Мракобесие - или ... ?

 

12 апреля 2012 г., в Международный день авиации и космонавтики, в общеобразовательной школе Авиагородка, г. Домодедово, где учится моя старшая дочь, первоклассница Люба, учительница обучала детей религии. Вместо рассказов о дне космонавтики, о людях, создавших аэропорт Домодедово и сам Авиагородок, она говорила о гибели Иисуса Христа на горе Голгофа и его воскрешении из мёртвых и объясняла, почему люди после этого поверили в бога. Затем дети стали раскрашивать пасхальные яйца. Рассказ сопровождался наглядным материалом: помимо ранее вывешенной в кабинете иконы появились плакаты с Иисусом, с текстами молитв и прочая религиозная атрибутика. Узнав об этом, я побывал в школе и увидел религиозную пропаганду и предметы религиозного культа буквально везде, где бывают первоклассники.

Учительница Скоробогатова Е.Г. отказалась разговаривать со мной, а так же убрать предметы религиозного культа из класса. В ответ я получил контрпредложение: убрать моего ребёнка из школы. После чего меня послали к директору. Разговор с директором Сергеевой Н.Н. ни к чему не привёл: избавляться от предметов культа на территории школы никто не собирался. Более того, Сергеева Н.Н. и Скоробогатова Е.Г. начали кампанию по выдворению Любы из школы и недопущению к поступлению в 1-й класс нашей средней дочки. Действия педагогов вынудили меня обратиться в «Рособрнадзор» и Московскую областную прокуратуру. Подробно останавливаться на этом не имеет смысла, ознакомиться с происходившим может любой по адресу http://sergey-gurin.livejournal.com/.

Педагоги, подобные Н.Н.Сергеевой и Е.Г.Скоробогатовой, прикрывают свои действия тем, что якобы прививают детям «базовые национальные ценности» – при этом почему-то исключительно в форме русского православия. Они заявляют, что понять отечественную историю, литературу, искусство, всё то, чем жили наши предки, и то, что отличает современную Россию от других стран, можно только в контексте православной духовной традиции. На каком-то основании ставят знак равенства между русским и православным, между нравственностью и религией.

Но так ли безобидны их утверждения?

Предположим, что Сергеевой и Скоробогатовой неизвестно истинное происхождение жизни на Земле, развитие биологических видов и пр. Но даже нынешнего школьного курса биологии для этого пока достаточно. Сергеева Н.Н. и Скоробогатова Е.Г. не могут не знать, что бог и тут ничего не сделал.

Сложно представить, что они искренне верят, что небо – это твердь, свет был создан раньше Солнца, а Солнце и Луна были созданы для религиозных знамений позже Земли? Если это так, то непонятно, как они вообще с таким миропониманием попали в общеобразовательное учебное заведение. Да и в Авиагородке, где трудятся эти педагоги, невозможно встретить человека, который считает, будто Земля образовалась раньше Солнца и пр.

Перечисленного вполне достаточно, чтобы понять, что Сергеева. и  Скоробогатова не являются верующими. Но зачем они пытаются при этом втянуть в православие малолетних детей, сделать так, чтобы дети не знали элементарных истин, выстраданных человечеством и усвоенных самими «учителями» на школьной скамье? Чей социальный заказ они выполняют? Что лично приобретают от втягивания в православие малолетних детей?

Попробую ответить на поставленные вопросы.

Для начала разберёмся, почему так опасно религиозное обучение малолетних детей в общеобразовательной школе? Дети верят всему тому, что им рассказывают взрослые, они неспособны критически относится к высказываниям и действиям педагогов. В первом классе они готовы верить в Деда Мороза, Снегурочку, в безусловную человеческую доброту, в то, что учительница всегда права. Они ещё неспособны взглянуть со стороны на многие вещи и процессы. И что происходит с мышлением ребёнка, если он получает на уроках взаимоисключающие «абсолютные истины»? Образование звёзд и планет происходит из газопылевых туманностей – и/или бог создал две бесконечные твёрдые поверхности с воздушной прослойкой между ними: землю и небесную твердь. Образование всего живого на земле началось с простейших в воде, эволюция до человека заняла несколько миллиардов лет – и/или бог за несколько дней создал всё живое, включая человека. Подобные противоречия можно перечислять очень долго, они касаются не только естественных наук, но норм морали, права, отношений в семье и других фундаментальных вопросов.

При получении на уроках взаимно исключающих друг друга «истин» у ребёнка перестаёт развиваться мышление. Оно становится подобным синкретическому мышлению дикаря, т.е. дети напрочь лишаются возможности мыслить логически.

