Путь в никуда

 

30 декабря 2012 года Премьер-министром было подписано Распоряжение № 1262-Р – План мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», именуемое «Дорожной картой» и затрагивающее все сферы образования – от детских садов до научных учреждений. Этот план – еще один разрушительный снаряд, бьющий по давно разрушаемой системе образования в стране.

Для обсуждения очевидных губительных последствий этого последнего шага уже прошло не одно совещание представителей образовательного сообщества, стремящихся поставить заслон очередному удару, показать обществу опасные стороны этого плана, обсудить, как не допустить проведения его в жизнь.

В частности, 6 марта с.г. в по инициативе движения «Образование для всех» при поддержке фракции КПРФ в Госдуме прошел Круглый стол «Дорожная карта» или «путь в никуда».

Выступающие поневоле все время переходили от чисто образовательных проблем к состоянию экономики, к социальной политике государства, к самому его общественному устройству. И это вполне закономерно, так как состояние в области образования, воспитания, культуры, да и во всех областях жизни страны и ее граждан, – в прямой зависимости от общественной формации, по законам которой живет страна.

Вел Круглый стол» руководитель Движения «Образование для всех» (ОДВ) О.Н.Смолин.

Приведем некоторые соображения (в отрывках), высказанные участниками Круглого стола.

О.Н.Смолин, профессор, депутат ГД. «Дорожная карта» – это часть образовательной стратегии власти. Основная стратегия изложена в трех документах. Первый – Закон «Об образовании», где написано, что все отдается на откуп президента, правительства, и Минобрнауки. Второй – Госпрограмма развития образования на 2013-2020 годы. И третьим является «Дорожная карта», которую мы сегодня обсуждаем

Хочу напомнить некоторые объективные показатели состояния российского образования, которые в последние годы значительно ухудшаются.

В части образования, в советский период мы входили в тройку лидеров. Еще в середине 90-х годов даже Мировой банк признавал, что качество математического образования в России выше, чем в абсолютном большинстве стран Организации экономического сотрудничества и развития. В 2003 году по данным ооновского доклада в развитии человеческого потенциала мы были 15-ми. В последние годы наши показатели колеблются между 41-м и 53-м.

Но еще большее впечатление производят социологические опросы. Один из них в 2011 году показал, что 32 процента российского населения убеждены, что Солнце – это спутник Земли.

Если говорить о других социальных показателях, то согласно ооновскому докладу о развитии человеческого потенциала мы – 97-е, по данным ВОЗ по уровню охраны здоровья – 120-е и так далее, и так далее.

Какие же меры предлагаются правительственным документом, известным как «дорожная карта». Вот у меня на руках некоторые количественные показатели, прописанные в этом документе.

Количество детей в возрасте от полутора до шести с половиной лет предполагается увеличить до 201г. примерно на 400 тысяч детей. Ну, дай бог, чтобы это состоялось.

Количество детей, посещающих дошкольные учреждения, решено поднять примерно на 10 процентов, с 57-ми до 67-ми процентов.

Количество воспитателей в детских дошкольных учреждениях оставить на том же уровне, а вот количество детей в расчете на одного воспитателя увеличить примерно, я извиняюсь, на 1,1 ребенка.

То есть, увеличение нагрузки воспитателей дошкольных учреждений. Хочу напомнить, что недавно Роспотребнадзор и без того уменьшил количество обязательных квадратных метров на ребенка до двух с половиной метров.

Школа. Количество школьников нам обещают увеличить примерно на полтора миллиона человек. Но параллельно предполагается увеличить количество детей в расчете на одного учителя с 10,9 до 13 человек. Речь идет опять же об интенсификации учительского труда.

Не удержусь, чтобы не напомнить высказывание Василия Сухомлинского, который утверждал: «Для того чтобы дать ученику искорку знаний, учитель должен впитать море света». Сегодня учитель превращается, извиняюсь, в ломовую лошадь, выполняя полторы-две ставки нагрузки. Как грустно шутят иногда, «на одну ставку есть нечего, а на две ставки есть некогда».

