КОСМИЧЕСКИЙ ВЕК АКАДЕМИКА ЧЕРТОКА

 

Прошедший XX век по праву называют космическим: человечество оторвалось от своей «колыбели» – 3емли и устремилось к звездным просторам. Среди прославленных покорителей космоса, способствовавших этому прорыву, важное место занимает патриарх нашей космонавтики Герой Социалистического Труда академик Борис Евсеевич ЧEPTОK. Первого марта 2012 года ему исполнилось бы 100 лет, до юбилея ученый не дожил всего два с половиной месяца...

 Наше заочное знакомство произошло в феврале 2007 года, когда я послал в Ракетно-космическую корпорацию «Энергия» на имя Б.Е. Чертока мою книгу «ЛОЗА» (аббревиатура от первого названия предприятия “Лаборатория опытного завода”) с большим письмом, в котором рассказал об участии подшипниковцев Лозы в создании ракетно-космической техники и попросил  академика упомянуть об этом в своих переиздававшихся тогда мемуарах. 12 февраля состоялся наш первый телефонный разговор. Борис Евсеевич поразил меня своим бодрым и энергичным голосом (ему тогда было уже 95 лет!), приветливостью в разговоре, отличной памятью и большой работоспособностью. Он продолжал ежедневно работать главным научным консультантом в «королёвской фирме» и преподавать студентам МИФИ и МВТУ (в последнем вузе он читал лекции с 1948 года). До 80 лет он сам ездил на работу на личной «Волге», изумляя работников ГАИ.

В тот период он активно участвовал своими рассказами в создании к 100-летию С. П. Королева документального телевизионного цикла «Империя Королёва», снятого фактически по его же книге «Ракеты и люди», хотя фильм не очень удовлетворил автора книги.

Сам Борис Евсеевич никогда нe отказывал телевизионщикам в просьбах рассказать что-нибудь с телеэкрана по различным «космическим» датам и поводам. Рассказчик он был непревзойдённый, в любых аудиториях всегда покорял слушателей своими знаниями, остроумием, живостью изложения. Несколько лет назад на телеканале «Культура» прошёл очень интересный фильм «Борис Черток – выстрел во Вселенную», а к 100-летию ученого-конструктора кинематографисты готовили большой телефильм «100 лет – тангаж нормальный!», который остался, увы, незавершенным... Часть этого фильма была показана на «Культуре» 14 декабря 2011 года, в день кончины Бориса Евсеевича.

*  *  *

С Сергеем Павловичем Королёвым Борис Черток познакомился в Германии сразу после окончания войны. Они были направлены в составе большой группы наших специалистов для изучения трофейной немецкой ракетой техники и для привлечения немецких ракетчиков к её воспроизводству в СССР.

После организации в подмосковных Подлипках ракетного НИИ-88 С.П. Королев был назначен Главным конструктором «Изделия № 1» – управляемой баллистической ракеты дальнего действия. Борис Евсеевич стал с 1951 года фактически его заместителем, а при выделении Особого КБ-1 был в течение многих лет «правой рукой» тогда еще страшно засекреченного Главного конструктора. Вместе они проработали до трагической гибели Сергея Павловича в январе 1966 года.

Б.Е. Черток десятки лет руководил разработкой и созданием систем управления ракетами, космическими аппаратами, в том числе орбитальными и межпланетными станциями, и по заданию С.П Королёва координировал работу других Главных конструкторов ракетно-космической техники. Он был причастен ко всем нашим космическим достижениям, происходившим с пометкой «впервые в мире». В 1957 году среди участников разработки знаменитой королёвской «семерки», ракеты Р-7, Борису Евсеевичу была присуждена Ленинская премия. Он награждён многими орденами СССР и постсоветской России, в 1961 году был удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда.

* * *

В 1974 году он стал заместителем Генерального конструктора НПО «Энергия» по системам управления и в этой должности проработал до 1992 года. По достижении 80-летия Борису Евсеевичу мягко намекнули, что «пора бы и честь знать». С 1993 года и до последних дней жизни он был главным научным консультантом Генерального конструктора РКК «Энергия» им. С.П. Королёва.

