Герардо и Кардинал

 

Эта история начинается так: 4 июня 2009 года, в день своего рождения, Герардо Эрнандес Нордело впервые услышал об этом существе. Услышал от заключенного по имени Лира, работающего на заводе при тюрьме. Однажды Лира вместе с одним из охранников чистили крышу с помощью мощного шланга и случайно уничтожили птичье гнездо, в котором жили три птенца. Двое из них умерли сразу после удара воды, но третий остался жив. Они были так малы, что на них не было даже перьев. Возможно, они только что вылупились Охранник был взволнован и, чувствуя свою ответственность за происходящее, позволил Лире тайком взять маленькую птичку в тюрьму и попытаться спасти ее. Заключенный пришел в камеру с птицей на ладони и, не зная, что делать с ней, стал спрашивать соседей. Кто-то предложил: «Давайте спросим Кубу (так другие заключенные называют Герардо Эрнандеса Нордело), ведь он любит животных и наверняка сможет спасти птичку».

Они позвали Герардо. Прежде всего Герардо начал свистеть, имитируя голос матери птенца. Потом Герардо сделал из пальцев маленькие крылья и подвигал ими. Невероятно, но вдруг птичка открыла клюв. Тогда Герардо дал ей хлебные крошки, и затем, смачивая пальцы водой, осторожно капнул несколько капель ей в клюв. Герардо не взял птичку к себе в камеру, но каждый день приходил, чтобы кормить ее. Птичка ела только с рук Герардо.

Однажды он дал птенцу несколько кусочков рыбы, и после этого хитрюга стал игнорировать хлебные крошки. Когда начали расти перья, Герардо научил его есть самостоятельно. Он клал крошки на свои ладони, и птица доверчиво прилетала кушать. Однако заключенные были обеспокоены: если придет инспекция, как спрятать птичку? К тому времени она уже выросла, и решили вынести ее во двор, чтобы она летала на свободе. Птица полетала немного и возвратилась на плечо Герардо. Ее выпускали снова и снова. Поначалу, когда она пыталась летать вместе с другими птицами, они отвергали и клевали ее. Постепенно она приобрела уверенность, но все равно каждый раз, когда Герардо выходил во двор, сразу прилетала, чтобы увидеть его.

Все в тюрьме говорили об этой истории. Все стали называть птицу Кардиналом, потому что Герардо окрасил перья на ее хвосте красным маркером, чтобы можно было отличить ее от других птиц. Имя Кардинал прижилось. Однажды другой заключенный нашел птичку во дворе с открытым клювом. Было очень жарко, ей сильно хотелось пить. Заключенный принес ее Герардо. Тот спрятал птичку в кепку, чтобы незаметно отнести к себе в камеру. Конечно, охранники сразу поняли, что у Герардо что-то странное на голове. «Что у тебя  под кепкой?», – спросили они, на что он ответил: «Ничего». Но Кардинал тоже ответил сильным чириканьем. «Только не говори мне, что ты учишь птицу носить послания Фиделю Кастро», – сказал один из охранников, смеясь.

 В тот раз Герардо забрал Кардинала к себе в камеру. Кардинал часто играл с ним, любил садиться ему на плечо и на голову. Когда Герардо писал или рисовал, птичка подлетала к нему, кубинец ласково гладил ее перья и просил дать ему спокойно писать дальше. Тогда Кардинал прятался под рубашкой на спине Герардо, где тот не мог дотянуться до него руками. Иногда птичка забивалась в воротник рубашки Герардо и засыпала там. Или клевала ухо своего друга, а когда Герардо встряхивал головой, Кардинал перелетал на другое ухо. Однажды Герардо выпустил Кардинала из камеры, а тот влетел в столовую и сел на тарелку большого, сильного заключенного, который ел кусок курицы. Заключенный схватил птицу в руки и уже хотел сжать, когда кто-то громко ему крикнул: «Не убивай! Эта птица  Кубы!». Крик привел заключенного в растерянность. Он испуганно выпустил Кардинала и спросил: «А кто такой Куба, черт возьми?».

Одному из охранников птица не нравилась. В ходе проверки охранник заставил Герардо выпустить Кардинала и закрыть за собой дверь. Потом птица вернулась раненой. Герардо снова оставил ее в камере на несколько дней, чтобы она поправилась. В это время объявили режим строгой изоляции по всей тюрьме (когда всех заключенных закрывают в камерах без права выхода). Когда тюрьма в режиме строгой изоляции, обязательно проходит инспекция. Герардо услышал, что идет инспекция, и выпустил Кардинала через узкую щель между полом и дверью. Кардинал полетел по павильону. Но охранник увидел коробку, в которой жил Кардинал, и сделал замечание. Герардо объяснил охраннику, что это дом его друга, который сам захотел здесь жить: «Я выпускаю его на улицу, но птица снова и снова возвращается, я не виновен в этом». «Слушай, ты думаешь, я поверю в то, что птица возвращается сама?», – ответил охранник, сделав жест, обозначающий «ты что, сошел с ума?». Герардо громко свистнул, и охранник остолбенел, увидев, как влетела птица. Кардинал сумел безошибочно определить камеру своего друга в огромной двухэтажной галерее с сотнями совершенно одинаковых камер. Кардинал прилетел к камере Герардо. Он посмотрел в щель двери, но не смог «войти». Он оставался возле двери камеры до того момента, пока взволнованный Герардо сам не открыл окошко, через которое подают еду. Через несколько дней прошла еще одна проверка. Когда охранники пришли в камеру, Герардо сказал им, что у него живет птица, чтобы они не пугались, если она  вдруг полетит на них. Они потребовали отпустить птицу, но никто из них не смог поймать Кардинала, и тогда Герардо повели к двери павильона, чтобы он сам отпустил его. Герардо шел с птицей по коридору в сопровождении охранников. Несколько заключенных увидели их через щели своих камер и закричали: «Кубу и Кардинала ведут в карцер!». Все начали стучать в двери в знак протеста. Охранник закричал: «Успокойтесь! Я веду его не в карцер, а просто к двери павильона, чтобы он выпустил птичку». Это был последний раз, когда Герардо увидел Кардинала. Режим строгой изоляции на тот раз длился месяц, и павильон был закрыт. Все это время кубинец не мог выйти во двор, а Кардинал не мог влететь в помещение. Птица жила внутри этой тюрьмы строгого режима с 4 июня, т.е. со дня рождения Герардо, до 16 июля 2009 года, дня годовщины свадьбы Герардо и его жены – Адрианы. Так закончилась эта сказка (которая не сказка, а чистая правда).

Эту историю, расказанную самим Герардо, записала Алисия Храпко, посетившая его в тюрьме гикторвилль, Калифорния. Тюрьме, где Герой Республики Куба отбывает два пожизненных срока плюс 15 лет лишения свободы, по обвинениям, которые не были доказаны на предвзятом суде в Майами.