Образованное мракобесие

 

За двадцать лет буржуазной диктатуры в нашей стране окрепло и расцвело возродившееся черносотенство. Главной идейной опорой и рассадником черносотенной идеологии стала, конечно, российская интеллигенция, ее так называемая патриотическая часть. За эти двадцать лет она изрядно преуспела в мракобесии, усердно выворачивая историю наизнанку, называя черное белым, создавая и распространяя лицемерные мифы.

Одни из самых  лицемерных – те, что связаны с четой Романовых. Современные черносотенцы усердно оплакивают «царственных мучеников», а заодно и весь буржуазный класс, уничтоженный революцией.

По этой черносотенной мифологии создается такая картина: дворяне и капиталисты были образованнейшие и благородные люди — элита, «цвет нации». Они знали языки, играли на рояле и очень грациозно плясали на балах. Царь и царица, конечно, тем более были «цветом нации», тоже, конечно, были образованны и знали языки. Поэтому им самим богом было назначено  властвовать  над  темной и некультурной чернью. Но хамская чернь не оценила своего счастья – работать на таких утонченных господ, взбунтовалась и взяла власть, которая по праву должна принадлежать только утонченным и благородным.   Взяв власть, хамская чернь истребила всю эту благородную элиту и установила свои хамские порядки. Дальше черносотенная пропаганда оплакивает истребленный «цвет нации» и призывает проклятия на головы тех, кто совершил революцию.

Что в революцию русская буржуазия была либо уничтожена, либо, прихватив, что можно из прежних своих богатств, бежала за границу –это исторический факт, который доказывать никому не надо. Вопрос только – как его рассматривать. А это уже зависит от того, с чьей стороны смотреть. Есть такая пословица «свой своему поневоле друг». И, исходя из этой пословицы, нечего удивляться, что нынешняя российская буржуазия сочувствует и безмерно оплакивает буржуазию, уничтоженную в семнадцатом году. Ничего удивительного нет и в том, что она называет большевиков «исчадиями ада», народ, совершивший революцию — «взбунтовавшимися хамами», а саму революцию – «катастрофой для России». Для нее, буржуазии, – это так и есть. Потому что именно для буржуазии Октябрьская революция действительно была настоящей катастрофой. И если бы было по-другому, если бы сегодняшняя буржуазия сочувствовала пролетарской революции – это как раз и было бы странно. Изрыгая проклятия на революцию, буржуазия делает только то, что ей положено.

Но как буржуазия может смотреть на это со своей стороны, – так и мы, пролетариат, трудовой народ, смотрим на все происходящее и произошедшее в нашем мире со своей стороны, полностью противоположной. Современная буржуазия клянет революцию – потому что это ее классовая родня была тогда уничтожена как класс, это она сама была раздавлена в семнадцатом году. Мы же живем верой в революцию – потому что победили тогда наши братья, это мы сами победили в семнадцатом году.

Поэтому для современной русской буржуазии Октябрьская революция – катастрофа и трагедия, а для нас – победа и слава. Поэтому мы не оплакиваем «уничтоженную большевиками элиту», а презираем этот слой отвратительных исторических уродов: надменных, выродившихся, растленных аристократов, светских проституток, продажных либеральных интеллигентов и пр. Поэтому мы не скорбим, а, наоборот, испытываем глубокое удовлетворение от совершившегося исторического возмездия. Мы понимаем, почему все эти поручики Голицыны и корнеты Оболенские, которые вчера еще всерьез считали себя солью земли, «цветом нации», по факту оказались лишь историческим мусором.

Мы очень далеки от того, чтобы попытаться как-нибудь примирить обе позиции, оправдать и этих, и тех, остаться  посередине. Это годится для мещан, старающихся утопить свой страх в иллюзиях. Мы ничего не стараемся примирить и сгладить. Пусть буржуазия лицемерит и пытается делать вид, что она стоит на каких-то неклассовых, «общенациональных», «объективных» позициях. На то она и буржуазия, чтобы лукавить и скрывать свою классовую сущность, чтобы дурачить большую часть населения. Мы не буржуазия, нам лукавить незачем, и мы прямо говорим, что стоим на позициях определенного класса – нашего класса – класса пролетариев. Мы ясно и твердо знаем, что в революции с одной стороны стояли наши враги, а с другой – наши братья. И мы знаем, что наши братья – это не те, кого сегодня оплакивает и канонизирует российская буржуазия.

Что же касается мифа о высокой образованности русской «элиты» вообще и Романовых, в частности, то для забывчивых можно напомнить, что значит распутинщина, кто такой был Распутин и какую роль он играл при дворе Николая Романова.

Распутин был мерзостная сволочь и шарлатан. При этом его мерзость была цинична и откровенна, она лезла в глаза. Он, поощряемый самодержцем, к тому же демонстрировал свою мерзость публично, от чего были в шоке даже многие представители российской аристократии и элиты того времени из тех, кто еще не окончательно утерял человеческие представления о чести и совести. Чтобы все это уразуметь, не надо было быть семи пядей во лбу – надо было просто быть в здравом умеот отрывки из жизнеописания Распутина:

«Баснословный успех Распутина у царской четы сделал его каким-то божеством. Одного слова Распутина было достаточно, чтобы чиновники получали высокие ордена или другие отличия, должности, о которых они и мечтать не смели. По прихоти Распутина лишались мест министры и советники, по его же воле какой-нибудь незаметный чиновник мог сделать головокружительную карьеру. Это была удивительная картина, когда русские княгини, графини, знаменитые артистки, всесильные министры и высокопоставленные лица ухаживали за пьяным мужиком. Он обращался с ними хуже, чем с лакеями и горничными. По малейшему поводу он ругался самыми непристойными словами, от которых покраснели бы конюхи. Его наглость бывала неописуема. К дамам и девушкам из общества он относился самым бесцеремонным образом, и присутствие их мужей и отцов его не смущало.

