Карфаген должен быть  разрушен

 

Капитализм должен погибнуть,

чтобы жило человечество!

Коммунистический Интернационал,

1917 г.

1. Эффективен ли эффективный собственник?

Есть такая категория людей – либералы. Ну, очень свободолюбивая публика – у них всё сводится к свободе! Даже если всё вокруг плохо, зато у нас – свобода! Сколько слов сказано и написано по этому поводу – потоки! Но у вдумчивого слушателя (читателя) возникают простые вопросы: Для кого свобода? Для собственников и только? Для чего свобода? Для того, чтобы не стеснять себя нелепыми, с их точки зрения, ограничениями в виде социальных отчислений? От чего свобода? Последний вопрос особенно интересный! Свобода от ответственности за дела и слова, от совести, наконец?

В действительности же ещё философ-материалист Б.Спиноза (1632-1677) высказал мудрое положение: «Свобода – это познанная необходимость», а К. Маркс уточнил, что из этого следует действие, т.е. дело и ответственность за него.

И вдумчивому человеку становится совершенно ясно, что все эти потоки слов – дымовая завеса… Как советует С. Кара-Мурза в своей замечательной книге «Манипуляция сознанием», вдумаемся, о чём умалчивают либералы.

Для начала рассмотрим учебный пример. Пусть на каком-то производстве работают 1000 человек. Естественно, имеются директор и некоторое количество управленцев-организаторов производства, в число которых входят главный инженер, снабженцы и реализаторы готовой продукции, бухгалтеры, экономисты, начальники цехов, бригадиры; есть также охрана. Неважно, как они называются, важно, что они обеспечивают ритмичное, без помех, производство.

Пусть в результате реализации продукции, произведенной за месяц, получена некоторая сумма денег S, а на производство и его организацию затрачено S0 денег. Ясно, что прибыль Р – это разность стоимости реализации и затрат на производство, P=S-S0. Кто оказывается у этого «пирога»? Директор, организаторы (каждый по-своему) производства и рабочие. Каждый получает заработную плату за свой труд, и, вроде бы, все довольны… Социальное партнёрство, знаете ли, никаких конфликтов – идиллия!

А что же там, за дымовой завесой демагогии либералов? Это мы увидим попозже. А пока заглянем на кухню, где распределяется упомянутая прибыль.

Выясняется, что рабочий вовсе не получает всего заработанного. Хорошо, если ему перепадёт 20%. Кстати, соотношение 80:20 – весьма любимое у либералов. Из этого варианта, еще весьма удачного для рабочего, и будем исходить. Итак, рабочих – 1000 человек, а каждый недополучает по 0,8 от заработанного.

Например, у украинского рабочего средняя зарплата составляет 3000 грн, а должна составлять 15 000 грн. Итого за месяц недоплачено – 15 000х0,8х1000=12 000 000 грн. Куда идёт эта часть пирога, называемая в классике политэкономии прибавочной стоимостью? Не надо даже гадать – прямиком в необъятный карман директора. И неважно, что этот карман находится в банке… Да, он может поделиться малой толикой с теми, кто рьяно блюдёт его интересы. Например, с бригадирами-надсмотрщиками… Но даже лев не имеет такой доли! Во жадность без границ!

Так что весьма сомнительная идиллия… А что позволяет директору так внаглую облапошивать рабочих? Всё элементарно – он владелец завода (фабрики, газеты, парохода…)! Собственник!

Историю овладения заводом, чтобы не расстраиваться, мы опустим – рассмотрим настоящее…

Самое время вернуться к дымовой завесе, точнее к тому, что находится за ней. Там, конечно, много кое-чего есть. Выделим из этого горячо любимое либералами: директор – это не так себе главный управленец, это – работодатель, т.е. благодетель, отец родной! Без него рабочий подыхал бы с голодухи (вот оно – право свободного выбора!) где-нибудь под забором… Пусть скажет спасибо за пятую часть от заработанного!

И всё-таки, как же попал к собственнику этот завод? Неужели построил за кровные? Даже если и так, то что из этого следует? Жадность и наглость? Смотри-ка, кто бы подумал!

