ЦС оказался прав дважды

 

 

10 декабря, Центральный Совет движения «Образование — для всех», куда входит и представитель движения «В защиту Детства», единодушно вынес рекомендацию политическим партиям – не голосовать за законопроект «Об образовании». Этот законопроект, внося крохотные улучшения в прежний закон «Об образовании», привносит множество крайне негативных изменений, продолжает и развивает губительный курс на дорушивание образования в стране. Как сказал впоследствии, когда Госдума руками Едросов все-таки приняла этот законопроект во втором чтении, руководитель ОДВ О.Н.Смолин, «ЦС оказался прав дважды».

Приведем лишь некоторые отрицательные положения закона, о которых рассказывает О.Н.Смолин.

Первое – идеология услуг. Теория услуг разрушает все духовное содержание образовательных отношений; педагоги справедливо возмущаются тем, что их приравнивают к чистильщикам сапог или уборщикам мусора.

Второе – гарантии сохранения сельской школы. В действующем законе ликвидировать ее можно только с согласия сельского схода. Теперь нам предлагают создавать какие-то комиссии, которые будут оценивать последствия такой ликвидации. Понятно, что уломать (или сломать) комиссию несравненно легче, чем сход граждан.

Третье – поддержка родителей дошкольников. По действующему закону плата за присмотр и уход за детьми в системе дошкольного образования не должна превышать 20%, а для многодетных родителей – 10% от реальных затрат. В новом законе такого положения не будет.

Формально бесплатное и доступное дошкольное образование большинству окажется не по карману. Зато проблема очередей в детские сады решится сама собой.

Четвертое – надбавки и выплаты. В результате принятия закона: все педагогические работники лишаются скромной выплаты на учебно-методическую литературу; доктора и кандидаты наук – надбавки за ученые степени; доценты и профессора – надбавки за ученые звания.  Правда, эти деньги обещают включить в оклад, однако ни гарантий, ни механизмов в законе нет.

Пятое – уменьшение числа бюджетных студентов. Законом предлагается отказаться от действующего положения, согласно которому в России на 10 тысяч населения должно приходиться не менее 170 бюджетных студентов, и заменить его новым: 800 студентов на 10 тысяч молодежи в возрасте от 17 до 30 лет. Однако расчеты показывают: через пять лет при таком подходе число бюджетных студентов в стране сократится не менее чем на 700 тысяч. Напомню: в России и без того бесплатно учатся менее 40% студентов, тогда как во Франции – более 80%, а в Германии – более 90%. Про Советский Союз, где все студенты учились бесплатно, нечего и говорить. 

Шестое – ограничение прав. Пример: дети-сироты, согласно новому закону, лишатся льгот при поступлении в вузы. Как известно, и без того успешно социализируются лишь 10% выпускников детских домов. Ясно, что этот показатель станет еще хуже. Потери для экономики и прежде всего для человеческого потенциала страны очевидны. Не говорю уже об – извините за выражение – гуманности государственной политики, которая сначала порождает рекордное в мире количество социальных сирот на душу населения, а затем перекрывает социальные «лифты», способные вывести их в нормальную жизнь.

Седьмое – право студента на общежитие. Действующий закон утверждает, что плата за общежитие не должна превышать пяти процентов от расчетной стипендии. В новом законе это исчезло.

Восьмое – просветительская деятельность. Из нового закона исчезла норма, согласно которой на просветительские организации распространяются права и обязанности образовательных учреждений. Между тем уровень просветительской работы по сравнению с советскими временами и без того упал на порядок.

Девятое – потенциальные угрозы. Вот лишь два примера на эту тему.

Закон ликвидирует начальное профессиональное образование в качестве особого образовательного уровня. Правда, принято решение переименовать все учреждения НПО в учреждения среднего профессионального образования. Однако очевидно: многие из тех, кто сейчас получает начальное профессиональное образование, программы СПО освоить не способны. Эти подростки и молодежь будут переведены на профессиональное обучение (то есть без получения среднего образования – ред.), которое дает гораздо более низкую квалификацию, чем НПО, и не обеспечивает профессиональной карьеры.

Точно так же закон ликвидирует коррекционные образовательные учреждения в качестве особого типа.

Десятое – отступление от принципов светского образования. В отличие от действующего законодательства, новый закон:

 – фактически сводит всю духовно-нравственную культуру к религиозной. На самом деле наше духовно-нравственное наследие – это не только православные Аксаков и Достоевский, но не в меньшей степени – нерелигиозные Пушкин и Чехов и отлученный от церкви Толстой;

– вводит фактическую цензуру централизованными религиозными организациями курсов духовно-нравственной культуры, обязывая светскую власть привлекать эти организации к учебно-методическому обеспечению таких курсов...

И наконец, главное – новым законом исключается действующая норма (п. 13 ст. 39), прямо запрещающая приватизацию государственных и муниципальных образовательных учреждений и их имущества.

Напомню: запрет на приватизацию мы смогли ввести в закон в «лихие 90-е», когда радикальные псевдолибералы во власти разрабатывали программы массовой приватизации и ваучеризации госсектора в образовании. Видимо, и в современном правительстве есть радикалы, желающие «перегайдарить» Гайдара!