70 лет назад. Не погаснет лампочка Ильича

 

Петр Григорьевич Удыма, известный специалист-энергетик, родился в 1912 году на Украине, учился в Ленинграде, в годы индустриализации работал на многих предприятиях страны, а потом прошел всю войну, начиная в Волховского фронта, где вместе со своим дивизионом наводил ужас на немцев залпами реактивных снарядов первых “катюш” - на подступах к Ленинграду. Он ушел из жизни в начале 2000-х и оставил свои, к сожалению, еще не опубликованные воспоминания. Приводим короткий и, казалось бы, простой отрывок из них, который однако показывает, как в тяжелейшие дни ленинградской блокады, советские люди не только ни на минуту не сомневались в будущей победе, но и умели под вражескими бомбардировками работать на восстановление народного хозяйства страны. Это особенно впечатляет на фоне нынешнего “эффективного разрушения” в мирное время.

Впервые я посетил Волховскую ГЭС летом 1931 года. Главный инженер водил нас, экскурсантов, по машинному залу и рассказывал не только об устройстве энергетических агрегатов, но и о людях, строивших гидроэлектростанцию.

В конце августа (1941г.) фашистские стервятники бомбили поселок и железнодорожную станцию. В сентябре немецкие войска, сосредоточением огромных сил, захватили железнодорожный узел Мга, который служил ключом к Ленинграду. Это была последняя магистраль, связывающая город с обширными районами страны. Фашисты на своем пути разрушили высоковольтную линию электропередач, и Волховская ГЭС стала перед угрозой оккупации. По указанию правительства основное оборудование в спешном порядке было эвакуировано, а оставшиеся два малых агрегата бездействовали.

(Однажды в период краткого затишья боев Удыма наведался на территорию Волховской ГЭС). В пустых помещениях я встретил несколько человек, которые убирали мусор и разбирали детали. Руководил этой несложной операцией главный инженер Усов Сергей Васильевич. Он заметил мой интерес, подошел и подал свою исхудалую руку.

– Что делаете в этом пустующем зале? – спросил я.

– Убираем мусор, но не хватает сил убрать эти завалы. Думаем пускать в работу вот эти агрегаты.

– А электроэнергию куда девать будете? – удивился я, – Трассы ведь разрушены.

– Это уже наша забота, – улыбнулся главный инженер, не договорив о своих планах прокладки кабеля по дну Ладожского озера до блокадного Ленинграда (план был успешно реализован – ред.).

Выломанные двери и разбитые окна смотрелись черными дырами на фасаде когда-то красивого здания. Горько было смотреть на разрушенные сооружения, которые создавались невиданным трудом в первые годы Советской власти.

– Сейчас немецкие войска удрали, – сказал Сергей Васильевич, – но продолжают делать налеты. Мы все равно запустим оставшиеся агрегаты, а там начнем восстанавливать все остальные. Трудная задача залечивать раны нашему первенцу, но мы сделаем все от нас зависящее, чтобы лампочка Ильича засветилась снова.

Я напомнил ему свой приезд на станцию и профессора Шателена, под руководством которого прокладывались линии электропередач. Мы вспомнили, как профессор приглаживал свою клинышком бородку и учил:

– В наше время только электричество может обеспечить прогресс техники и дальнейшее развитие человечества.

Профессор Шателен увлекался проблемой передачи электроэнергии на большие расстояния и мечтал о создании единой системы электроснабжения городов и промышленности, которую стали осуществлять спустя 30 лет после его смерти...

О моем пребывании на Волховской станции рассказал шофер Кобзев... В кругу товарищей пришлось рассказать о Волховской ГЭС, ее строительстве и пуске в годы гражданской войны по проекту выдающегося инженера Г.О. Графтио. В настоящее время из ГЭС вывезли все оборудование вглубь страны. Остался один агрегат, пригодный для пуска. Саперы разминировали плотину, но немецкие самолеты часто пытаются бомбить оставшиеся сооружения. В полностью уничтоженном городке нормально работает одна железнодорожная станция, благодаря защите зенитчиков.

Командующий 54-й армией, генерал И.И.Федюнинский, заверил волховчан, что не допустит вражеские силы к электростанции... По предложению комиссара дивизиона Быкова и учитывая отсутствие в этот момент боеприпасов на складе, организовали добровольцев поехать на Волховскую ГЭС, помочь рабочим станции в уборке мусора. Охотников поехать на Волховскую станцию набралось человек двадцать. Пригодилась автомашина, на которой вывезли тяжеловесные глыбы на свалку.

Главный инженер не ожидал от нас такой помощи. Он благодарил бойцов, пожимал руки и приглашал после войны на Волхов.

– К вашему приезду мы восстановим свое хозяйство и будем рады встрече наших защитников в тяжелую годину войны.

П.Г.Удыма