Есть ли такая профессия – Родину защищать?

 

К сожалению, за последние годы мы уже привыкли к позорным провалам нашей оборонки. Хотя с высоких трибун и президент России, и премьер-министр, и министр обороны постоянно нас заверяют, что у нас все прекрасно, перевооружение армии и флота идет по плану и к 2020 году оно будет полностью завершено. И российская армия будет перевооружена на лучшее в мире оружие и боевую технику. Но гладко все это выглядит лишь на бумаге и на экране телевизора.

Как известно, недавно во время ходовых испытаний авианосца «Викрамадитья» (приблизительный перевод с хинди: «Сильный, как Солнце», «Всемогущий», «Победоносец») в Баренцовом море из восьми паровых котлов отказали, по одним данным – семь, а по другим – три. Легкий авианосец «Викрамадитья» предназначен для замены выработавшего свой ресурс авианосца «Викрант» ВМС Индии. Корабль сооружен на основе советского тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» путем глубокой модернизации.

Конечно, современное оружие и вооружение представляют собой очень сложные в техническом отношении системы, и поэтому они всегда могут отказать. Но когда я прочитал в новостях причину выхода из строя авианосца «Викрамадитья», то, честно признаюсь, не поверил, что такое возможно.

Глава Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Андрей Дьячков доложил вице-премьеру правительства РФ Дмитрию Рогозину о ситуации с авианосцем. Чтобы меня не обвинили в нагнетании излишних страстей, цитирую дословно по новостной лента РКБ:

«...По словам главы ОСК, в ходе испытаний у причальной стенки котлы не могли развить полную мощность и были испытаны максимум на 40%. При первом выходе на большие мощности – до 100% во время ходовых испытаний – при осмотре котлов было обнаружено частичное разрушение огнеупорной кирпичной кладки в топках котлов», – сказал А.Дьячков. Он отметил, что котлы были изготовлены по заявке индийской стороны. «В российском флоте применяются котлы, которые используют в качестве топлива мазут. Индийская сторона сделала заявку применить котлы, которые будут работать на дизельном топливе. Эта работа была проведена в проектном бюро в РФ. Котлы были изготовлены на Балтийском заводе», – сказал он. А.Дьячков пояснил, что в ходе испытаний в море путем вывода поочередно котлов из действия экипаж производил ремонт этой кладки. «Но, тем не менее, при последующих выходах на большие мощности мы получали повторное частичное разрушение кладки», – отметил он.

Отвечая на вопрос Д.Рогозина о том, какие материалы использовались, А.Дьячков пояснил, что этой был шамотный кирпич китайского производства. «К сожалению, российское производство этих материалов утрачено», – сказал он...».

Для справки: шамотный кирпич – это огнеупорный кирпич, изготавливаемый из огнеупорной глины или каолина. Производство огнеупорного кирпича в нашей стране велось еще с древних времен на протяжении сотен лет. И вдруг оказывается, что мы утратили его производство. Неужели настолько далеко зашел процесс деиндустриализации страны, идущий последние 20 лет, что уже кирпичи выпускать не можем?

Но если действительно в нашей стране утрачено производство огнеупорного кирпича, то значит, у нас автоматически будет утрачено производство металлов, как цветных, так и черных, вообще вся промышленность, требующая применения высокотемпературных технологий. Я знал, что в промышленности ситуация очень плохая, но чтоб настолько?

Делаю в Google запрос «шамотный кирпич» и вижу десятки ссылок на российских производителей огнеупорного кирпича. Оказывается, они и сегодня выпускают шамотный кирпич, в том числе и карбидкремниевые огнеупоры, выпуск которых был обусловлен потребностью ВМФ. И до настоящего времени эти изделия используются для изготовления и ремонта главных котлов боевых кораблей ВМФ России.

Но раз так, то тогда появляются основания утверждать, что г-н Дьячков, мягко выражаясь, вешает лапшу на уши г-ну Рогозину, а также и всем нам, по поводу утраченных возможностей выпуска огнеупоров для кораблей.

Зачем он это делает?

У меня только одна версия по этому поводу. Как известно, мы живем в условиях рыночной экономики, одним из главных принципов которой является: «купить подешевле, а продать подороже!». А этот основополагающий принцип рынка очень часто противоречит требованиям боеготовности и исправности боевой техники и вооружения. Но как в свое время утверждал классик марксизма-ленинизма, ради 300 процентов прибыли капиталист пойдет на любое преступление.

И в данном конкретном случае, как мне представляется, ради этой прибыли бизнесмены от судостроения по дешевке купили некачественный китайский шамотный кирпич и использовали его в котлах авианосца.

А в результате получили срыв сроков поставки авианосца «Викрамадитья» индийским ВМС и нанесли огромный ущерб репутации российской оборонки.

Но самое печальное в этой ситуации, что наверняка никто из виновников этого скандала к ответственности привлечен не будет. А значит, подобные случаи будут продолжаться, и не только в судостроительной промышленности.

Я вот пытаюсь представить себе картинку, если бы на месте Д.Рогозина сидел выдающийся организатор и руководитель оборонной промышленности СССР Лаврентий Павлыч, то через сколько часов г-н Дьячков отправился бы чистить зубной щеткой снег на южном берегу Ледовитого океана?

Виктор Алкснис