Вторая, не менее привлекательная, по замыслу либерала, мысль: директор – эффективный собственник. В отличие от пресловутой общественной собственности при социализме: если это – общее, то, значит, ничьё! И какая уж тут эффективность – вот апофеоз либеральной мысли!

О, да!.. Но давайте-ка оценим эффективность собственника. Если на заре капитализма владелец производства был и управляющим, и инженером, и экономистом, и крутился он как белка в колесе, не забывая, впрочем, о своём кармане, то по мере сращивания производственного и финансового капитала у владельца производства появлялось всё большее желание отойти от суматошных дел, перепоручив их менеджеру, с тем, чтобы более эффективно использовать… своё свободное время на благородный вист, на не менее благородный бильярд, на прекрасных дам, на прогулки на яхте… Да мало ли радостей на белом свете!

И в самом деле, зачем напрягаться, если менеджер справится с этим лучше, тем более, что у него есть соответствующее образование! Да, ему надо платить и хорошо платить! Да, за ним надо присматривать, чтоб не прихватил лишнего. Но зато не надо мучаться по поводу эффективного управления производством, нет головной боли из-за конфликтов с персоналом и работягами… Мерзкие забастовки вечно недовольных пролетариев, митинги, манифестации и прочие неприятности. А тут стриги себе (и почти только себе!) купоны, и в ус не дуй!

Итак, какова современная социальная функция у собственника средств производства? Грамотно стричь купоны и рассуждать о преимуществах либеральной модели экономики и устройства общества. А государству нефиг лезть не в своё дело! Государство – это всего лишь ночной сторож их капиталов! У него (его чиновников) своя кормушка! И главное, – донести рассуждения либералов до широких масс и добиться того, чтобы они в это безоговорочно поверили. Ну, тут уж приходится раскошеливаться на СМИ, на творческую интеллигенцию… Издержки производства, знаете ли!

Кстати, о СМИ. Правильнее их называть СММС. С какой стороны ни смотри – одно и то же! А расшифровка такова: средства массовой манипуляции сознанием.

Так и хочется задать крамольный вопрос: «Зачем же нужен этот собственник?» Действительно, зачем?

Итак, мы имеем эффективность одного человека за счёт множества вроде бы свободных граждан – каждый волен распоряжаться своей рабочей силой. В классике марксизма-ленинизма и просто в народе для собственника одно имя – паразит!!! Конечно, находятся собственники-любители порулить, которые управляют предприятием самостоятельно… Но всё равно они – паразиты, ибо присваивают прибавочную стоимость!

2. Стоит ли сокрушаться?

Рассмотрим теперь совокупную эффективность отдельного капиталистического государства, в котором правят эффективные собственники (элита!?), для большинства его граждан. Учтём также несметную орду чиновников, которые могут обглодать любой бюджет... Судей и прокуроров… ОМОН и прочих прихлебателей-охранителей капиталистических устоев… Полчища посредников между производителем и потребителем… Вкупе с «интеллигенцией»… Всяких там дилеров и киллеров… И всё это воспето в виде триллеров и прочей поп-культуры…

Боже мой, сколько паразитов – несть им числа! Семеро с ложкой на одного с сошкой! Славная компашка! А не пора ли разобраться с этой компашкой?

Отметим попутно, что компашку эту содержит большей частью государство, т.е., в конечном счёте, трудящиеся, и лишь частично – сами олигархи (разбогатевшие на украденном у того же народа – ред.)..

Рассмотрим обыденную ситуацию. Примем, что в Украине трудящихся – 10 млн. Пусть за минуту «эффективные собственники» украли по одной гривне у каждого трудящегося. Иной обыватель скажет: «Стоит ли о гривне сокрушаться? Да подавитесь вы той гривной!» Но ведь за минуточку у ворья (простите, эффективных собственников!) образуется 10 000 000 грн!

Посмотрим на это с другой стороны – сколько в месяце таких минуточек: в часе их 60, в месяце 200 рабочих часов, итого – 12 000 минуток и, следовательно, убыток каждого трудящегося составит 12 000 грн. При средней месячной зарплате по Украине в 3 000 грн это означает, что у трудящегося украли (это и есть прибавочный продукт) не менее 80% заработанного!!! Так стоит ли сокрушаться или нет?