Высвободившееся от ответственных производственных и научных дел время его любимая спутница жизни, с которой они вместе прожили семь десятков лет, настойчиво посоветовала употребить на создание мемуаров, достойных выдающихся соратников «последнего из могикан» нашей космонавтики. Кроме Бориса Евсеевича совершить такой подвиг было уже, увы, некому…

Первые два издания четырехтомника «Ракеты и люди» увидели свет в 1994-1999 годах. Борис Евсеевич с гордостью дарил их любимой жене. Эти книги вышли также в Германии, Японии и США. Последнее великолепное издание было осуществлёно в 2005-2007 годах.

* * *

Как-то Борис Евсеевнч сказал мне, что по многочисленным просьбам читателей своей книги он продолжает работу над пятым томом космической эпопеи, но испытывает большие трудности со зрением и слухом. Я предложил ему включить в этот том главу «Соучастники космических свершений» о предприятиях-смежниках, помогавших ракетчикам. К сожалению, пятый том не родился, но в 2011 году под редакцией академика Чертока вышла не менее уникальная большая книга «Космонавтика XXI века», в которой даны прогнозы учёных по развитию исследований ближнего и дальнего космоса на целый век вперед.

Необыкновенная память Бориса Евсеевича сохранила десятки интереснейших эпизодов из истории освоения космоса, из жизни причастных к этому выдающихся деятелей науки и техники, о которых он живо и с юмором рассказал в своей книге. Приведу один случай, поразивший меня своей невероятностью.

В начале 1961 года впервые в мире была предпринята попытка послать на Венеру автоматическую станцию. В ней находился вымпел с гербом Советского Союза и памятной медалью, которые были особо защищены, чтобы не сгореть в атмосфере планеты, а попасть на её поверхность. Правда, тогда ещё не знали, что и поверхность Венеры раскалена до 500 градусов.

Так вот эта станция не вышла на трассу полёта к «утренней звезде» из-за отказа двигателя четвертой ступени ракеты, а осталась на земной орбите и через короткое время упала на Землю неизвестно где. Для зарубежных «наблюдателей» опубликовали сообщение ТАСС о запуске тяжёлого спутника массой более шести тонн. Так как ни одна из стран мира не заявила о падении обломков космического аппарата на своей территории, то наши покорители космоса решили, что «Венера-1» упала в океан.

Каково же было изумление Б.Е. Чертока, когда через полтора года (!) С.П. Королёв вызвал его к себе и вручил свёрток, полученный из Академии Наук, куда он попал из Комитета госбезопасности. Развернув бумагу, Борис Евсеевич увидел закопченый и покореженный вымпел и медаль венерианской станции! Оказалось, что в глухой сибирской тайге, в маленькой деревушке, какой-то мальчик, купаясь в притоке речки Бирюсы, наступил ногой на непонятную железяку, но не выбросил её подальше, а принёс отцу. Тот обратился в милицию, та – в КГБ, ну и так далее... Любой математик рассчитает, что вероятность такого события равна нулю, но оно произошло! Прямо как «очевидное-невероятное».

* * *

В книге «Ракеты и люди» Борис Евсеевич не обошёл молчанием и историю возникновения под Загорском уникального предприятия «Новостройка» для проведения натурных комплексных испытаний ракет, космических аппаратов, орбитальных и межпланетных станций. Очень интересно читать живой рассказ участника самого первого огневого испытания ракеты Р-1 18 декабря 1949 года. От этой даты ведётся отсчет летописи НИИХиммаша, без чьих испытаний не получили бы права на космические полёты никакие самые экзотические создания ракетчиков, вплоть до знаменитого «Бурана». Осталась неиспытанной в Новостройке лишь гигантская лунная ракета Н-1, мечта С.П. Королёва.

Борис Евсеевич Черток навсегда останется в памяти всех, его знавших, как чрезвычайно яркая личность, талантливый учёный-конструктор, организатор науки и производства, внёсший огромный вклад в достижения отечественной космонавтики, и как удивительно  добрый, щедрый на душевную теплоту и обаятельный человек.

Владимир ЭЛЬЧИЕВ