Историческая перспектива
20-21-го
марта в Москве, в одном из корпусов МГУ, прошел «Московский экономический
форум», собравший как специалистов и ученых, российских и зарубежных, так и
представителей различных общественных организаций. Форум был призван обсудить
кризис так называемого рыночного фундаментализма, дать новые ориентиры развития
экономики в тесной связи с политическими механизмами и социальными
последствиями. Среди присутствующих были люди как
левого, так и правого толка, не удовлетворенные сегодняшним положением в
стране, но видящие по-разному пути выхода. Большая часть выступавших при всей
своей критической настроенности полагала, что, тем не менее, выход надо искать
на пути совершенствования рыночной экономики.
На
пленарной конференции «Приоритеты развития: образование, наука и культура в
исторической ретро(пер) спективе» свое мнение
высказала и председатель КС ДЗД Н.О.Глаголева, которая, в частности, сказала:
Здесь
многие говорят, сколь хорошим было советское образование. Оно, действительно,
было замечательным. Но у меня такое впечатление, что большинство выступавших
здесь, а особенно на пленарном заседании, видных специалистов и известных
людей, плохо учились и в школе, и в ВУЗах. Ведь мы изучали самые разные законы,
и те, по которым яблоко всегда падает вниз, и те, по которым общество
развивается. Практически во всех выступлениях звучит острая критика ситуации в
стране, в том числе в экономике, признание, что «так жить нельзя». А дальше
следуют фантазии о путях выхода. Но это все тропинки, уводящие со столбовой
дороги. Есть непреложные законы общественного развития, законы, открытые
Марксом и Энгельсом, опираясь на которые только и можно установить
причино-следственную связь происходящего.
Один
из участников настаивал, что-де не надо обращаться к политическим доводам, мы,
мол, и так 20 лет говорим, а ничего не меняется к лучшему. Так в том-то и дело,
что в странах с капиталистическим укладом не 20 лет, а уже столетиями говорят,
а у них дети, как рассказывал академик Арнольд, не умеют дроби брать, и в
классах, случается, расстреливают учеников.
Именно
у нас есть другой пример. Он был возможен только потому, что наша страна сумела
вырваться вперед по пути общественного развития, совершив социалистическую
революцию и начав строить социализм. Если мы не совершим еще раз подобный
прорыв, то и следующие 20 лет будем обсуждать те же вопросы, если только страна
не пойдет совсем в разнос.
У
нас тема о развитии в ретро- и пер-спективе. Для нас
«ретро» – это наше советское, социалистическое прошлое. А перспективой,
успешной перспективой, может стать только советское, социалистическое будущее.
Побороться за него должны мы, понимающие губительность капиталистического
настоящего. Вот тогда-то и будет желанное развитие и образования, и науки, и
культуры, и всей страны.