С третьей стороны, ворьё на таких «минуточках» за месяц «зарабатывает» ни много, ни мало 12 000*10 000 000=120 миллиардов гривен. И это – пустяк?

А ведь это – только в месяц! В году, напоминаю, 12 месяцев. Вот и возьмите в руки калькулятор, подсчитайте и не округляйте удивлённо глаза: «Откуда берутся олигархи?»

Продвинутый гражданин ужаснётся: «Но это же значительно больше годового бюджета Украины!» Спокойно, граждане, всё правильно! Просто учтите, что даже по официальной оценке «в тени» находится не менее ещё одного бюджета страны!

В действительности, всё гораздо хуже! Немалую часть «тени» составляют и взятки. Но эта «песня» особая…

Между прочим, теневая экономика никого в правительстве и в парламенте всерьёз не беспокоит – буржуи в ней как рыба в воде. Угадайте с трёх раз, будут ли буржуи бороться с «тенью»? Так же, как и с коррупцией… Как и с бедностью…

В свете сказанного, особенно умиляют ежегодные декларации о доходах, которые обнародуют чиновники и депутаты. Так, однажды «любимица народа» Юля, не моргнув бесстыжим глазом, в своей декларации указала сумму в 900 грн!

Выше речь шла, в основном, об «отчислениях» в карман работодателя из заработанного трудящимися. В действительности, источников «доходов» у эффективных собственников – ой, как много! У известного литературного персонажа О. Бендера было 400 способов относительно честного отъёма денег. Правда, мелких и незатейливых (помните чайное ситечко мадам Грицацуевой?). Теперь же наработано множество жульнических схем при закупках, при банкротстве предприятий, при аукционах и т.д. Могучий способ припрятывания наворованного – использование т.н. оффшоров. А как вам нравится способ, осуществлённый под диктовку Вашингтонского обкома Борисом Ельциным в Эпоху Большого Хапка – назначение олигархом? Так, безвестный Каха Бендукидзе вдруг заполучил в своё владение гигант индустрии СССР – Уралмаш! Бери – не хочу! По этому поводу известный либерал Чубайс цинично поведал: «Приватизация в России до 1997 года вообще не была экономическим процессом… Она решала главную задачу – остановить коммунизм… Мы знали, что каждый проданный завод – это гвоздь в крышку гроба коммунизма. Дорого ли, дёшево, бесплатно, с приплатой – двадцатый вопрос. А первый вопрос один: каждый появившийся частный собственник в России – это необратимость». Но многие будущие олигархи, разграбившие всю промышленность СССР, были сами по себе не промах…

В конечном итоге это всё – тоже из кармана трудящегося!

А вот и мелочёвка (ну, очень любимая буржуями оптимизация) – снижение цены рабочей силы простенькими способами: увольнение «лишних» работников, зато удлинение рабочего дня для оставшихся, неоплачивание сверхурочных, урезание отпускных, штрафы и немудреное кидалово и т.д. Отметим и такое невинное явление: «налог» на работников, которые пашут за родственничков работодателя и его любовниц… С работодателями не соскучишься!

Но 20% от заработанного – это не подарок щедрого работодателя! Эти проценты вырваны из его хищной пасти в результате трудной и долгой забастовочной борьбы. И далеко не всем это удаётся (а многие и не борются)… Не говоря о том, что эта победа временная – прожорливая инфляция тут как тут! И снова вопрос: «А откуда берётся эта напасть – инфляция?» Вроде стихийного бедствия. Но почему это бедствие непрерывно? Вопрос, конечно, интересный. Но есть и на это исчерпывающий ответ – от капитализма! Ибо инфляция – мощный насос для откачки денег из карманов трудящихся…

***

Уже Ф. Энгельс в работе «Развитие капитализма от утопии к науке» отмечал, что «если кризисы выявили неспособность буржуазии к дальнейшему управлению современными производительными силами, то переход крупных производственных предприятий и средств сообщения в руки акционерных обществ, трестов и в государственную собственность доказывает ненужность буржуазии для этой цели. Все общественные функции капиталиста выполняются теперь наёмными служащими. Для капиталиста не осталось другой общественной деятельности, кроме загребания доходов, стрижки купонов и игры на бирже, где различные капиталисты отнимают друг у друга капиталы».

