Жертвы буржуазной пропаганды или «люди параллельного мира»?

 

В газете «Мысль» N10 (348) обратил на себя внимание опубликованный под заголовком «Кто они?» очерк Риты Шевченко из украинского города Винница. «Царапнул» этот материал по-настоящему, поскольку говорит о том, с чем сталкивается и чем часто бывает обескуражен каждый из нас, не принимающих капиталистическую действительность, как неизбежную данность, и сопротивляющихся ей. Говорит об образе мышления и «идейной начинке» окружающих нас людей.

Автор приводит примеры своих бесед с тремя согражданами, которые вызвали у нее ощущение оцепенения и растерянности. Один, погрузившись в сферу общественных вопросов, сделал «открытие», что развития производства сегодня и не требуется, поскольку и так хорошо. Другой точно знает, что в СССР беспризорников расстреливали, потому их и не было. Третий «порадовал» глубокой мыслью, что отдавшие жизнь за Родину юные Зоя Космодемьянская, Олег Кошевой и Зина Портнова – это выдумка советской пропаганды.

То, что в данном случае речь идет об Украине, значения не имеет. Люди с «вывернутыми мозгами» и самыми извращенными представлениями о советском прошлом и буржуйском настоящем в изобилии представлены во всех частях оазрушенного Советского Союза. Строй-то везде одинаковый. Вспоминаю, как удивился, когда не какой-нибудь подросток, а бабушка, у которой большая часть жизни прошла при Советской власти и социализме, увидев красные флаги 7 ноября, стала расспрашивать, что сегодня за праздник. 35-летняя женщина-экономист с высшим образованием про Ленина может сказать только то, что он был немецким шпионом. А молодой водитель, обсуждая во время вынужденной стоянки с товарищами на обочине тему Великой Отечественной войны, заявляет, что правы были фашисты, расстреливая евреев и комиссаров. Так что «состояние умов» аналогичное.

На Р.Шевченко ее собеседники, застрявшие на безумном в прямом смысле слова пунктике ГУЛАГа и изнурительного рабского труда в СССР, производят впечатление людей из «параллельного мира», от общения с которыми «хочется кричать от собственного бессилия». Но мы не будем впадать в мистику. Откуда берутся массы повторяющих самые умопомрачительные бредни и приверженных самой примитивной брехне, мы знаем. Тут не параллельный, а самый что ни на есть наш, реальный мир. Но такой, в котором действует вся машина оболванивания, пронизанная корыстным интересом. Машина по превращению ясного взгляда человека на вещи в муть кривого зеркала.

В августе и сентябре 1944 года, сразу после изгнания немецко-фашистских оккупантов с территории советских Украины и Белоруссии, ЦК ВКП(б) издал постановления о задачах партийных организаций этих республик в области массово-политической и культурно-просветительной работы среди населения. Центральный Комитет партии требовал учитывать, что население оккупированных районов в течение трех лет подвергалось массированному воздействию фашистской пропаганды и было лишено правдивой информации о положении дел. Враг пытался отравить сознание советских людей ядом антисоветизма, национализма, религии, пробудить частнособственническую психологию. Из этого вытекала необходимость усилить идеологическую работу на освобожденных территориях, что и было сделано. Там речь шла о трех годах оккупации, а тут нужно говорить о двадцати с лишним годах господства капиталистических порядков, когда на сознание человека днем и ночью изливается буржуазная пропаганда, внедряющая те же «ценности», что и немецкие роты пропаганды в свое время. Да сюда нужно добавить антисоветизм и антикоммунизм «перестройки», когда при формальном сохранении власти КПСС буржуазия уже вовсю вела открытое идеологическое наступление на социализм. Здесь же длительный период скрытой коррозии коммунистической идеологии, начиная с ХХ съезда КПСС. В результате которой, образно выражаясь, Шепетовка, сначала давшая стране Павку Корчагина, затем породила Валю Матвиенко, ставшую одним из столпов «нового буржуазного порядка».

Так что процесс превращения людей советского социалистического общества в массу клянущих социализм, который, собственно, и делал их людьми, а не бесправной рабочей скотиной, имеет давнюю историю и давнюю традицию. А ныне он принял характер интенсивнейшей, государством осуществляемой обработки. Как относиться к тем, кто поддался этой обработке? Как к жертвам буржуазной пропаганды, которым можно и нужно помочь? Или как к враждебной силе, стене, о которую разобьются все попытки поднять трудовую Россию на борьбу за возвращение на социалистический путь?

Прежде всего, нужно исходить из давно известной формулы, что в классовом обществе господствующей идеологией становится идеология господствующего класса. Сегодня это буржуазная идеология. В советское время мы привыкли считать, что народ всегда прав. И это было естественно, поскольку государство служило трудовому народу и с ним, прежде всего, считалось. Но сегодня трудящееся большинство мы видим в роли людей с «промытыми» буржуазией мозгами, в роли людей, легко примирившихся с мерзостями капитализма или даже одобряющих их. До правоты человека труда тут очень далеко. Поскольку эта правота не в том, чтобы покорно тащить лямку своего придавленного, скотского состояния, а тем более воспевать его прелести. А в утверждении достоинства труда и его права определять климат в обществе.