Путь, который избран планом или «дорожной картой», это путь к понижению уровня человеческого потенциала в нашей стране. Но модернизация в XXI веке не может не основываться на развитии человеческого потенциала. Тот, кто опускает человеческий потенциал, обрекает на провал программы модернизации.

Ю.Ю. Болдырев, экномист, публицист. Первое. Есть четкие, уже выработанные современной цивилизацией нормативы необходимых расходов на социальную политику, на здравоохранение, образование и так далее. Экономика лишь должна обеспечить наличие этих денег. Невыполнение этих нормативов при условии, что есть какие-то лишние деньги, которые складываются в какие-то загашники, – это преступление.

Второе. Важно понимать, что борьба за эффективную экономику становится не менее важным вопросом сегодняшней и завтрашней социальной политики.

Третье. Социальная политика проводится путем перераспределения в государстве плодов экономики. Экономика должна обеспечить развитие, а государство должно быть таким сильным, чтобы иметь возможность осуществить надлежащее перераспределение.

Социальная политика сегодня напрямую связана с политическим механизмом, способностью общества просто ограничить те или иные очевидные механизмы паразитирования.

Вопрос об Олимпиаде в Швейцарии был вынесен на референдум. И большинство жителей одного из кантонов не согласились потратить на зимнюю Олимпиаду какие-то 300 миллионов франков.

Это очень важный для нас пример. Нам нужно на него ссылаться, когда мы говорим о евроремонте и о европейской цивилизации, как о чем-то хорошем. Вот квинтэссенция европейской цивилизации: граждане имеют право определять и что такое паразитирование, и как его пресекать, чтобы высвободить деньги на социальную политику…

И последнее. Экономика и социальная политика очень часто смешиваются демагогически. Ярчайший пример пенсионная система. Когда вы говорите со специалистами, они постепенно приводят к тому, что как же вы не понимаете, накопительная пенсионная система нам нужна, для того чтобы обеспечить длинными деньгами экономику. Стоп. Стоп. Стоп. Так мы о чем: о пенсиях или об обеспечении длинными деньгами?..

Я категорически не верю в то, что если у нас с вами принудительно изымут деньги силами свободного рынка, то их почему-то направят на экономическое развитие.

М.Г. Делягин, доктор экономических наук директор института проблем глобализации. Когда мы видим перед собой какой-нибудь механизм, неважно, гильотину, газовую камеру, российское государство, то перед тем, как начать чинить и повышать его эффективность, нужно определиться, а какую цель преследует механизм, для чего он работает, и что он делает конкретно с нами.

Замечательная российская интеллигенция на протяжении всей моей взрослой жизни, дружно плачет и рассказывает государству, какое оно неэффективное, и как много ошибок оно совершает, в частности, в вопросах социальной политики. Ошибки, которые продолжаются и усугубляются на протяжении жизни целого поколения, это даже не политика. Это стратегия. И если эти ошибки, в общем-то, неизменны, только усугубляются, то, может быть, мы что-то не то думаем о мотивации и о цели этого самого государства.

В российское государстве исторически сложился механизм по переработке советского наследия, включая биомассу, которую именуют населением, в личные богатства тех или иных деятелей. Они могут эти богатства легализовывать, они могут их не легализовывать. Могут легализовывать в Рублевском федеральном округе, могут легализовывать в Куршавельском федеральном округе. Это деталь. Но это машина по личному обогащению узкого круга ее руководителей.

И становится понятна направленность социальной политики нынешнего государства. Как выражаются многие из нынешних реформаторов, наша задача – это снять социальную нагрузку с бизнеса.

На самом деле, смысл заключается в уничтожении социальной сферы в интересах, с одной стороны, бизнеса, и с другой стороны, воровства.

