Боевые будни Че Гевары

 

От редакции. Продолжаем публикацию страниц из главы «Конечное наступление. Сражение за Санта Клару» из книги «Боевой путь революционера Эрнесто Че Гевары. Куба 1956-1958». ч. 2 »(Воспоминания Че).

Дни, предшествующие 3 ноября, дате выборов, были необыкновенно активны: наши колонны были мобилизованы во все направления, почти полностью препятствовали посещениию избирателями избирательных участков. Войска Камило Сьенфуегоса в северной части провинции парализовали там избирательный фарс. В общем задержанным, заблокированным оказалось все – от транспортировки солдат Батисты до перевозки товаров.

В провинции Ориенте практически голосование не состоялось; в Кама процент пришедших на выборы был очень низок. Но в западной зоне, особенно в Лас Вильясе, несмотря ни на что, население не очень шло на контакт. У нас не было времени, чтобы организовать одновременное, пусть пассивное, сопротивление масс и активную партизанскую войну.

В Ориенте произошли в последующем бои с первым и вторым фронтом, хотя третья колонна «Антонио Гитерас» настойчиво давила на Сантьяго-де-Куба, столицу провинции. Спаслось только руководство муниципалитетов. Не сохранилось правительство и в провинции Ориенте.

Очень трудная ситуация сложилась в Лас Вильасе из-за точечных атак на дорогах к городу. Прибыв, мы изменили систему борьбы в городах. Все лучшие армейские подразделения были размещены в пригородах, в тренировочных лагерях. Мы научились применять методы саботажа, и результат оказался впечатляющим в пригородных зонах.

В течение ноября и декабря 1958 мы постепенно закрыли центральные автомагистрали. Капитан Сильва блокировал полностью шоссе из Тринидада в Санкти Спиритус, а центральная автомагистраль Острова была серьезно повреждена, когда был перекрыт мост через реку Туиниси – без разрушения. Центральная железная дорога была перерезана в различных точках. Передвижение с юга было прервано вторым фронтом, а передвижение в северном направлении закрывал своими войсками Камило Сьенфуегос, в результате чего Остров оказался разделенным на две части. В провинцию Ориенте правительство вынуждено было переправлять помощь своим войскам только по воздуху или морем, однако 100-процентной гарантии доставки помощи не было.

Необходимо было в Эскамбрае проделать работу в пользу революционного объединения. Уже существовала группа под руководством команданте Гутьеррес Менойо (Второй Национальный Фронт Эскамбрая), другая – это Революционный Директорий (под руководством команданте Фауре Чомон и Роландо Кубела), третья – маленькая организация Аутентика (OA) и четвертая – Социалистическая Народная Партии (руководил ею Торрес). И все мы, пять различных организаций, действовали с разными руководителями в одной и той же провинции. Мы вели трудные переговоры с соответствующими начальниками, подписывали ряд соглашений с партиями, предлагали объединиться в общий фронт.

Начиная с 16 декабря мы систематически приводим в негодность мосты и все типы коммуникаций, ставя диктатуру в сложную ситуацию для обеспечения сохранности мостов и центральной автомагистрали. На рассвете этого дня был поврежден мост через реку Фалькон на центральном шоссе, и практически прервано автомобильное сообщение между Гаваной и Санта-Клара, столицей провинции Лас Вильас, а также множеством поселков средней части Кубы. Для содействия в этом производились атаки нашими военными силами.

Их начальник более или менее эффективно защищался в течение нескольких дней, также продолжались налеты авиации на нашу Мятежную Армию. Но деморализованные войска диктатуры не могли продвигаться по земле в поддержку своих войск. Подтверждая бесполезность своего сопротивления, они сдались, и более ста ружей были присоединены к силам свободы.

Не давая передышки врагу, мы принимаем решение парализовать центральное шоссе, и 21 декабря берем полный контроль над шоссе в Кабайгуан и Гуайос. Через несколько часов нам сдался последний поселок, а два дня спустя – Кабайгуан с гарнизоном 90 солдат. (Сдача казарм производилась по договоренности, имея политическую основу: мы оставляем на свободе гарнизон, он уходит, освобождая территорию от войск диктатуры, оружие же они все передают нам). В Кабайгуан была вновь показана неэффективность диктатуры, которая не пришла на помощь осажденным.

Камило Сьенфуегос атаковал в северной зоне провинции Лас Вильас несколько населенных пунктов, окружил военный гарнизон диктатуры в Йагуахай под командованием капитана китайского происхождения, который сопротивлялся 11 дней, препятствуя мобилизации революционных войск района. Между тем наши войска продвигались к столице провинции Санта-Клара.

После сдачи Кабайгуана мы решили атаковать Пласетас, который сдался в течение одного дня борьбы при активном сотрудничестве Революционного Директорио. После взятия Пласетас мы быстро освобождаем Ремедиес и Каибариен на северном берегу – второй по важности морской порт. Обстановка для диктатуры осложнялась из-за наших непрерывных побед в провинции Ориенте. Второй Фронт Эскамбрая уничтожал маленькие гарнизоны, и Камило Сьенфуэгос начал контролировать весь север страны.

Когда враг без сопротивления уходил из Камахуани, мы уже готовы были начать штурм столицы провинции Лас Вильас. Санта-Клара – важный пункт центральной равнины Острова, со 150 тысячами жителей, имеет железнодорожную станцию, и сюда сходятся все коммуникации страны.

Продолжение следует