Боевые будни Че Гевары

 

В этом году (14 июня) Герою Кубы и Латинской Америки Че Геваре исполнилось бы 85 лет. После себя он оставил не только завоеванную вместе с товарищами по оружию свободную социалистическую страну, но и крайне полезное для борцов за свободу повествование о том, как революция свершалась.

В 2012 г. в Гаване издана книга «Боевой пусть революционера Эрнесто Че Геваро. Куба 1956-1959». Она состоит из рассказов самого Че о том, как развивалось революционное наступление. О героическом пути кубинских революционеров, результатом которого стало построение социалистического государства на Острове Свободы. О том, как нелегко достается свобода и как отважно были готовы бороться за социалистическое будущее Кубы ее верные сыны.

В этом и последующих номерах газеты до конца года мы опубликуем несколько страниц из главы «Конечное наступление. Сражение за Санта Клару» в переводе А.А.Тимченко.

День 9 апреля знаменит своей неудачей. После этой трагической даты правительство смогло собрать войска и последовательно направляло их в провинцию Ориенте и в Сьерра Маестра для уничтожения партизан.  Наша защита всё дальше отодвигалась вглубь Сьерра Маестра, а правительство продолжало увеличивать число полков против нас. К началу наступления 25 мая на посёлок Лас Мерседес, где находились наши передовые позиции, численность неприятельских войск составляла 10 тысяч человек.

Но там раскрылась малая эффективность солдат армии Батисты, а также наш недостаток вооружений: 200 ружей – это огромная несправедливость. Наши бойцы сражались храбро в течение двух дней в пропорции 1 к 10 или к 15; сражались  против миномётов, танков и авиации, до тех пор, пока маленькая группа не была вынуждена оставить населенный пункт. Ею командовал капитан Анхэль Вердесиа, который месяцем позже геройски погиб в бою.

В это время Фидель Кастро получил письмо предателя Эулохио Кантильо, который был верен врагу, был руководителем его операций. Он писал, что наступление осуществится в любом случае, и он позаботится о «Человеке» (о Фиделе), мол, конец его близок.

Наступление продолжалось. За два с половиной месяца жестоких боёв враг потерял убитыми, раненными, пленными и дезертирами более тысячи человек. В наши руки попало 600 единиц оружия, среди них один танк, 12 миномётов, 12 пулемётов на треногах, двадцать с лишним ручных пулемётов, множество автоматического оружия; кроме того, – огромное количество боеприпасов, разнообразного военного имущества и 450 пленных, которые были направлены в Крус Роха в конце кампании.

После этого последнего наступления на Сьерра Маестра армия Батисты ушла со сломанным позвоночником, но она ещё не была побеждённой. Борьба должна была быть продолженной. Была разработана конечная стратегия – атаковать с трёх направлений: Сантьяго де Куба, где окружить неприятельскую группировку; Провинция Лас Вильас, откуда наступать должен был я; и провинция Пинар дель Рио, другой оконечности острова, откуда должен был наступать Камило Сьенфуэгос, сейчас команданте колонны 2 имени «Антонио Масео», названной в честь вторжения великого вождя в 1895 г.; – чтобы охватить всю территорию Кубы до Мантуа. Камило Сьенфуегос не смог выполнять свою часть плана, так как война внесла свои коррективы, и он должен был находиться в Лас Вильасе.

Ликвидация частей врага, которые атаковали Сьерра Маестра, вернула фронт к своему исходному положению, усилила наши боевые части как количественно, так и морально. Я начинаю поход на Лас Вильас, центральную провинцию Кубы. В военном приказе мне указывалось, что моей главной стратегической задачей является систематическое разрушение связи и коммуникаций между обоими концами острова; кроме того мне приказывалось укреплять отношения со всеми политическими группами, которые находились в горном массиве этого района и расширять возможности для военного управления в зоне моей ответственности. С этими инструкциями и думая пробыть в указанной зоне четыре дня, мы начали поход на грузовиках 30 августа 1958г. Но случилось непредвиденное происшествие, прервавшее наши планы: этой ночью прибыл фургон с униформой и бензином для наших транспортных средств, а также в ближайший аэропорт прилетел самолёт с оружием.

Было определено местонахождение самолёта. Несмотря на ночь, аэропорт систематически подвергался бомбардировкам с 20-00 до 05-00 утра. Пришлось сжечь самолёт, чтобы он не достался врагам или чтобы его не могли разбомбить днём с худшими последствиями. Вражеские войска продвигались к аэропорту и перехватили фургон с бензином, оставив нас без транспорта. 31 августа мы начали пеший марш – ни лошадей, ни машин у нас не было, мы надеялись найти их после пересечения шоссе из Мансанильо в Байамо. И действительно, грузовики на шоссе мы нашли, но, к несчастью, 1-го сентября обрушился сильнейший циклон, который уничтожил все коммуникации. Сохранилось только центральное и единственное асфальтированное в этом районе Кубы шоссе. С этого момента мы вынуждены были исключить автомобильный транспорт и передвигаться на лошадях или пешком. С собой мы несли оружие, базуку с 40 снарядами и всё необходимое для перехода и устройства лагеря.

 

Продолжение следует