Буржуазная наука теперь преподносит отделение собственности на капитал от управления капиталом как «трансформацию» капиталистической собственности. А наиболее горячие головы утверждают, что это означает «самоликвидацию» частной собственности вообще. И снова рисуется идиллия: интересы корпораций и интересы всего общества совпадают, и не нужны революции!

За рамками умозрительных построений этой «науки» (по-простому – «лапши») остаётся вполне ясная мысль о том, что менеджер – это всего лишь наёмный работник, хотя и высокого ранга, представляющий интересы капиталиста (а попробуй не представлять!), который по-прежнему является собственником. И в этом суть! А кто реально управляет – дело десятое. Главное, кто распределяет «бабки»! Капитализм себя изживает не по этой причине, да и помочь ему надо! Но это тема другого разговора…

Но при сём при том никуда не исчезло присвоение прибавочной стоимости, которое и есть эксплуатация трудящихся. Отсюда и бедность, ибо работодатели платят по минимуму – сколько удалось работникам вырвать, и неуверенность в будущем, ибо потерять работу – плёвое дело, и безработица (страшна не столько безденежьем, сколько осознанием своей ненужности обществу) как способ оказывать давление на рынок труда...

Но вернемся к понятию «эффективный собственник», столь любезное либералам. Этот краеугольный камень рыночной экономики.

Может быть, собственник всё-таки чем-то полезен обществу? Ведь выпускает его предприятие какую-то нужную продукцию, иначе никто не стал бы покупать её, и собственник разорился бы. Можно рассмотреть и этот довод либерала. Что волнует собственника? Удовлетворение платежеспособного спроса, на котором можно получить прибыль. И только! Поэтому, например, качество продукции его волнует мало – на любое качество найдётся спрос…

Рассмотрим и такой довод либералов: «Но в совокупности всё-таки всё общество удовлетворяется!»… А так ли это? Говорите, полки ломятся? Может быть, от изобилия? Увы, причина в том, что население неспособно всё это купить. Имеет место типичное перепроизводство. А чем всё традиционно кончается? Правильно – продукты выбрасываются в мусор! Делается это для поддержания цены. И это называется эффективностью??

Ещё их довод: «К тому же есть массовые товары! Скажем, хлеб, сахар, подсолнечное масло и т.д. Уж это нужно всему обществу!». А что, это повод для присвоения прибавочной стоимости? А почему бы это не производить государству? Ведь у него больше возможностей для изучения спроса, для организации сбыта, для маневров с финансами, для компенсации непредвиденных потерь и т.д. Государство может и планировать массовое потребление!

И тут мы слышим: «Но ведь крупнейшие корпорации тоже планируют свою внутреннюю работу, не так ли?» Федот, да не тот! Хотя само признание полезности планирования уже не оспаривается! Но ведь вне корпорации действуют рыночные законы, которые, конечно, довлеют над внутренним планированием и искажают его. И опять же возникают интересные вопросы: «А для чего корпорациям план? Уж не озаботились ли они проблемами общества? Или, может, всё проще – это шкурные конкурентные интересы?»

Помните, как нам в катастройку все уши прожужжали сказкой для взрослых о шведском социализме, который, в отличие от нашего, лапотного, на голову выше. Да и сейчас всё жужжат… А с чего бы тогда в Швеции больше всего в Европе (после Украины, разумеется) суицидов? Вот загадка Природы! Да и какой может быть социализм при наличии частной собственности? Нельзя же так грубо попирать теорию и тем самым выставлять на всеобщее обозрение своё невежество! Так что это не социализм, а игры в социализм… Вот одна из них – либеральная игра в акционеров-совладельцев предприятий. Как утверждают либералы, предприятиями теперь владеют акционеры, которые своими акциями зарабатывают (!) дивиденды и имеют возможность управлять предприятием. В действительности, то, что имеют акционеры, это – объедки с барского стола, ибо большая часть акций принадлежит именно барину (якобы бывшему владельцу). А кто-то верит, что барин стоит в сторонке и радуется тому, как благоденствуют акционеры. Во, идиллия!

И хотя на дворе глобализация, но по-прежнему производительные силы носят общественный характер, а распределение произведенного находится в частных загребущих руках.

А.Матросов,

Одесса