Правда, у этой политики уничтожения социальной сферы есть некоторая объективная предпосылка. Мир сейчас переживает глубокий экономический глубокий, и все это надолго. И в этой ситуации необходимо снижать издержки. Какие у нас есть издержки в экономике? Есть издержки коррупционные. Снижать коррупционные издержки нельзя: это подрыв основ государственного строя, и уж точно это подрыв благосостояния правящего класса.

То есть, коррупционные издержки снижать нельзя. А производственные издержки не очень большие, производства осталось мало, оно уничтожено. Но присоединение России к ВТО позволяет серьезно снизить производственные издержки за счет ликвидации значительной части оставшегося производства.

И самое главное, это издержки социальные. То, что при ликвидации социальных издержек попутно ликвидируется социальная сфера, это детали. То, что при этом разрушается жизнь людей, это никого не интересует...

А.В. Бузгалин, профессор МГУ, первый зампред ЦС ОДВ. Действительно, считать ошибкой то, что делается на протяжении 20 лет, мягко говоря, некорректно. Большая часть современного российского бизнеса заинтересована в том, чтобы правительство проводило именно ту политику, которую оно проводит. Если мы исходим из этого, становится понятной та модель образования, та модель организации науки, культуры, медицины, спорта и так далее, которая у нас в стране присутствует. Здесь косвенно, но жестко работает экономический интерес.

Сегодня в России и других капиталистических странах используется модель, где формируется узкий слой элиты, подпитываемый за счет особо высоко одаренных молодых людей из разных стран мира, при очень уравнительном образовании для всех остальных и наличии, примерно, половины общества, которое работает на обслуживание, в лучшем случае, 40 процентов.

То есть остается более половины граждан, которые выполняют функции уборщиков в широком смысле слова, технического обслуживающего персонала. В этом смысле концепцией постиндустриального общества может быть концепция деградации, концепция превращения двух третей населения в персонал, занятый даже не индустриальным, а ручным трудом.

Та модель образования, которую мы предлагаем (альтернативная – ред.) – это модель, где треть населения занимается воспитанием и обучением через всю жизнь,.. еще треть населения занимается искусством, культурой, наукой, спортом и здравоохранением. 30 процентов занимается материальным производством, но совершенно на другом уровне. Ибо современное материальное производство, в частности, аграрное, я специально беру предельный, наименее развитый участок, это производство, в котором два-три процента населения при достаточной образовательной технологической поддержке обеспечивает всеми необходимыми сельскохозяйственными продуктами население и промышленность. Больше не нужно в деревне людей. Для того чтобы производить столько мяса, сколько сегодня производит свиноферма, на которой занята тысяча человек, достаточно десять человек, но они должны иметь 18 лет образования и получать переквалификацию каждые пять лет.

Это реальный опыт реальных стран, в том числе России, где такие фермы уже работают. Ферма «Пятачок» на юге России производит столько же мяса с одиннадцатью магистрами, сколько обычно производится на свиноферме с тысячей обычных людей, которые когда-то закончили восемь или десять классов и давно про это забыли. Это реальности современного производства.

Есть много разных опытов. Венесуэла – это опыт, где в бедной стране огромное количество людей учит друг друга и где на первый курс принимают всех. Если ты не можешь учиться, ты уходишь на подготовительное образование. Если можешь учиться – продолжаешь. Это продуманная, работающая система. У них народный университет, в нем было 200 тысяч студентов и бесплатно преподавали люди с высшим образованием, чтобы поднять всех на более ввсокую ступень.. В результате, этот университет заканчивали, конечно, не на уровне физфака МГУ или Кембриджа, но на уровне российского периферийного вуза точно. Я работал с этими студентами. То есть, альтернативы есть. Это образование через всю жизнь, в том числе в относительно бедной стране. Венесуэла по ВВП на душу населения при всей нефти беднее России.

У нас же ситуация изменяется, пожалуй, к худшему. И надо делать не только то, что по долгу службы должны, но и то, что может изменять эту ситуацию.

