Историческая перспектива

 

20-21-го марта в Москве, в одном из корпусов МГУ, прошел «Московский экономический форум», собравший как специалистов и ученых, российских и зарубежных, так и представителей различных общественных организаций. Форум был призван обсудить кризис так называемого рыночного фундаментализма, дать новые ориентиры развития экономики в тесной связи с политическими механизмами и социальными последствиями. Среди присутствующих были люди как левого, так и правого толка, не удовлетворенные сегодняшним положением в стране, но видящие по-разному пути выхода. Большая часть выступавших при всей своей критической настроенности полагала, что, тем не менее, выход надо искать на пути совершенствования рыночной экономики.

На пленарной конференции «Приоритеты развития: образование, наука и культура в исторической ретро(пер) спективе» свое мнение высказала и председатель КС ДЗД Н.О.Глаголева, которая, в частности, сказала:

Здесь многие говорят, сколь хорошим было советское образование. Оно, действительно, было замечательным. Но у меня такое впечатление, что большинство выступавших здесь, а особенно на пленарном заседании, видных специалистов и известных людей, плохо учились и в школе, и в ВУЗах. Ведь мы изучали самые разные законы, и те, по которым яблоко всегда падает вниз, и те, по которым общество развивается. Практически во всех выступлениях звучит острая критика ситуации в стране, в том числе в экономике, признание, что «так жить нельзя». А дальше следуют фантазии о путях выхода. Но это все тропинки, уводящие со столбовой дороги. Есть непреложные законы общественного развития, законы, открытые Марксом и Энгельсом, опираясь на которые только и можно установить причино-следственную связь происходящего.

Один из участников настаивал, что-де не надо обращаться к политическим доводам, мы, мол, и так 20 лет говорим, а ничего не меняется к лучшему. Так в том-то и дело, что в странах с капиталистическим укладом не 20 лет, а уже столетиями говорят, а у них дети, как рассказывал академик Арнольд, не умеют дроби брать, и в классах, случается, расстреливают учеников.

Именно у нас есть другой пример. Он был возможен только потому, что наша страна сумела вырваться вперед по пути общественного развития, совершив социалистическую революцию и начав строить социализм. Если мы не совершим еще раз подобный прорыв, то и следующие 20 лет будем обсуждать те же вопросы, если только страна не пойдет совсем в разнос.

У нас тема о развитии в ретро- и пер-спективе. Для нас «ретро» – это наше советское, социалистическое прошлое. А перспективой, успешной перспективой, может стать только советское, социалистическое будущее. Побороться за него должны мы, понимающие губительность капиталистического настоящего. Вот тогда-то и будет желанное развитие и образования, и науки, и культуры, и всей страны.