С равенством перед болезнью покончили

 

С 1992 года бесплатную медицину в России начали ликвидировать. Ударными темпами развалили одну из лучших систем здравоохранения в мире. (По статистике Всемирной организации здравоохранения, Советский Союз занимал 22-е место в мире по качеству медицинской помощи. А США что тогда, что сейчас – занимают лишь 37-ю строчку). С 1992 года вверх поползла и кривая смертности. Наибольший рост смертей пришелся на трудоспособное население в ходе массовой остановки предприятий, хронического стресса в социальной жизни, сокращений, увольнений. На съезде врачей тогда признавалось, что население перенесло такой психологический удар, получило такую травму, что просто вымирает.

Складывается впечатление, что эти снизившиеся было темпы вымирания стремятся подтолкнуть, инициировав новый этап ликвидации здравоохранения. В силу принятого закона, с 1 января сего года граждане России обязаны оплачивать «нестандартное» лечение. Но сейчас даже самую «стандартную» медицинскую помощь все чаще можно получить только за деньги. Врачи превратились в настоящих вымогателей. Даже премьер-министр Дмитрий Медведев признает, что очень часто врачи в медучреждениях требуют плату за те услуги, которые должны оказывать совершенно бесплатно. Однако это сочувствие лишь на словах, а на деле само правительство утвердило такую запутанную программу гарантий бесплатной помощи, что в ней не могут разобраться даже медики. А как пациент, находясь в зависимом положении, будет разбираться в списке платных и бесплатных услуг? Пациент не может понять, нужна ему или нет та помощь, которую предписывают. Может из него просто деньги хотят выкачать?

Так что статья 41 Конституции РФ – «Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений» правительством РФ и российской медициной уверенно «преодолена». Теперь вступило в действие постановление правительства № 1003, которым введено понятие «об иных условиях». А в силу таких «иных условий» за все, что не указано в перечне базовой программы госгарантий, государственная поликлиника имеет право взимать деньги. Не указано там, что бесплатно пациентам должно предоставляться сидячее место в коридоре для ожидания приема у врача – значит, и за пользование креслом или стулом можно будет брать деньги.

«И в сфере здравоохранения, и в жилищно-коммунальном хозяйстве современная российская власть обанкротилась,..считает главный научный сотрудник Института социально-политических исследований (ИСПИ) РАН Сергей Кара-Мурза.Чтобы Путин ни говорил, он их не контролирует. Он даже не уполномочен этими системами командовать. Курс правительства на уход государства из этих систем – утопия, которая для населения является злом высшего ранга. А чиновничья верхушка требует «продолжения банкета», требует, чтобы государство ушло из всех значимых для населения сфер. Например, «Стратегия-2020» – это план по ликвидации государства как такового!»

Главное состоит в том, что государство уходит не только от использования необходимых систем, передавая их в частные руки. Оно уходит от защиты этих систем, полностью демонтирует госконтроль над ними. В результате мы обречены скатываться на обочину жизни. В то же время общество не хочет поверить, что стоит перед крахом, предпочитая прятать голову в песок..

Возможно, именно этим объясняется, что население очень апатично встретило перевод на платную основу большей части медицинских услуг с 1 января. С сентября прошлого года шло активное обсуждение в прессе данной проблемы, однако никакой реакции у населения оно не вызвало. Может, люди просто не поверили, что такое реально случится? Но оно уже случается.

Как было сказано в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ от 2005 года, уже тогда медицинские учреждения произвели разделение потоков «платных» и «бесплатных» пациентов. С равенством граждан перед лицом болезни было покончено официально. А это – фундаментальное изменение! Речь идет об отказе от здравоохранения, которое обеспечивало воспроизводство жизни всего населения страны, не разделяя его на избранных и отверженных в зависимости от платежеспособности.

Ныне же право на здоровье стягивается к небольшому богатому меньшинству. Остальным – коммерциализация медицины с неминуемой ползучей приватизацией больниц и поликлиник. Остальным – не здравоохранение, а «иные услуги».

Николай Чеховский