Имя этой беды – клерикализация

 

Будучи доцентом кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия ВС РФ» – правопреемника легендарных Военной академии имени М. В. Фрунзе, Военной академии бронетанковых войск имени Р. Я. Малиновского и многих других прославленных военных ВУЗов, я могу свидетельствовать, что заявленная тема конференции (текст статьи по выступлению на Международной научно-практической конференции «Новые вызовы свободе совести в современной России», состоявшейся в Москве в Центральном доме журналиста 26 июня 2012 года) для Вооруженных Сил Российской Федерации является очень актуальной. Прежде всего потому, что учреждение института военных священников очевидным образом нарушает принципы светскости государства, свободы совести и вероисповедания, которые, как известно, лежат в основе конституционного устройства России.

К сожалению, проблема внедрения в армию этого контингента (священнослужителей – ред.) создает очень серьезные проблемы для перспектив позитивного развития общества и государства. Главная опасность введения в штаты воинских частей священнослужителей в том, что клерикализация армии и флота нарушает основополагающие принципы самой концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Согласно этим принципам в процессе информационно-воспитательной работы требуется установить, в какой степени удается сформировать у обучаемых научное мировоззрение, убеждения, представления, моральные нормы и принципы.

Вероятно, здесь излишне разъяснять, что научное мировоззрение в процессе воспитания военнослужащих и является тем универсальным концептом, которому отвечают и на котором базируются все проявления общественной, политической, экономической и культурной жизни нашего светского конституционного государства.

Тем не менее, показательный в своей реакционности священнослужитель, глава одного из Синодальных отделов РПЦ МП Всеволод Чаплин рекомендует прямо противоположное: «Надо, наконец, развенчать химеру так называемого научного мировоззрения». Насколько известно, священнослужители его ранга являются в церковных кругах своеобразным эталоном, на который следует равняться остальным. Надо полагать, что это касается и тех священнослужителей, которые направляются в Вооруженные Силы.

Поэтому мне бы хотелось именно этой квалифицированной аудитории высказать некоторые собственные мысли по поводу того, что могло привести к такому абсурду, что способствовало клерикализации армии и флота...

Проблема, на мой взгляд, гораздо глубже, чем кажется это многим нашим соотечественникам. Поэтому считаю себя не вправе не привлечь внимание общественности к тем деструктивным процессам, которые захватили сегодня Вооруженные силы.

Имя этой беды – клерикализация.

Совершенно естественно, что мы все любим нашу Родину и хотим видеть ее благополучной и, в том числе, сильной и защищенной. У нас, военнослужащих, тоже другой Родины нет. Поэтому, когда политики с помощью клерикалов под предлогом «реформ» пытаются превратить армию, стоящую на ее защите, в духовно-мировоззренческое «средневековое болото», мы отдаем себе отчет в том, что происходит и чем это чревато...

То, что мне неоднократно приходилось определять это «заболевание» клерикализацией, неизменно вызывало нескрываемое негодование, как со стороны представителей религиозных структур, так и сотрудничающих с ними генералов. При этом, очень интересно, что весь набор аргументов тех и других сводится к тому, что наш «народ-богоносец нуждается в пастырях», что «русский – значит православный» и т.п.. Очевидно, что подобного рода кликушеством, основанным на хорошо известных мифах, такие «аргументы» и исчерпываются. В то время, как свидетельства истории России не оставляют от них ничего, кроме пустых слов.

Итак, что же было изначальным источником клерикализации армии и флота, что явилось основой этого процесса?

Как мне представляется, все началось с того, что в Концепцию воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденную приказом Министра обороны РФ от 11 марта 2004 г. № 70, мощное клерикально-черносотенное лобби в партии власти продавило, в виде приоритетного направления государственно-патриотического воспитания военнослужащих, пункт о творческом использовании воспитательного потенциала различных религиозных конфессий. Тогда как пункт о совершенствовании интернационального воспитания военнослужащих в духе дружбы народов РФ, поставило на следующее за ним место. Это и стало началом «заболевания», так как именно религиозные, чаще всего – православные, представления очень часто связаны с проявлениями националистических предрассудков, с негативным отношением к людям другой национальности и другой веры.

Считать продавленный приоритет позитивным достижением просто абсурдно, так как все выглядит совсем наоборот. Приоритетом в Вооруженных силах многонационального и поликонфессионального государства должна быть никак не религия, а интернационализм, с которым не совместимы тенденции религиозной исключительности, шовинизма и национализма…

Нельзя не отметить, что руководство РПЦ умудряется нарушить даже ту Концепцию воспитания военнослужащих Вооруженных Сил РФ, в которую клерикализация внедрена в виде приоритета.

Дело в том, что в Концепции справедливо отмечено, что «…Изменилась направленность жизненных приоритетов. Принижено чувство коллективизма и общественная активность». Но при этом предстоятель церкви открыто призывает к индивидуализму, антитезе коллективизма.

31 мая 2011 года, во время посещения патриархом Кириллом Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил РФ, в конференц-зале Академии состоялась его встреча с высшим командованием и генералитетом Вооруженных сил. На встрече присутствовали Министр обороны РФ, руководящий состав Генерального штаба и центральных органов военного управления, главнокомандующие видов и родов войск, командующие округов и флотов Министерства обороны РФ, а также профессорско-преподавательский состав, слушатели и выпускники многих военных учебных заведений. После речи, с которой обратился патриарх к присутствующим, возникло много вопросов. Собственно, все это парадоксальное шоу, нарушившее учебный процесс, отвлекло командование и профессорско-преподавательский состав Академии, т.к. было посвящено убеждению патриархом Кириллом офицерского состава в необходимости скорейшего введения штатных должностей армейских православных священников в Вооруженных силах России. Основной аргумент такой «необходимости» патриарх сформулировал в тезисе: «Самым главным приоритетом является страх Божий, страх как нравственная категория».