В образовании мера отступления от социально и гуманитарно ориентированной экономики меньше, чем во многих других отраслях экономики, начиная от отсутствия повального процесса приватизации, который все время пытаются провести, и, заканчивая, общим сохранением, пусть плохо подготавливаемых, но все-таки подготавливаемых студентов и школьников. В этом смысле оборонительные бои дают свои результаты. Мы могли бы получить гораздо худшую систему, если бы не дрались 20 лет.

Очень важно постоянно будоражить общественное мнение. Критическая масса общественного сознания накапливается, и когда-то оно изменяет этот мир. На протяжении столетий просвещенные умы говорили, что рабство и крепостничество – это то, что губит нашу страну. Им возражали, что это наивно, так всегда было, ничего изменить нельзя, вы зря выходите на Сенатскую площадь, зря пишете книгу про путешествие из Петербурга в Москву, вы зря делаете все остальное. Через какое-то время выяснилось, что они делали это все-таки не зря. Общественное мнение накапливается, и оно создает предпосылки для будущего. Поэтому от нашей «говорильни» в кавычках, от нашего просвещения без кавычек очень многое зависит.

О.Н. Смолин. Я пробовал посчитать в пересчете на прожиточный минимум. Так вот, заработная плата профессора (из бюджета) в пересчете на прожиточный минимум примерно в три раза ниже, чем была 25 лет тому назад. Заработная плата школьного учителя примерно вдвое, детское пособие примерно в 20 раз меньше. Студенческая расчетная стипендия примерно в пять раз меньше...

По поводу Венесуэлы. Притом, что валовой внутренний продукт на душу населения Венесуэлы ниже, чем в России, минимальная заработная плата в пересчете на доллары в России – 170, в Венесуэле – 450. Вот вам реальные возможности другой политики.

А.М. Абрамов, член-корреспондент Российской академии образования. Я бы сказал: «дорожная карта» – это маршрут для локомотива, который набирает скорость при приближении к тупику. Должен добавить, что «дорожная карта» – это конкретизация другого документа, принятого недавно: так называемой государственной программы развития российского образования до 2030 года. Это документы, абсолютно неадекватные той ситуации, в которой мы сегодня находимся.

Если называть вещи своими именами, то состояние национальной системы образования двумя словами можно охарактеризовать так – это национальная катастрофа.

…Следствие ее – всеобщая кадровая деградация. …К власти пришли политики, неподготовленные к решению соответствующих задач. Провал, поскольку эстафета не передавалась, будет практически во всех отраслях…. Если при этом не забудут, как атомные бомбы хранить и химические заводы и ГЭСы эксплуатировать, то было бы совсем неплохо, потому что техногенные катастрофы при такой всеобщей неграмотности, конечно же, будут нарастать.

И вместо того, чтобы указать политический курс, тем более до 2018-2020 годов, мы имеем бумагу совершенно имитационного характера, авторы которой не взяли на себя труд хотя бы обозначить понимание того, куда нужно двигаться. Это бухгалтерские подсчеты, которые не основаны ни на анализе реальных потребностей экономики, ни на понимании стратегии развития экономики, ни на чем. Во всех этих бумагах не видно решительно никаких мер, идей, действий, для того чтобы реанимировать систему образования… А чтобы понять, в каком состоянии она находится, достаточно посмотреть телевизор. Наша телевидение – это большая уголовная хроника, документальная или художественная.

Вопрос, чему и как учить в школе в начале XXI века, это планетарная проблема. У нас ничего не готово к этому.

Где, наконец, средства производства, средства обучения, они же тоже должны быть современными. А где программы, где замечательные просветительские фильмы, где вся просветительская культура?

Я приведу убийственный пример. Один из интегративных показателей этой программы развития образования, и «дорожной карты» тоже, так называемый децильный коэффициент – это отношение (я цитирую) среднего балла в десяти процентах школ с лучшими результатами единого экзамена по отдельным предметам к среднему баллу результатов единого государственного экзамена по отдельным предметам в десяти процентах худших школ. Я долго вдумывался, что это означает? Нам говорят, и все это высчитано с точностью до сотой, и проведен график: сейчас у нас ситуация очень плохая, этот коэффициент 1,86. Но в 2018 году, когда «дорожная карта» будет реализована, у нас будет 1,52 – это уже совершенно другое дело.