Говорить о том, что библия, христианство (в православном варианте) для нашей страны являются культурным ядром – это сознательный обман. Православие, безусловно, часть нашей истории, но достаточно лишь начать интересоваться данным вопросом, чтобы понять: уже с XVIII века (века торжества светской культуры) «культурным ядром» оно никак не является. Достаточно прочитать книги таких писателей, филологов и литераторов, как П.П. Баженов, А.С. Пушкин, В.И. Даль, В.И. Костылёв, и др.

А с исторической позиции достаточно изучить дореволюционное право и последствия его применения, чтобы увидеть: сколько безвинных людей было уничтожено, либо чья жизнь была искалечена каторгой, тюрьмой или ссылкой по вине и в защиту православия в России.

Вся страна с огромной мощью промышленности, транспорта, науки, культуры, которые теперь полностью подорваны, – досталась нам в наследство от наших родителей, дедов и прадедов, строителей советского государства, чья жизнь никакого отношения к православию не имела. Мой прадед был казачьим атаманом на Украине и устанавливал советскую власть, прадеды моей супруги передавали церковное имущество нуждающимся людям, командовали партизанскими отрядами во время Великой Отечественной войны, руководили колхозами... Почему мы, их потомки, должны предавать всё то, что они делали ради будущих поколений, забывая, что они, помимо прочего, избавили нас от дурного влияния церкви? Почему мы должны позволять «педагогам» тормозить развитие наших детей?

Современная школа – это то, что осталось от школы советской. Феномен общеобразовательной школы, единой для всех граждан, не существовал в дореволюционной России. Советская школа готовила кадры для промышленности, сельского хозяйства, армии, средних специальных учебных заведений и ВУЗов – и все это оказывало определённое влияние на качество образования. Именно заказ различных отраслей хозяйства, науки, культуры формировал критерии, которым был обязан соответствовать выпускник общеобразовательной школы. Никакое господство бюрократии не могло прервать установившуюся после революции традицию масштабной подготовки высококлассных специалистов, столь нужных стране. Сейчас Министерство образования выдумывает критерии качества подведомственных ему учебных учреждений по одному ему известным правилам, без учёта мнения «потребителей их продукции». Из-за этого даже выпускники-медалисты демонстрируют низкий уровень подготовки по сравнению со средним советским школьником. Мы, родители, остались единственными, кого в настоящее время заботит качество работы учителей. Почему же мы (в общей своей массе) так наплевательски относимся к тому, что происходит в школе с нашими детьми? Не с теми оценками, которые они получат за своё послушание и готовность выслушивать религиозный бред, а с реальной работой по развитию личности ребёнка? Почему мы сообща не заботимся, чтобы каждый ребенок формировался как личность с развитым логическим и творческим мышлением? С мышлением, в котором разнородные представления о мироустройстве (религиозные и научные) не связываются недифференцированно друг с другом, прикрытые как будто религиозной традицией России.

Но почему религия так популярна в среде школьных педагогов? Думаю, что во-первых, ссылка на религию крайне выгодна, в том числе нерадивым педагогам, с точки зрения минимальной затраты собственного труда, направленного на развитие личности каждого доверенного им ребёнка. Для нерадивого педагога знания о том, что все дети по природе талантливы и только от педагогических способностей и трудолюбия учителей зависит их развитие и успеваемость, – это знания, о которых хотелось бы забыть ради собственного спокойствия и благополучия. Во-вторых, религия в школе крайне выгодна церковникам, которые стремятся сформировать залог собственного благополучия за счёт наших детей, вероятных будущих прихожан их церквей. Наконец, если взглянуть на происходящий процесс катехизации школы с позиции усиленного продвижения в Россию за зарубежные гранды болонской системы разделения учеников на два коридора: элитные школы (коридор А – около 10% детей) и массовые школ (коридор Б – около 90% детей), то мы увидим, что религия в школе ложится на «удобренную почву» и является вполне востребованной системой. В дальнейшем, при пассивном отношении общества, она может стать эффективным инструментом по формированию у детей коридора Б синкретического мышления. Эти дети, как и во Франции, где для поступления в ВУЗ не надо сдавать экзамены, так же будут исключаться из ВУЗов после первой сессии. Исключают подобных выпускников школы коридора Б во Франции из-за неразвитой в школе способности освоить программу высшего учебного заведения, у которого есть заказчик из военно-промышленного комплекса, медицины, культуры и других социально значимых секторов общества. Подобные люди толпы легко управляемы через СМИ, не способны в принципе формулировать и отстаивать свою точку зрения, свои убеждения. Тем более, они не способны к творческой деятельности по изменению окружающей их действительности, по преобразованию существующих социальных отношений.

Совершенно непонятны позиции родителей, которые боятся отстаивать права и интересы своих детей. Давайте осознаем, что будущее наших детей теперь зависит только от нас: советской системы, ориентированной на всестороннее развитие личности, сегодня нет.

к.т.н. С.Е.Гурин