Прощай, авиапром?

 

На сайте Минпромторга выложена предварительная версия госпрограммы «Развитие авиационной промышленности» на 2013-2025 годы. Почти 400 страниц тщательно вылизанной штукатурки, которую используют для замазывания собственных ошибок, катастрофического положения и полной неспособности повлиять на ситуацию. Эта же штукатурка идет в ход для обоснования выделения триллионов бюджетных средств, которые потом можно аккуратно распилить.

Эта программа не первая. Уже была одна – «... на 2002-2010 годы и на период до 2015 года». Там почти 120 миллиардов рублей «освоили». И еще 247 млрд. рублей разными способами выделили ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация». Результаты замечательные: «Практически при полном освоении выделенных средств определенные Программой цели не достигнутыЭто не из желтой прессы и не происки оппозиции – это Контрольное управление Президента Российской Федерации. У кого нервы крепкие – можете почитать у Наганова в LJ или глянуть оригинал.

Новая программа Минпромторга – достойная преемница. Истерический смех сменяется полной потерей дара речи.

По прошлой программе за 10 лет под чутким руководством премьеров «в никуда» истратили 120 миллиардов, по этой за похожий срок планируют 1 триллион 204 миллиарда (страница 9). При этом в 2013-2015 годах вертолетостроение, агрегаты, приборостроение, малая авиация, наука и технологии – ноль поддержки!

Обоснование такого объема средств – шикарное. По тексту, как только речь заходит о деньгах, стоят короткие ссылки: «Изложено в разделе 8 Государственной Программы». Думаете, там подробно расписано, что куда идет? Ошибаетесь. Может, где-то и есть скрупулезные таблички, но в опубликованном тексте – много «воды» и несколько ключевых фраз типа «условия и тенденции за последние 10-15 лет», «подтверждается расчетами корпораций» и «верифицирован оценками аналитиков».

Вам все понятно? 1 триллион 200 млрд рублей верифицируются аналитиками и рассчитываются корпорациями по тенденциям за последний десяток лет. 120 млрд рублей не хватило – попросим в 10 раз больше, может, их хватит?

В том, что средства, будучи выделенными, будут разворованы или потрачены неэффективно – нет никаких сомнений. Потому что цели программы – фантастически недостижимы. Часть из них – обычный бред вида «корпорации мирового уровня в ключевых сегментах авиастроения», а часть – абсолютно нереальные цифры. Например, планируется к 2025 году перегнать США по производительности труда в отрасли авиастроения в полтора раза.

Нереальные цели – это еще не все. Продолжают их нереальные ожидания действий предприятий отрасли. Пересмотр продуктового портфеля, повышение собственной эффективности, проведение ОКР, выход на внешние рынки, развитие и поддержание сети послепродажного обслуживания – все это предприятия отрасли должны сделать за свой счет. В условиях ВТО и текущей убыточности. Без комментариев.

Ну, и напоследок. Вы продолжаете думать, что Россия еще держит свои позиции в военном самолетостроении? Держитесь крепче, я чуть не упал, когда прочел следующее:

«Достижение 3,2% и 10,9% доли мирового рынка в денежном выражении в гражданском и военном самолетостроении, соответственно (в 2011 году 0,6% и 17,1%, соответственно)...» (страница 126). Сдача Россией своих позиций на рынке военного авиастроения – «достижение». Нормально, да?

Вот такая вот «предварительная версия». Выводы делать не буду – умные и так все поняли, а дураки, даже если и дочитали, то только голову в песок поглубже засунут.

Исходный документ: Предварительная версия Государственной Программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности» на 2013–2025 годы» (http://www.minpromtorg.gov.ru/ministry/fcp/10). Подготовлен Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

Роман Ricaro

http://maxpark.com/,