Несомненно, страх смерти имеет свою основу в биологическом чувстве самосохранения. Человек больше всего боится смерти, когда его собственное «я» для него становится центром мира. Индивидуалистически настроенный военнослужащий в идеале не имеет другого объекта, кроме самого себя, и поэтому чувствует непреодолимую потребность верить в свое бессмертие. Чем глубже проникает в человеческую душу индивидуализм, тем прочнее укрепляется в ней страх смерти. Доведенный до самой крайности, он побуждает индивидуума считать свое личное бессмертие главным приоритетом. К чему может привести такое «воспитание» военнослужащих, предположить нетрудно. Недаром еще Г.В. Плеханов замечал, что «свойственный новейшему человечеству страх смерти, обусловливающий собою современное религиозное учение о бессмертии души, есть продукт индивидуализма».

В армии светской поликонфессиональной России служат воины разных национальностей и верований. Законы РФ гарантируют всем своим гражданам, как верующим, так и неверующим, равные права. При этом, они обеспечивают гражданам право открыто и беспрепятственно говорить о своих религиозных или нерелигиозных убеждениях, пропагандировать их или защищать. Но сложилась такая ситуация, что Московская патриархия в целях подавления своих конкурентов на религиозном рынке – или в борьбе за души верующих, как еще говорят, – добивается того, чтобы открытое исповедание других религиозных мировоззрений, например, католического, протестантских, старообрядческого, иеговистского и прочих было запрещено…

В интенсивном проникновении РПЦ в армию, как и в другие государственные структуры, эта религиозная организация пользуется государственной поддержкой. Попытка фактического огосударствления одной из конфессий в многонациональной и поликонфессиональной стране представляется недальновидной, создающей предпосылки для усиления и обострения скрытой межконфессиональной и межнациональной борьбы, способной выразиться в последующих опасных проявлениях национальной и религиозной розни, нарушающей статью 13 Конституции РФ.

Как отдельные чиновники РПЦ, так и различные ее представители, ссылаясь на православие, ведут планомерную работу по формированию неприязни и нетерпимости по религиозному признаку. То есть, у всех на глазах, при лояльности к тому властей и «органов», на средства государства, в виде идеологической кампании совершается очевидное преступление, направленное против блага государства и общества.

В качестве одного из примеров к доказательству того, что правовое внимание к сложившейся ситуации в армии безотлагательно, могу предложить фильм «Батюшки особого назначения» Алексея Денисова, который распространяется Управлением по работе с верующими военнослужащими ВС РФ. Это совместный проект Данилова монастыря, телеканала «Россия» и благотворительного фонда «Крейсер “Варяг”», в котором заместитель председателя отдела РПЦ по взаимодействию с Вооруженными силами игумен Савва (Молчанов), в нарушение статей 28 и 29 Конституции РФ, например, изрекает следующее: «То, что касается конфликтов межрелигиозных в воинских коллективах, то это догадки несведущих людей, либо просто ложь, ложь атеистов. Потому что человек, когда он верит, он с особым уважением относится к тому, кто исповедует другую религию. Поверьте мне, что мусульманин к офицеру, который не верит ни во что, он никак относится не будет, но к офицеру, который носит в своей душе веру православную, мусульманин будет относиться с высочайшим уважением». Кроме того, что подобные уверения просто смешны, такая антиконституционная пропаганда не может и не возмущать. По какому праву этот священник в фильме, который смотрят военнослужащие, формирует неприязнь к неверующим или атеистам? Получается, что член религиозного сообщества, вокруг которого сегодня кипят скандалы, связанные с падением нравов, коррупцией и лицемерием, относит все эти и другие пороки на счет как раз безверия, которое отождествляется с атеизмом?

Использование подобного «научно-методического материала» со стороны структурного подразделения МО РФ, с моей точки зрения, как специалиста, занимающегося подготовкой элиты Вооруженных сил – офицеров для выдвижения на воинскую должность командира бригады, представляется абсурдным и антиконституционным. Собственно, и вся остальная деятельность сегодняшнего Управления по работе с верующими военнослужащими ВС РФ напоминает, по словам М.Горького, «христианское стремление дать людям вместо хлеба насущного мыльные пузыри».

Все это происходит в то время, когда в штатах бригад нового облика упразднены должности помощников командира по правовой работе и некому проводить правовую экспертизу проектов приказов командира (начальника)…

При дефиците юристов в ВС РФ, правовой беспредел с фактической подменой их православными священнослужителями происходит в то время, когда в соответствии со ст.11 «Наставления по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации» (утверждено Министром обороны РФ 08.08.2001): «В период вооруженного конфликта для решения вопросов, касающихся применения норм международного гуманитарного права, командиры (начальники) в случае необходимости привлекают юридических советников, обязанности которых возложены в соединении (части) на помощника командира по правовой работе»…

В заключение, мне бы хотелось представить еще одно печально-курьезное доказательство того абсурда, к которому уже привел процесс клерикализации нашей армии:

23 ноября 2011 года на презентации новой книги «Православная церковь при новом патриархе» в Московском центре Карнеги я был вынужден публично обратиться к игумену Московской патриархии Петру (Валентину Андреевичу Мещеринову) с просьбой донести по своей церковной линии через председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерея Димитрия Смирнова информацию о катастрофическом состоянии правовой работы в Вооруженных силах до Министра обороны РФ Сердюкова А.Э. Иного способа достучаться до Министра обороны доценту военного ВУЗа в нашем «правовом» государстве, оказывается, нет.

Это ли не позор армии и государства Российского XXI века?!

к.юр.н. С.В. ИВАНЕЕВ

(приведено с сокращениями)