Рассказываю, что здесь происходит. Раз вычисляют с точностью до одной сотой, это означает, что проведена опись всех школ, в каждой школе была такая арифметика: есть количество людей, каждый сдавал какое-то количество экзаменов ЕГЭ, суммируют все эти баллы, все эти баллы делятся на количество человек и экзаменов. Только в этом случае можно ранжировать школы и выделить десять процентов лучших, десять процентов худших.

Но коэффициент-то абсолютно бессмысленный. Если коэффициент этот равен 10, то это замечательная вещь, это означает, что у нас элита ого-го какая, 10 процентов умнее в десять раз, чем все остальные. И вот это и есть будущее нации.

Если при хороших экзаменах коэффициент равен единице, то результат вообще замечательный. Представим себе, что высокий уровень экзамена, и все сдают на «пятерки» – прекрасно. То есть на государственном уровне в госдоке запущена очевидная дурь. Ведь для того, чтобы этот документ был принят на правительстве, нужно было, чтобы 50 или 100 организаций, их руководителей, включая президента Российской академии Осипова, президента академии образования Никандрова поставили свои визы. И среди них не нашлось ни одного человека, который сказал бы, мол, что за дурь, я это подписывать не буду. Потом это прошло правительство и стало государственным документом. То есть диагноз жуткий. У нас совершенно поражена система принятия решений на государственном уровне.

Эти программы должны быть отозваны, должна быть комиссия по расследованию, как такое произошло, и виновные должны понести наказание.

А.И. Калганов, доктор экономических наук, зав. лабораторией МГУ. «Дорожная карта» – это документ, который отношения к реальным проблемам образования не имеет, а в той части, в которой он их все-таки задевает, он либо абсолютно не профессионален, либо сознательно направляется на ухудшение ситуации.

Я продемонстрирую это на примере сферы, которая мне достаточно хорошо известна, – сферы научных исследований.

Предполагается уменьшение количества работников, выполняющих научные исследования и разработки. При этом число собственно исследователей предполагается увеличить. Но структура работников, занятых исследованиями и разработками, у нас в России страдает от того, что на одного исследователя приходится совершенно недостаточное количество вспомогательного персонала. «Дорожная карта» предлагает это соотношение еще более ухудшить. Это значит, что люди просто не понимают, с чем они имеют дело.

Кроме того, во всех разделах «дорожной карты» повторяется термин «эффективный контракт». Из того, что я вижу в этой «дорожной карте», это, пожалуй, самая паршивая затея. Фактически, идея эффективного контракта – это идея подстегнуть интенсивность и качество работы персонала, что в детских дошкольных учреждениях, что в школах, что в вузах, что научных работников – за счет усиления конкурентного давления. Ставится знак равенства между качеством работы и потогонной системой. Здесь уже говорили про ломовую лошадь. Ломовая лошадь может работать много, но качественно – нет. С реальными проблемами образования эти документы не имеют ничего общего.

Я вспоминаю пресловутое присоединение к болонской системе. У нас очень много любят рассуждать о расширении самостоятельной работы студентов. Кто может всерьез говорить о расширении самостоятельной работы студентов в российском вузе, когда давно известно и подтверждено социологическими исследованиями, что большая часть студентов у нас совмещает учебу с работой на условиях полной занятости? Какая у них может быть самостоятельная работа, когда за пределами вуза они зарабатывают на жизнь?

Разработчики этих документов, видимо, обращают внимание только на некоторые целевые установки, которые заключаются в том, чтобы как можно больше сэкономить на учителе, на воспитателе, на вузовском работнике и на студенте. У меня такое впечатление, что этот текст готовили необразованные люди.

Без восстановления престижа знаний, без восстановления стремления к получению знаний образование не поднять. Сейчас же образование рассматривается, как способ получения некой формальной бумажки, дающей пропуск на рынок труда.

