Как воспитать гламурных трутней?
Мой
ребенок учится в непростой московской школе. И я, изредка приходя в класс
провести дополнительные занятия, вблизи наблюдаю непростых московских детей.
Это неплохие дети. Есть парочка жвачных, вполне оформившихся даже в свои
восемь-девять лет. Им все равно, с чем ты пришел, лишь бы не вызывал к доске и
не ставил оценки. Они поворачиваются спиной и шуршат фантиками.
Но
у большинства все еще живые глаза. Есть и светлые головы. Родители не жалеют
денег: раннее развитие, горные лыжи, иностранные языки. Но ошеломляющие пробелы
в самых обыденных, прикладных знаниях, неготовность сосредоточиться на чем-то,
что не приносит восхищенного признания в тот же миг, ускользают от взгляда
взрослых.
Еще
менее очевиден прочерк в графе, зарезервированной для
добродетели: скромность, вежливость, благодарность. Чувство возрастной и
социальной дистанции. Дети добросовестно не понимают, что присутствие взрослого
налагает определенные ограничения на их свободу самовыражения. В этом возрасте
среди них редко попадаются негодяи. На прямой вопрос
«Почему ты ведешь себя недопустимо?» они пока отвечают не наглым, а удивленным
взглядом.
А
родители спокойны. Все идет как надо. Разве они мало работают и мало тратят?
Они не видят, что цвет их жизни растет куда-то вбок. Как они могут это увидеть?
Они ведь встречаются с детьми только по воскресеньям – в суши-ресторане.
Если
некогда завоевывать авторитет у ребенка, приходится покупать приверженность у
потребителя. В нашей вывернутой наизнанку реальности это уже норма: корпорация
«Mama&Papa» формирует клиентскую лояльность.
– Деточка, не бросай шапку на пол.
– Я маме пожалуюсь, она тебя уволит.
Если
главная цель родителя – подготовить отпрыска к самостоятельной жизни, то это
провал. Такой ребенок не выживет в мире взрослых. Просто потому что не
повзрослеет.
В
оранжерее такой семьи самый капризный и унавоженный цветок, разумеется,
мальчик, сын. Единственный, обожаемый до кликушества, заласканный мамин малыш.
Мама оторвала его от себя не раньше семи, героически отдав школе, и звонит ему
на айфон несколько раз на дню – прямо во время
уроков. Как он может вырасти? Он обречен оставаться
малышом. И ему это начинает нравиться.
Хотя
в десять лет и мальчик должен понимать, чем школа отличается от дома,
учительница от приятеля, а человеческое поведение от
обезьяньего. Но главное зло не в том, что он делает все что хочет, и даже, как
ни странно, не в том, что его не научили уважению. Главное зло – вот оно: дома
он не человек. Он домашний любимец, гламуреныш в
дизайнерском ошейнике. У него платиновая миска с элитным кормом, мягкая подстилка
и шмотки из бутика. Он не знает слова «нельзя». Он ни
за что не отвечает.
–
Не смейте заставлять моего сына что-то делать в классе! У нас три горничные,
он, слава Богу, избавлен от всего этого.
–
А сколько горничных будут ходить в школу вместе с ним?
Мужчину
воспитывает жизнь. Не папа и не мама, а честная строгая жизнь, которой живут
отец и мать. Вне этой жизни, как в отсутствии катализатора, тонкая реакция
рождения человека, мужчины в мальчике не идет. Головастик пытается остаться
безруким и большеротым, мягкое тельце упорно не желает вылупляться
из куколки. Результат уродлив. Что угодно, только не мужчина.
«Понимаешь, мы ведь жили трудно, – сказал мне отец,
родившийся до войны. – И хотели вам легкой жизни. Кто же знал, что в легкой
жизни трудно вырасти здоровым морально и физически!»
«У вас всего две комнаты? Как можно жить
в двух комнатах?» (3 класс)
«Раньше я была в классе самая богатая. А теперь у нас
другая девочка стала первая по богатству, и все хотят дружить с ней». (6 класс)
Упрек в империализме принято бросать вместо цветов на
могилу Советского Союза. По-настоящему мы стали империалистами лишь теперь. Это
важно иметь в виду, ища коренную проблему воспитания наших детей. Империя не
может вырастить гражданина! Только трутня или раба.
Гражданское
начало в обществе РФ-ия получает сегодня задарма, в
довесок к материальным и культурным ценностям павшего советского режима. И
потребляет так же хищнически, как любые другие активы.
Потреблять
скоро будет нечего – уже обнажилось дно.
Н.Колпакова
От редакции. В статье не идет речь о пролетарских детях, но ведь и эти
могли бы стать совсем другими, настоящими людьми, если бы их воспитывало
советское общество. По большому счету, им тоже нужен социализм!