Есть ли такая профессия – Родину защищать?
К сожалению, за последние годы мы
уже привыкли к позорным провалам нашей оборонки. Хотя с высоких трибун и
президент России, и премьер-министр, и министр обороны постоянно нас заверяют,
что у нас все прекрасно, перевооружение армии и флота идет по плану и к 2020
году оно будет полностью завершено. И российская армия будет перевооружена на
лучшее в мире оружие и боевую технику. Но гладко все это выглядит лишь на
бумаге и на экране телевизора.
Как известно,
недавно во время ходовых испытаний авианосца «Викрамадитья»
(приблизительный перевод с хинди: «Сильный, как
Солнце», «Всемогущий», «Победоносец») в Баренцовом
море из восьми паровых котлов отказали, по одним данным – семь, а по другим –
три. Легкий авианосец «Викрамадитья»
предназначен для замены выработавшего свой ресурс авианосца «Викрант» ВМС Индии. Корабль сооружен на основе советского
тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков»
путем глубокой модернизации.
Конечно, современное оружие и
вооружение представляют собой очень сложные в техническом отношении системы, и
поэтому они всегда могут отказать. Но когда я прочитал в новостях причину
выхода из строя авианосца «Викрамадитья», то, честно
признаюсь, не поверил, что такое возможно.
Глава Объединенной
судостроительной корпорации (ОСК) Андрей Дьячков доложил вице-премьеру
правительства РФ Дмитрию Рогозину о ситуации с авианосцем. Чтобы меня не
обвинили в нагнетании излишних страстей, цитирую дословно по
новостной лента РКБ:
«...По словам главы ОСК, в ходе
испытаний у причальной стенки котлы не могли развить полную
мощность и были испытаны максимум на 40%. При первом выходе на большие
мощности – до 100% во время ходовых испытаний – при осмотре котлов было
обнаружено частичное разрушение огнеупорной кирпичной кладки в топках котлов»,
– сказал А.Дьячков. Он отметил, что котлы были изготовлены по заявке индийской
стороны. «В российском флоте применяются котлы, которые используют в качестве
топлива мазут. Индийская сторона сделала заявку применить котлы, которые будут
работать на дизельном топливе. Эта работа была проведена в проектном бюро в РФ.
Котлы были изготовлены на Балтийском заводе», – сказал он. А.Дьячков пояснил,
что в ходе испытаний в море путем вывода поочередно котлов из действия экипаж
производил ремонт этой кладки. «Но, тем не менее, при последующих выходах на
большие мощности мы получали повторное частичное разрушение кладки», – отметил
он.
Отвечая на вопрос Д.Рогозина о
том, какие материалы использовались, А.Дьячков пояснил, что этой был шамотный
кирпич китайского производства. «К сожалению, российское производство этих
материалов утрачено», – сказал он...».
Для справки: шамотный кирпич –
это огнеупорный кирпич, изготавливаемый из огнеупорной глины или каолина.
Производство огнеупорного кирпича в нашей стране велось еще с древних времен на
протяжении сотен лет. И вдруг оказывается, что мы утратили его производство.
Неужели настолько далеко зашел процесс деиндустриализации
страны, идущий последние 20 лет, что уже кирпичи выпускать не можем?
Но если действительно в нашей
стране утрачено производство огнеупорного кирпича, то значит, у нас
автоматически будет утрачено производство металлов, как цветных, так и черных,
вообще вся промышленность, требующая применения высокотемпературных технологий.
Я знал, что в промышленности ситуация очень плохая, но чтоб настолько?
Делаю в Google
запрос «шамотный кирпич» и вижу десятки ссылок на российских производителей
огнеупорного кирпича. Оказывается, они и сегодня выпускают шамотный кирпич, в
том числе и карбидкремниевые огнеупоры, выпуск
которых был обусловлен потребностью ВМФ. И до настоящего времени эти изделия
используются для изготовления и ремонта главных котлов боевых кораблей ВМФ
России.
Но раз так, то тогда появляются
основания утверждать, что г-н Дьячков, мягко выражаясь, вешает лапшу на уши
г-ну Рогозину, а также и всем нам, по поводу утраченных возможностей выпуска
огнеупоров для кораблей.
Зачем он это делает?
У меня только одна версия по
этому поводу. Как известно, мы живем в условиях рыночной экономики, одним из
главных принципов которой является: «купить подешевле,
а продать подороже!». А этот основополагающий принцип рынка очень часто
противоречит требованиям боеготовности и исправности боевой техники и
вооружения. Но как в свое время утверждал классик марксизма-ленинизма, ради 300
процентов прибыли капиталист пойдет на любое преступление.
И в данном конкретном случае, как
мне представляется, ради этой прибыли бизнесмены от судостроения по дешевке
купили некачественный китайский шамотный кирпич и использовали его в котлах
авианосца.
А в результате получили срыв
сроков поставки авианосца «Викрамадитья» индийским
ВМС и нанесли огромный ущерб репутации российской оборонки.
Но самое печальное в этой
ситуации, что наверняка никто из виновников этого скандала к ответственности привлечен не будет. А значит, подобные случаи будут
продолжаться, и не только в судостроительной промышленности.
Я вот пытаюсь представить себе
картинку, если бы на месте Д.Рогозина сидел выдающийся организатор и
руководитель оборонной промышленности СССР Лаврентий Павлыч,
то через сколько часов г-н Дьячков отправился бы чистить
зубной щеткой снег на южном берегу Ледовитого океана?
Виктор Алкснис