И что самое страшное, общество лишается возможности исправить ситуацию, когда в нем деградирует образование. Даже не то, что у нас высокотехнологичные производства деградируют, что оборонная промышленность разваливается, что самолетов мы больше не строим, не в этом проблема главная. А главное, что когда в обществе падает уровень образования и культуры, оно уже становится неспособным спасти само себя. Вот что страшно.

В.Б. Кувалдин, профессор, зав кафедрой МГУадо включить какую-то демоническую силу, которая способна поменять ситуацию в школе. Я вижу только одну силу – это родители... Они на себя уже во многом взяли функцию школы, в этом, собственно, и смысл нашей государственной политики – перекладывать на граждан, по возможности, функции, которые должно выполнять государство..

П.М. Кудюкин, член оргкомитета Свободного профсоюза вузовских преподавателей. Наши власти могут делать с нами то, что они делают, ровно постольку, поскольку не встречают сопротивления.

Мы можем предлагать сколь угодно умные альтернативные программы, но если они не опираются на организованную силу, они так и останутся только сотрясением воздуха.

Поэтому первостепенная задача наша работать над тем, чтобы в нашем безумно атомизированном, не умеющем солидарно действовать обществе начать кристаллизацию социальных групп, ориентированных на действия, на защиту своих прав и законных интересов.

Когда мы говорим про такие сферы, как образование, здравоохранение, культура, наука, то наше преимущество здесь в том, что защита наших, казалось бы, шкурных непосредственных интересов и прав есть одновременно защита интересов общества в целом, его права на будущее.

Очень долго вузовское сообщество никак не пыталось организоваться. Ситуация начала меняться сначала – в связи с общим слабеньким общественно-политическим оживлением. В Москве на маршах появилась научно-образовательная колонна. Тоже не стоит переоценивать – там от силы было три тысячи человек при сотнях тысячах людей, работающих в сфере образования, науки либо обучающихся. Это, конечно, капля в море.

Очень важным моментом было оскорбительное заявление Министра образования господина Ливанова о преподавателях невысокого уровня. Это был плевок в лицо 90 с лишним процентов российских преподавателей, потому что именно столько, меньше 30 тысяч, о которых сказал министр, получает большинство. Похоже, это была последняя капля. Очень часто общественные движения начинаются не столько даже по материальным причинам, а потому, что в людях оскорбили их человеческое достоинство.

Только создав широкую коалицию социальных и профессиональных групп, заинтересованных в спасении образования, в выводе его, действительно, на уровень, требуемый вызовами 21 века, мы сможем переломить ситуацию.

В.А. Мельниченко, глава хозяйства ЗАО «Галкинское» (директор колхоза), Свердловская обл. Был бы здесь президент наш, он бы всех обязательно похвалил. А почему нет? Он нас, крестьян, недавно, на встрече с ним тоже похвалил. Говорит: «Как живете крестьяне?» Мы говорим: «Бедствие терпим». А он нас так похвалил, говорит: «Молодцы, что терпите». Так оно и есть на самом деле.

Правительство выступало недавно, говорит: «Россия будет развиваться по спирали». А мы думаем: «Это – как спирали, так и будут спирать, наверное».

Что говорить об экономике для человека на фоне того тотального воровства во всех сферах! Уже ни телевизор не хочется смотреть, ни читать – ненависть ко всему встает. На фоне безнравственности общества, полной неуправляемости государства можно нынешнюю ситуацию одним предложением охарактеризовать: уровень бреда превысил уровень жизни, несмотря на все миллиарды долларов.

Нужна альтернативная, разумная «дорожная карта». Так нынче говорят, а раньше говорили – план. Нужен план социально-экономического развития России, как когда-то была продовольственная программа СССР. И, сразу, – дороги в деревнях построили, дома построили, гаражи теплые построили.. А нефть была, всего-то, долларов 20. А представьте себе, если бы при Брежневе нефть была 100 долларов. Думаю, коммунизм бы точно был построен.

