Беда бедных  детей

 

Недавно Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) и Независимый институт социальной политики представили в Москве доклад «Анализ положения детей в РФ: на пути к обществу равных возможностей». Главной социальной бедой авторы документа обозначили бедность.

Казалось бы, – эка, удивили! А то мы и сами не знаем, что население России нищает на глазах. Это еще в столице можно оставаться на сей счет в неведении, а чем глубже в провинцию, тем проблема ярче и выпуклей.

И все-таки авторы доклада смогли растревожить аудиторию. Уж очень интересна точка зрения, угол, под которым международные эксперты и их соавторы из России навели лорнетку на наши несчастья.

Главный акцент в документе сделан на том, что бедны в России… дети. Во вступительном слове так прямо и сказано: «Бедность есть всегда и везде, и бедность детей не исключение. Но общество платит разную цену за бедность детей и других поколений. Именно в отношении детей самое опасное – так называемая «ловушка бедности». Дети из бедных семей имеют меньше шансов на хорошее образование, меньше ресурсов на поддержку здоровья, более низкую конкурентоспособность на рынке труда и в прочих сферах экономической активности, более высокие риски маргинализации и, в конце концов, преждевременной смерти. Далее эта спираль продолжает работать против последующих поколений детей. Проблема многократно усиливается в силу неравномерности социально-экономического развития территорий России: дети в разных регионах имеют разные риски бедности и разные шансы на благополучие. Задача социального государства – не допустить, чтобы эта «ловушка бедности» захлопнулась».

По данным доклада, в России «содержать детей без особых проблем могут 25% семей, 50% – уже с трудом, 25% – вообще не в состоянии». Что конкретно имеется в виду? Здесь стоит вспомнить, что три месяца назад, в ноябре 2011 года, в Москве прошел «круглый стол» «От прожиточного минимума – к стандарту экономической устойчивости семьи» с участием чиновников, экономистов, общественников. И на этом форуме было вынесено резюме: «Сегодня бороться с бедностью так же, как 17 лет назад – в пределах прожиточного минимума, нельзя. К такому мнению склоняется большинство экспертов в сфере социальной политики. Очевидно, что прожиточный минимум – очень старый индикатор. Он был принят еще в 1994 году, не описывает сегодняшнюю реальность и не мотивирует к труду.

Кроме того, он не учитывает потребности семьи, в которой, как правило, и живут люди (а значит, не может способствовать выполнению программ по стимулированию семьи и рождаемости, которые активно декларируются государством). Именно поэтому, по мнению экспертов, в качестве ориентира следует предложить стандарт экономической устойчивости семьи, который учитывает и доходы, и расходы. Стандарт экономической устойчивости семьи – это то, сколько должны зарабатывать родители, чтобы семья с детьми не выживала, а жила на уровне достатка, имея детские коляски и велосипеды, простейшую бытовую технику, позволяя себе загородный отдых. Принципиальное различие двух величин в том, что первая выстроена как гарантия, предоставляемая государством по типу обязательного соцобеспечения, а вторая зарабатывается человеком самостоятельно, но при помощи государства, которое создаст для этого условия».

Уже выведена формула, по которой можно высчитать этот стандарт экономической устойчивости, – он должен быть в 2,5 раза больше прожиточного минимума. То есть для дзержинской семьи из четырех человек это 60 тысяч рублей. Семья с одним ребенком должна иметь доход 45 тысяч. Если у вас трое ребятишек – уже 75 тысяч. А про многодетных и подумать страшно. Мы как-то писали про Сажиных? Им нужно зарабатывать – страшно представить – 165 тысяч рублей! Страшно, потому что реально они живут на десять.

Как распорядятся хозяева жизни впредь новым экономическим термином, можно только предполагать. И хотя прозвучало на вышеупомянутом «круглом столе» в докладе главного научного сотрудника Института экономики РАН Людмилы Ржаницыной, что «СЭУ должен стать для работодателей ориентиром, определяющим заработную плату», но это похоже, скорее, на шутку.

Потому что ни полслова экономисты не сказали о механизмах, которые подтолкнут работодателей раскошелиться.

А вот родителям новые стандарты на полном серьезе могут вменить в обязанность – нужно же детей из «ловушки бедности» вызволять. А не потянут папы и мамы – что ж… Кроме семьи есть и другие формы организации жизни. Вот как изящно, например, на сей счет выразилась и.о. директора Независимого института социальной политики (соавтор доклада ЮНИСЕФ) Лилия Овчарова: «В результате сложившейся в Российской Федерации модели распределения полномочий по обеспечению и развитию детей между рынком, государством и домохозяйствами дети оказались в наиболее уязвимом положении». И дальше: «Национальный план действий в интересах детей мы рассматриваем как механизм, способный изменить данную ситуацию». Понимаете, да? Если ваше «домохозяйство» не справится с обеспечением ребенка, то ведь всегда можно «перераспределить полномочия».

Все это напоминает Форсайт-проект «Детство-2030», который, как вы помните, предполагает, что к 2020 году общество должно избавиться от стереотипа, что «дети растут в семье». Ну чтобы ребятишек можно было «эвакуировать» из семей, которые «тормозят развитие», в «компетентные воспитательные сообщества». В общем, «социальный лифт» для бедных из «Детства-2030» – это не что иное, как шаг «на пути к обществу равных возможностей» из последнего доклада ЮНИСЕФ.

Такая связь неудивительна. Еще в 2010 году на общественных слушаниях по итогам Всемирной выставки ЭКСПО-2010 в Шанхае, где форсайт-проект «Детство-2030» был основой гуманитарной программы российской экспозиции, было решено «включить обобщенный опыт работы проектных лабораторий «Детство-2030» с привлечением экспертного мнения ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО в проект «Национального плана действий в интересах детей».

Имеется в виду тот самый «Национальный план действий…», который «позволит распределить полномочия по обеспечению и развитию детей между рынком, государством и домохозяйствами». Судьбоносный документ находится в разработке под эгидой Совета Федерации. По словам члена президентского совета по развитию гражданского общества и правам человека Алексея Голованя, последний доклад ЮНИСЕФ может стать основой этого «Национального плана…».

Евгения Павлычева

№ 8 (634)

http://www.reporter-dz.ru/