Р.Шевченко с горечью восклицает: «Ведь были другие люди…Они были. Они есть. И я верю, они обязательно будут». Ну, почему же только будут? Сознательное меньшинство людей, понимающих, какой трагедией для нашего народа обернулась реставрация капитализма, существует, и не такое уж оно незаметное (в их числе и сама Р.Шевченко – ред.). Наиболее активная часть этого меньшинства организована в структуры, считающие завоевание социализма единственной возможностью добиться прогресса и развития для страны. Именно на них падает задача поспособствовать тому, чтобы мозги у окружающих встали на место.

А что может изменить взгляды жертв буржуазной пропаганды? Прежде всего, сам ход развития. Пропагандистская схема, как бы ее изощренно и искусно ни строили, не может быть сильнее объективной реальности. Капитализм все более запутывается в своих противоречиях, все более вынужден предъявлять публике свое отвратительное мурло и тем вызывать ненависть к себе. Важно только, чтобы под это обострение противоречий всегда шла соответствующая идеологическая работа сторонников социализма. Каким бы скромным ни казался арсенал используемых ими пропагандистских средств на фоне буржуйского «агитпропа», он способен сыграть роль клина, вбиваемого в трещины системы.

Задача формирования у человека сознательного отношения к окружающему миру требует от нас умения обнажать самые отвратительные черты капитализма. Сложности тут особой нет. Сама жизнь и сами буржуазные СМИ предоставляют столько материала! Черпай обеими руками, только не забывай указывать на источник кричащих язв и болячек строя.

В саратовском селе местная предпринимательница взяла и закрыла школу для детишек. Поскольку она все здесь скупила, всему хозяйка, а школьное здание содержать ей невыгодно. Вот он, частный капитал, в действии! И вот что он принес людям. Жительница Томской области продала собственную почку, чтобы расплатиться с банком, а в Чечне две торговки «толкали» младенцев по сходной цене: за мальчика 500 тысяч рублей, за девочку – 350 тысяч. Вот вам все регулирующая и направляющая рыночная экономика – суть капитализма. Кандидат в президенты РФ Михаил Прохоров убеждал голосовать за него словами «мне не надо воровать». Вот вам замечательная буржуазная «демократия»! Хороша система правления, где кандидат на государственную должность говорит о своем главном достоинстве: «Ребята, я уже наворовался. Мне больше не надо».

Показывать такой «голый зад» капитализма надо – действует. Как надо и уметь издеваться над демагогией буржуазного режима. Вроде изречения из предвыборного манифеста правящей «Единой России» на думских выборах еще 2003 года – «Мы на пороге взрывного роста национальной экономики». И где этот порог? Или он оказался настолько «взрывным», что все шагавшие через него грохнулись наземь? Д.Медведев, будучи президентом, изрек три года назад: «В 2010 году у нас не будет пенсионеров с доходами ниже прожиточного минимума». Истекает год 2012-й, а с доходами ниже издевательски низкого российского прожиточного минимума официально 12,6% населения, а фактически как минимум 29%, пенсионеров и непенсионеров. Тот же Д.Медведев похвастался, употребив спортивную лексику: «Россия теперь снова в высшей лиге». «Снова» – это по аналогии с чем? Если с советским временем, то тут не «снова», а жуткий контраст. 1500 построенных промышленных предприятий и рост объемов промышленной продукции за четыре года и три месяца почти в три раза – итог первой советской пятилетки. Это социализм! А вот вам нынешняя «высшая лига». Усть-Лужский морской порт, где первый кол забит в 1993 году, но до сих пор продолжается «стадия активного строительства». Начатый строительством при Советской власти мост через Волгу в Ульяновске достраивали 19 лет. Начатое так же при Советской власти строительство Богучанской ГЭС в 1994 году забросили, в 2006-м возобновили, в 2012-м с грехом пополам сдали первую очередь. Это капитализм! Выводы сами собой напрашивающиеся: произошел страшный регресс, страшный откат назад, и спасение для страны и народа лишь в том, чтобы сбросить капиталистический строй, тянущий, как гири на ногах, ко дну.

Далеко не всех удастся выпрямить, далеко не все воспримут наши, даже столь очевидные выводы. Есть на свете безработный, что бросается с крыши «высотки» вниз, оставив записку с тремя словами «мне не повезло», и есть другой безработный, который выходит на демонстрацию протеста. Мы будем работать, чтобы вторых у нас становилось больше.

И вот если объективный процесс «вентилирования мозгов» под влиянием растущих противоречий капитализма и наше умение идеологически использовать эти противоречия с классовыми выводами сольются, мы увидим, как из людей «паралллельного мира» будут выходить люди вполне нормальные. А многие из них и с высшей степенью «нормальности» – участием в борьбе за социальную справедливость, то есть Советскую власть и социализм.

 

Александр Ставицкий