Когда это может получиться? А тогда, когда нынешним положением будут недовольны, не согласны с ним, ну, хотя бы 300 тысяч учителей, три миллиона крестьян, ну, хоть бы, допустим, 500 академиков, несколько тысяч докторов наук. А как верить тому же президенту и его службе, что кто-то недоволен? А где все недовольные? Всех все устраивает.

А. Сутурин, президент Общественного фонда поддержки образования «Союз» г. Королева МО, журналист. Разговаривая с директором общеобразовательной нищей школы, мы пришли к выводу, что ученик в школе стал лишним, он мешает учителю писать отчеты. В федеральном законе, который принят 29 декабря прошлого года, очень четко прослеживается система отчетности, все – от федеральной до местной власти будут требовать отчеты.

 Когда разрабатывался стандарт начальной школы, учителя бесплатно писали рефераты, и они шли наверх, но на это было выделено 3 миллиарда рублей. Любопытно, кто их получил?

Мы говорим о школе, об учителе и об ученике. Но в законе нет ученика. Есть «обучающиеся». Нет учителя, есть педагогический работник. Я сразу вспомнил Чингиза Айтматова и фильм Андрея Кончаловского «Первый учитель». Попробовал переименовать: мой первый педагогический работник. Вы понимаете, какой удар? Таким законом и подзаконными актами, которые будут впоследствии приниматься, срезан сразу целый культурный слой.

И этот педагогический работник, будучи поставлен в существующие условия, должен работать на полторы ставки. На практике на полторы ставки работает тот, у которого нет сил, но надо все-таки работать. Молодые, 40-45-летние, работают, как минимум, на две ставки. Это и не ученье, и уж точно не воспитание – это выживание.

тов. Сухарев, профессор. Если мы сведем образование к услугам, как сейчас делается, это грозит дальнейшей деградацией. Нынешние победные реляции – вообще глупость, потому что в стране идет перманентный кризис. За 25 лет уничтожен весь высокотехнологический комплекс. Ядро этого комплекса – машиностроение – занимает 13 процентов в общем объеме производства, в то время как известно, что если менее 30 процентов, то страна деградирует. Половина бюджета – это нефтегазовые доходы. И еще на давосском форуме гордимся, что, видите ли, мы следуем этому курсу!

Либералы-ортодоксы, которые сейчас пишут программы «2020», давно уже опозорились. Они говорят: рыночная экономика безальтернативна, частная собственность более эффективна, чем общественная, и так далее.

А человечество развивается на уровне обобществления, интеграционных процессов. Высокотехнологический комплекс не может быть в руках частников. Это давно доказано и наукой, и практикой.

М.Л. Альпидовская, профессор. Нахлынувший бурный поток темных вод, либеральных экономических реформ, закономерно затянул всех нас в глубокий омут. И мы уже ощущаем что в школе ученик является лишним, а в вузе, наоборот, преподаватель является лишним. Но это мелкие проблемы. Какова стратегия, каков вектор развития нашей страны, такова и тактика. Чтобы экономика наша обеспечивала развитие, а государство обеспечивало социально-экономическую справедливость, чтобы, в конце концов, мы не потеряли государственный суверенитет и национальную безопасность, нам обязательно нужна смена социально-экономической системы. И никуда от этого не деться. В нынешней системе будут эксплуатировать преподавателя, учителя, дворника, кого угодно. В одном хорошем советском фильме, снятом по О'Генри «Трест, который лопнул», пелось: «...когда одним прибавочная стоимость, тогда другим с крутых яиц бульон». Вот и весь ответ на все проблемы – почему у нас не хватает денег на образование, на медицину и так далее. Потому что система такова. Наша страна сейчас встраивается в глобальную экономику, и в этой системе мы хотим получить для образования чуть-чуть денежек, для того-этого чуть-чуть денежек. Да никогда их не найдется: когда одним прибавочная стоимость, тогда другим и будет – с крутых яиц бульон.