Христианский ослик опять забыт

 

Глава Украинской православной церкви (Киевский патриархат) Филарет осудил новоизбранного папу римского Франциска за то, что после своего избрания папа вместе с другими кардиналами воспользовался микроавтобусом, а не персональным автомобилем. Филарет заявил: «Я не одобряю такие поступки. Потому что это труд напоказ, а нужно быть скромным в жизни перед богом, а не перед людьми... Когда мы читаем Евангелие, господь говорит: «Не творите милостыни вашей перед людьми и не показывайте свою скромность перед людьми, будьте скромными внутри, а не напоказ».

«Я за год посещаю от 10 до 20 епархий, – продолжает Филарет, – благодаря тому, что есть автомобиль. И поэтому такой автомобиль мне нужен не как роскошь, а как средство выполнять свои обязанности».

Невольно вспоминается, что основатель христианства лишь один-единственный раз за всё время своих проповедей воспользовался транспортом. И то это был всего-навсего скромный ослик. В русской истории тоже есть прекрасные примеры бытовой скромности, – например, игумен Сергий Радонежский не верхом на коне и даже не на телеге, а пешком (!) из своего подмосковного монастыря путешествовал в Нижний Новгород, Ростов, Рязань. И не жаловался, что без золотой кареты, запряжённой тройкой или четвернёй породистых рысаков, он никак не может «выполнять свои обязанности» и «посещать отдалённые епархии».

А в католической церкви тоже, мягко говоря, далеко не всегда первосвященники проявляли скромность в выборе средств передвижения. По замечанию В. И. Ленина, «христиане, получив положение государственной религии, «забыли» о «наивностях» первоначального христианства с его демократически-революционным духом». Напрочь забыт был и трогательный ослик. Мартин Лютер с негодованием писал о главе римского духовенства: «Чудовищное, возмутительное высокомерие достигло таких пределов, что папа уже не довольствуется ездой верхом или в карете, но, хотя он вполне крепок и здоров, заставляет людей нести себя, как идола, с неслыханным великолепием. Любезный, как же сравнивать такое люциферовское чванство с образом жизни Христа, который ходил пешком наравне со всеми своими апостолами?»

Ну, так за это и ещё за многое другое католической церкви пришлось позднее платить по историческим счётам. Когда её громили протестанты, когда во время Французской революции якобинцы запрещали священникам носить церковную одежду, потом закрывали все храмы и запрещали богослужения. Это была расплата, в том числе, и за папские паланкины и за прочие проявления «люциферовского чванства». Примерно то же самое мы наблюдаем и в истории России. Нарастание церковной роскоши и богатства неизменно шло рука об руку с падением авторитета людей в чёрных рясах. К началу XX столетия встреча со священником уже твёрдо считалась в народе дурной приметой, и гуляли ехидные пословицы типа: «Были встарь сосуды деревянны, попы золотые; ныне сосуды золотые, попы деревянны». Александр Блок в дни революции подвёл этому процессу простой логический итог: «Почему дырявят древний собор? Потому что сто лет здесь ожиревший поп, икая, брал взятки и торговал водкой».

Сейчас князья церкви что Украины, что России на своих крутых навороченных иномарках снова вырулили на тот «благословенный путь», с которого их в своё время сбросило в кювет столкновение с крейсером «Аврора». И свято верят, что впереди у них – только гладкое асфальтированное шоссе, по которому катиться будет с каждым годом всё комфортнее, быстрее и слаще.

О, какое же разочарование их ждёт, когда впереди, за поворотом, трасса вновь «неожиданно» оборвётся в пропасть.

Анекдот в тему:

 – Папа, а почему в церкви собирают деньги с верующих?

– Ну, как тебе сказать, видишь ли, у бога наличных денег нет, а батюшка не разрешает ему жить в церкви без арендной платы…

 Александр Майсурян