Прощай, авиапром?
На сайте Минпромторга выложена предварительная версия госпрограммы
«Развитие авиационной промышленности» на 2013-2025 годы. Почти 400 страниц
тщательно вылизанной штукатурки, которую используют для замазывания собственных
ошибок, катастрофического положения и полной неспособности повлиять на
ситуацию. Эта же штукатурка идет в ход для обоснования выделения триллионов
бюджетных средств, которые потом можно аккуратно распилить.
Эта программа не
первая. Уже была одна – «... на 2002-2010 годы и на период до 2015 года». Там
почти 120 миллиардов рублей «освоили». И еще 247 млрд. рублей разными способами
выделили ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация». Результаты
замечательные: «Практически при полном освоении выделенных средств определенные
Программой цели не достигнуты.» Это не из желтой
прессы и не происки оппозиции – это Контрольное управление Президента
Российской Федерации. У кого нервы крепкие – можете почитать у Наганова в LJ или глянуть оригинал.
Новая программа Минпромторга – достойная преемница. Истерический смех
сменяется полной потерей дара речи.
По прошлой программе
за 10 лет под чутким руководством премьеров «в никуда»
истратили 120 миллиардов, по этой за похожий срок
планируют 1 триллион 204 миллиарда (страница 9). При этом в 2013-2015 годах
вертолетостроение, агрегаты, приборостроение, малая авиация, наука и технологии
– ноль поддержки!
Обоснование такого
объема средств – шикарное. По тексту, как только речь заходит о деньгах, стоят
короткие ссылки: «Изложено в разделе 8 Государственной Программы». Думаете, там
подробно расписано, что куда идет? Ошибаетесь. Может, где-то
и есть скрупулезные таблички, но в опубликованном тексте – много «воды» и
несколько ключевых фраз типа «условия и тенденции за последние 10-15 лет»,
«подтверждается расчетами корпораций» и «верифицирован оценками аналитиков».
Вам все понятно? 1
триллион 200 млрд рублей
верифицируются аналитиками и рассчитываются корпорациями по тенденциям за
последний десяток лет. 120 млрд рублей не хватило –
попросим в 10 раз больше, может, их хватит?
В том, что средства,
будучи выделенными, будут разворованы или потрачены неэффективно – нет никаких
сомнений. Потому что цели программы – фантастически недостижимы. Часть из них –
обычный бред вида «корпорации мирового уровня в ключевых сегментах
авиастроения», а часть – абсолютно нереальные цифры. Например, планируется к
2025 году перегнать США по производительности труда в отрасли авиастроения в
полтора раза.
Нереальные цели – это
еще не все. Продолжают их нереальные ожидания действий предприятий отрасли.
Пересмотр продуктового портфеля, повышение собственной эффективности,
проведение ОКР, выход на внешние рынки, развитие и поддержание сети
послепродажного обслуживания – все это предприятия отрасли должны сделать за
свой счет. В условиях ВТО и текущей убыточности. Без комментариев.
Ну, и напоследок. Вы
продолжаете думать, что Россия еще держит свои позиции в военном
самолетостроении? Держитесь крепче, я чуть не упал, когда прочел следующее:
«Достижение 3,2% и
10,9% доли мирового рынка в денежном выражении в гражданском и военном
самолетостроении, соответственно (в 2011 году 0,6% и 17,1%, соответственно)...»
(страница 126). Сдача Россией своих позиций на рынке военного авиастроения –
«достижение». Нормально, да?
Вот такая вот
«предварительная версия». Выводы делать не буду – умные и так все поняли, а дураки, даже если и дочитали, то только голову в песок поглубже засунут.
Исходный документ:
Предварительная версия Государственной Программы Российской Федерации «Развитие
авиационной промышленности» на 2013–2025 годы»
(http://www.minpromtorg.gov.ru/ministry/fcp/10). Подготовлен
Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Роман Ricaro
http://maxpark.com/,