончался от острой сердечной недостаточности. Он похоронен на Новодевичьем кладбище. С.А.Лавочкиеу дважды присваивалось звание Героя Социалистического Труда, четырежды присуждалась Сталинская премия.

Лавочкин опередил свое время, поэтому его многие задумки, по разным причинам, в то время не были реализованы. Большинство словарей и энциклопедий описывают заслуги Семена Алексеевича только в авиации, а его деятельность по созданию ракет для систем противовоздушной (ПВО) и противоракетной обороны (ПРО), а также крылатых ракет оказалась столь засекреченной, что о ней почти нигде не упоминается.

Но мы будем помнить его как одного из создателей оборонного щита Советского государства.

Владимир Зуев,

подполковник в отставке,

г. Краматорск