Рассудок, кажется, исчез

 

Об образовательном стандарте старшей школы

(из выступления в Госдуме, приведено в сокращении)

 

От редакции. Продолжается наступление широким правительственно-чиновничьим фронтом на образование. Вслед за ранее принятыми “усовершенствованиями” и разразившимся Законом № 83, на головы учащихся один за другим сваливаются такие “подарки”. как «образовательный стандарт для старших классов», проект нового Закона об образовании, а нынче еще и «Программа развития образования на 2013-2020 годы». Обо всем сразу и не расскажешь. Сегодня мы предлагаем фрагмент из июньсого выступления депутата ГД, председателя движения «Образование для всех» О.Н. Смолина по поводу образовательных стандартов..

…Вот документ, подписанный президентом Российской академии наук. Этот документ называется «Отзыв на проект федерального государственного образовательного стандарта старшей школы», который был выставлен на сайте Минобрнауки в начале мая. Однако прежде чем его процитировать, напомню историю вопроса.

На рубеже 2010-2011 годов под руководством Александра Кондакова был подготовлен проект федерального государственного образовательного стандарта для старшей школы. Получив этот документ немного раньше других, я провел эксперименты на моих друзьях – профессорах, членкорах и академиках. Спрашивал об одном: как вы думаете, какие 4 предмета останутся обязательными для российских старшеклассников по новому стандарту? Не угадал ни один. Ну, что с них взять! Профессора, академики – народ темный.

Никто не догадался, что обязательными останутся: ОБЖ, физкультура, Россия в мире, да еще некий индивидуальный проект. Поскольку в стандарте было предложено улучшить преподавание единственного предмета – иностранного языка, доцент сибирского технического вуза на одной конференции сказал: ну, что же, раб должен быть здоров и знать язык своего хозяина.

После этого Российская академия образования предложила свой собственный проект стандарта, который был принят за основу Общественным советом по образованию министерства образования и науки.

Кстати, в этом зале на вопрос депутата Шудегова, сколько стоила разработка школьных стандартов, Алексей Кудрин ответил: около миллиарда рублей. Еще бы, такое можно придумать только за бешеные деньги. Даром не додумаешься.

После проекта академии была создана специальная группа под руководством М. Ковальчука. Группа свела вместе вроде бы два проекта образовательных стандартов, но, то ли группа не справилась с заданием, то ли ее не слушали, то ли подгоняли сроки утверждения стандарта. Подгонял и срок вступления в полную силу печально знаменитого Федерального закона № 83 «Об автономных бюджетных и казенных учреждениях» или сокращенно об АУ, БУ и КУ.

Напомню, по этому закону фактически школа должна превратиться в лавку по продаже образовательных услуг, больница – медицинских, музейное дело – в разновидность масскульта. От многих школ уже требуют, чтобы они составляли финансовые планы зарабатывания денег. Не случайно 1 июня на Пушкинской площади студенты, преподаватели и родители дружно скандировали «Образование – не товар, школа – не черкизон».

В итоге, 17 мая уже не министр, но еще исполняющий обязанности Андрей Фурсенко подписал приказ об утверждении нового стандарта. Как в известной сказке: чеширского кота уже нет, но улыбка его осталась, и улыбка эта сардоническая.

Убежден, уважаемые коллеги, результаты работы братьев Фурсенко в образовании и в футболе примерно одинаковые, но вот последствия в образовании будут гораздо хуже. (Аплодисменты.)

Однако пришло время процитировать документ, о котором я уже говорил, за подписью президента Российской академии образования.

Цитирую: «Проект не упоминает об обязательной части основной образовательной программы, без чего задача сохранения единого образовательного пространства страны не реализуется».

Объясняю: новый стандарт угрожает разрушением единому образовательному пространству страны, детей будут учить чему-нибудь и как-нибудь по-разному.

Цитирую: «Обязательным статусом проект наделяет предметные области, предметы, входящие в их состав, обязательными не являются, в результате можно получить аттестат зрелости не изучив, внимание, ни физику, ни химию, ни биологию, ни историю, ни географию, ни обществознание и прочее, заменив их на другие предметы». Оставляю без комментариев.

Цитирую: «Изложенное выше резко усиливает коррупционную составляющую обучения по такому стандарту, переводя самые значимые курсы в разряд дополнительных образовательных услуг».

Повторю, новый стандарт принимался специально под федеральный закон № 83.

Цитирую: «Естественно, о надлежащем качестве такого бесплатного образования говорить не приходится, тем более, что государство брать на себя такую ответственность и не собирается».

Добавлю. За создание условий для образования, согласно стандарту, отвечает сама школа за счет бюджетных и внебюджетных источников. Если условия не созданы, директоров будут штрафовать, таким образом их заставляют зарабатывать деньги за счет карманов граждан. Уважаемые коллеги, если кто-то думает, что стандарт после этого разгромного отзыва был сильно улучшен, тот ошибается. Он в основе остался прежним, изменения были только косметические.

Хочу еще раз обратиться к депутатам. Коллеги, если мы всерьез собираемся модернизироваться, мы должны задать себе вопрос: почему наиболее сильный удар наносится по самым передовым в России предметам, по естественно-научному циклу?

Как древние римляне говорили: Карфаген должен быть разрушен, так я хочу повторить еще раз. Федеральный закон № 83 должен быть отменен. Иначе по мозгам нации, по ее интеллектуальному потенциалу будет нанесен колоссальный удар.

Позвольте мне короткую цитату из великого Пушкина, из его письма к дяде, Василию Львовичу Пушкину. «Христос воскрес, питомец Феба. Дай бог, чтоб милостию неба Рассудок на Руси воскрес. Он что-то, кажется, исчез».