ЦС оказался прав дважды
10 декабря,
Центральный Совет движения «Образование — для всех», куда входит и
представитель движения «В защиту Детства», единодушно вынес рекомендацию
политическим партиям – не голосовать за законопроект «Об образовании». Этот
законопроект, внося крохотные улучшения в прежний закон «Об образовании»,
привносит множество крайне негативных изменений, продолжает и развивает
губительный курс на дорушивание образования в стране.
Как сказал впоследствии, когда Госдума руками Едросов
все-таки приняла этот законопроект во втором чтении, руководитель ОДВ
О.Н.Смолин, «ЦС оказался прав дважды».
Приведем лишь некоторые
отрицательные положения закона, о которых рассказывает О.Н.Смолин.
Первое –
идеология услуг. Теория услуг разрушает все духовное содержание
образовательных отношений; педагоги справедливо возмущаются тем, что их
приравнивают к чистильщикам сапог или уборщикам мусора.
Второе – гарантии сохранения
сельской школы. В действующем законе ликвидировать ее можно только с согласия сельского
схода. Теперь нам предлагают создавать какие-то комиссии, которые будут
оценивать последствия такой ликвидации. Понятно, что уломать (или сломать)
комиссию несравненно легче, чем сход граждан.
Третье – поддержка родителей
дошкольников. По действующему закону плата за присмотр и уход за детьми в
системе дошкольного образования не должна превышать 20%, а для многодетных
родителей – 10% от реальных затрат. В новом законе такого положения не будет.
Формально бесплатное и
доступное дошкольное образование большинству окажется не по карману. Зато
проблема очередей в детские сады решится сама собой.
Четвертое – надбавки и
выплаты. В результате принятия закона: все педагогические работники
лишаются скромной выплаты на учебно-методическую литературу; доктора и
кандидаты наук – надбавки за ученые степени; доценты и профессора – надбавки за
ученые звания. Правда, эти деньги обещают включить в оклад, однако ни
гарантий, ни механизмов в законе нет.
Пятое – уменьшение числа
бюджетных студентов. Законом предлагается отказаться от действующего положения,
согласно которому в России на 10 тысяч населения должно приходиться не менее
170 бюджетных студентов, и заменить его новым: 800 студентов на 10 тысяч
молодежи в возрасте от 17 до 30 лет. Однако расчеты показывают: через пять лет
при таком подходе число бюджетных студентов в стране сократится не менее чем на
700 тысяч. Напомню: в России и без того бесплатно учатся менее 40% студентов,
тогда как во Франции – более 80%, а в Германии – более 90%. Про Советский Союз,
где все студенты учились бесплатно, нечего и говорить.
Шестое – ограничение прав. Пример:
дети-сироты, согласно новому закону, лишатся льгот при поступлении в вузы. Как
известно, и без того успешно социализируются лишь 10% выпускников детских
домов. Ясно, что этот показатель станет еще хуже. Потери для экономики и прежде всего для человеческого потенциала страны очевидны.
Не говорю уже об – извините за
выражение – гуманности государственной политики, которая сначала порождает
рекордное в мире количество социальных сирот на душу населения, а затем
перекрывает социальные «лифты», способные вывести их в нормальную жизнь.
Седьмое – право студента на
общежитие. Действующий закон утверждает, что плата за общежитие не должна
превышать пяти процентов от расчетной стипендии. В новом законе это исчезло.
Восьмое – просветительская
деятельность. Из нового закона исчезла норма, согласно которой на
просветительские организации распространяются права и обязанности
образовательных учреждений. Между тем уровень просветительской работы по
сравнению с советскими временами и без того упал на порядок.
Девятое – потенциальные
угрозы. Вот лишь два примера на эту тему.
Закон ликвидирует начальное профессиональное образование в качестве особого
образовательного уровня. Правда, принято решение переименовать все учреждения
НПО в учреждения среднего профессионального образования. Однако очевидно:
многие из тех, кто сейчас получает начальное профессиональное
образование, программы СПО освоить не способны. Эти подростки и молодежь будут
переведены на профессиональное обучение (то
есть без получения среднего образования – ред.), которое дает гораздо более
низкую квалификацию, чем НПО, и не обеспечивает профессиональной карьеры.
Точно так же закон ликвидирует
коррекционные образовательные учреждения в качестве особого типа.
Десятое – отступление от
принципов светского образования. В отличие от действующего
законодательства, новый закон:
– фактически сводит всю
духовно-нравственную культуру к религиозной. На самом
деле наше духовно-нравственное наследие – это не только православные Аксаков и
Достоевский, но не в меньшей степени – нерелигиозные Пушкин и Чехов и
отлученный от церкви Толстой;
– вводит фактическую цензуру
централизованными религиозными организациями курсов духовно-нравственной
культуры, обязывая светскую власть привлекать эти организации к
учебно-методическому обеспечению таких курсов...
И наконец, главное – новым
законом исключается действующая норма (п. 13 ст. 39), прямо запрещающая приватизацию
государственных и муниципальных образовательных учреждений и их имущества.
Напомню: запрет на
приватизацию мы смогли ввести в закон в «лихие 90-е», когда радикальные псевдолибералы во власти разрабатывали программы массовой
приватизации и ваучеризации госсектора в образовании.
Видимо, и в современном правительстве есть радикалы, желающие «перегайдарить» Гайдара!