Поведение Распутина должно было бы возмутить самую отъявленную проститутку, но никто из знатных дам и господ не показывал своего возмущения. Все боялись его и льстили ему. Дамы за столом целовали и облизывали его испачканные едой руки, потому что он ел без приборов.

Страстный кутила, Распутин находился в наилучших отношениях со всеми прожигательницами жизни столицы. Любовницы великих князей, министров и финансистов были ему близки. Поэтому он знал все скандальные истории, связи высокопоставленных лиц, ночные тайны большого света и умел все это использовать для расширения своего влияния в правительственных кругах. Петербургские великосветские дамы, кокотки, знаменитые артистки, – все гордились своими отношениями с любимцем царской четы. Часто случалось, что Распутин звонил к одной из своих приятельниц из этого круга и приглашал в известный ресторан. Приглашения всегда принимались, и начинался кутеж и разврат. Впрочем, разврат не такого рода, какой, по слухам, устраивал Распутин до приезда в столицу, живя в Покровском. Односельчане Григория вспоминали, что вечером Распутин собирал своих последователей обоего пола и вел в лес. Там разводили костер и варили травы с благовониями, водили хоровод вокруг костра. Постепенно пляска убыстрялась и становилась совсем дикой. Когда костер гас, Распутин кричал: «Повинуйтесь плоти!» – и все бросались на землю. Начиналась оргия».

Комментировать и объяснять, что из себя представлял Распутин, не нужно, все и так ясно.

И вот именно этот глубоко невежественный и совершенно аморальный тип пользовался при последних Романовых  неограниченным влиянием и неслыханной властью. Этого омерзительного хлыста, явного и циничного пройдоху – «образованнейший» русский император и его «образованнейшая» супруга считали святым человеком, молились на него,  целовали ему руки, падали в ноги, льстили ему, пресмыкались перед ним. И именно этот человек фактически и определял в то время политику и судьбу всей страны.

Любой вздор прохвоста «образованные» супруги принимали как откровение, ниспосланное свыше, и верили ему безоговорочно. Например, они верили, что Распутин способен предотвратить революцию. Особенно фанатично верила в это императрица Александра Федоровна. А она, как известно, не только была учена языкам и музыке, но даже была бакалавром философии.

Итак, что получается? «Образованнейший» русский император попадается на удочку явного шарлатана, как обычный деревенский мужик, простоватый и темный. И даже многие мужики оказывались умней и, заметив шашни «святого старца» со своей женой, гнали его в шею. Но «образованный» государь не видел и не понимал того, что понимал простой мужик. На что же тогда ему были даны все языки и науки?

А «образованнейшая» государыня со своим знанием языков и философии обращается к пройдохе и просит его, чтобы он предотвратил революцию – как деревенская Акулина того времени шла к знахарке и просила приворот-травы. Акулине было простительно – ее никто не учил ни философии, ни языкам, она даже грамоте не обучалась. Но что сказать об этой «образованной», «европейски просвещенной» государыне, бакалавре философских наук, которая оказалась многократно глупее неграмотной крестьянской бабы?

Да, разумеется, желания Акулины были куда скромнее и реалистичнее – она всего лишь хотела, чтобы ее приглянувшийся парень полюбил. А «европейски образованная» государыня просит, чтобы по ее желанию Распутин отменил грядущую революцию, которая зрела и готовилась веками. И, главное, ведь верит, что это возможно.

И кто еще после этого может всерьез говорить об «образованности» и адекватности царской четы?

Но и это еще не все. Дело в том, что Распутин не был каким-то исключительным явлением в жизни четы Романовых. Он завершил, можно даже сказать, увенчал целый ряд шарлатанов, мошенников и психопатов, которые по очереди устраивались при царском дворе последнего русского императора и пользовались немалым влиянием.

Каждого из этих персонажей Романовы принимали то за великого мага, то за «блаженного», то за пророка. К примеру, Митя Козельский – умственно отсталый, не владеющий членораздельной речью, больной эпилепсией, подвизался при царской семье в качестве «блаженного». Во время эпилептических припадков Митя катался по полу, рычал и визжал. А императрица верила, что на него в этот момент сходит наитие свыше, и он пророчествует. В мычанье и воплях идиота она пыталась разгадать прорицания будущего. До Мити Романовы млели от оккультиста Папюса, который «вертел столы» и, по их просьбе, «вызывал  дух» Александра Третьего.

Так что Распутин – не случайность в жизни Романовых, а закономерность. Нет ничего удивительного, что эти «образованные венценосцы» с их патологическим пристрастием ко всевозможным шарлатанам и мракобесам в конце концов попались на крючок Распутина.

Миф о якобы «образованности» царской четы на самом деле полностью опровергается реальными фактами истории, наглядно демонстрирующими самое дикое невежество и средневековое мракобесие тогдашних правителей России, которые отнюдь не случайно довели страну до полного разорения, нищеты и разрухи. Но последнее тщательно скрывается теми, кто сегодня клевещет на революцию и революционеров. Превознося реакцию царского правительства и реакционных деятелей царской России, нынешние черносотенцы пытаются оправдать реакционные действия нынешних правителей России, которые за четверть века торжества буржуазной контрреволюции привели нашу страну к аналогичной катастрофе. Выход из нее только один – новая революция.

Семен Тугаев,

Историк