Армия и народ

 

Первая Мировая, Гражданская, Белофинская, Великая Отечественная – на каждой из войн мой дед получал ранения и контузии, а в последней целиком сгорела его первая семья, трое сыновей и супруга. Он ненавидел войну. Трижды пытался он расстаться с армейской службой, и лишь тогда ему это удавалось, когда вооруженные силы классовых врагов оказывались разгромлены всерьез и надолго. «Хочешь мира? Готовься к войне!» – говорил восьмидесятишестилетний старец, обучая меня, «второклашку», приемам штыкового боя.

Не хочешь кормить свою армию – будешь кормить чужую. Эти слова Наполеона давно вошли в поговорку, стали восприниматься как народная мудрость. Только вот разобраться бы, где тут свои, а где чужие. Деду было просто. Он шел в бой за ощутимо свою, родную рабоче-крестьянскую власть. Будучи офицером, он все равно оставался рабочим-электриком. Он и воевал-то затем, чтобы поскорее сменить казармы на заводские цеха. Его командиры и его подчиненные – все они были свои, трудящиеся люди. Понятие Родины было для него конкретно: вот земля, она наша, народная, вот заводы и фабрики – наши заводы. И люди все наши, советские. Все свои, работящие, а паразитов не должно быть в нашей стране, с паразитами и сражаемся.

Армия – одна из структур государства. Важнейшей из задач Советской власти было не допустить возникновения паразитических, эксплуататорских классов в Советском Союзе. На протяжении семидесяти послереволюционных лет эта задача более-менее успешно решалась, но в годы Перестройки была явно и с треском провалена. Класс паразитов сохранился и доформировался внутри самой нашей общественно-государственной системы. Именно последние руководители Советского государства (многие из них – ред.), (называвшие себя до поры до времени «коммунистами») и тесно свя­занные с ними представители так называемых элит – интеллектуальных, творческих, военных и прочих, «распилили», разодрали и разбазарили общенародную собственность в ходе приватизации. В категориях технократического элитаризма этот господствующий класс осознал свои возможности, оформился в класс для себя. Они (управляющий слой, затем класс, ставший господствующим) поделили и присвоили результаты общих трудов нескольких поколений советских людей, как обжоры пирог делят, с интригами, драками и склоками. Тогда и ширма квазикоммунистической фразеологии оказалась больше не нужна. Тогда и горбачевы уже не «обижались» на обращение «господин», перестав корчить из себя товарищей и стараясь забыть уже и о том, что они – граждане.

Соответственно переделу власти и собственности изменились и функции армии. Теперь и армия, и полиция, и прочие силовые структуры, все защищают в первую очередь результаты этого распила – частную собственность «новых русских» (в широком смысле этого выражения). Они охраняют крупных воров от мелких, а также тех и других от основной массы честных граждан – от нас, обворованных, от тех, у кого украденно все – земля, нефть, газ, руды, леса, воды, заводы и много чего ещебыло украдено и отобрано.

Вме­сто серпа и молота теперь дву­гла­вый импер­ский орел-мутант. Смена сим­во­лики отра­жает смену глу­бин­ной сути всех задач госу­дар­ства и обще­ства. Совет­ские люди при­выкли счи­тать чем-то само собой разу­ме­ю­щимся, что власть должна пред­став­лять и отста­и­вать инте­ресы тру­дя­щихся, забо­титься о каж­дом. Эти обя­за­тель­ства все еще запи­саны в рос­сий­ской кон­сти­ту­ции, но они давно уже пре­вра­ти­лись в мерт­вую букву, кото­рая слу­жит лишь при­кры­тием для обде­лы­ва­ю­щих свои делишки гос­под. Нынеш­няя феде­раль­ная и мест­ная власть лишь свои инте­ресы (то лич­ные, то кор­по­ра­тив­ные) отста­и­вает. Лишь инте­ресы тех, кто «в поте лица сво­его» при­сва­и­вает резуль­таты чужого труда, лишь инте­ресы тех, кто «не щадя ни сил, ни здо­ро­вья» (ни сво­его, ни чужого) раз­ба­за­ри­вает богат­ства нашей Родины. Те самые богат­ства, кото­рые наши пра­деды, деды и отцы созда­вали в ходе инду­стри­а­ли­за­ции и кол­лек­ти­ви­за­ции, в ходе осво­е­ния Сибири, Севера, Урала, те самые богат­ства, на кото­рые не дали нало­жить лапу Гит­леру и его сорат­ни­кам, гер­ман­ским и рос­сий­ским буржуям.

На алых зна­ме­нах Октябрь­ской Рево­лю­ции было начер­тано: «Власть – Сове­там, земля – кре­стья­нам, фаб­рики – рабо­чим». На белогвардейско-власовском три­ко­лоре нынеш­ней госу­дар­ствен­но­сти сле­дует, по спра­вед­ли­во­сти, напи­сать: «власть – бюро­кра­там и бога­теям, земля – вся­кому, кто этим вла­сти­те­лям даст больше денег, а заводы и фаб­рики – на метал­ло­лом для загра­нич­ной промышленности»...

Для кого же явля­ется своим это бур­жуй­ское госу­дар­ство, этот пара­зит на теле нашей Родины? Только для боль­ших началь­ни­ков, почти каж­дый из кото­рых исполь­зует слу­жеб­ное поло­же­ние как капи­тал – сред­ство извле­че­ния при­были, при­сво­е­ния и потреб­ле­ния ими неза­ра­бо­тан­ного. Только для капи­та­ли­стов – обла­да­те­лей круп­ных бан­ков­ских вкла­дов (и самих бан­ков – тоже) и про­чей соб­ствен­но­сти; капиталистов, спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­щихся на экс­плу­а­та­ции, отъ­еме и при­сво­е­нии чужого труда, еже­днев­ного труда живых людей и труда про­шлого. Труда мил­ли­о­нов наших пред­ков, кото­рые создали мате­ри­аль­ную и интел­лек­ту­аль­ную основу про­из­во­ди­тель­ных сил, постро­или города, дороги, заводы, порты, раз­ве­дали недра и напи­сали книги, вскор­мили и вос­пи­тали всех нас, ныне живу­щих. Только для ворья это госу­дар­ство свое– это именно их кол­лек­тив­ная поли­ти­че­ская орга­ни­за­ция – но уж никак не для народа, не для тру­же­ни­ков. И если бы труженики осо­зна­вали свои реаль­ные, а не вну­шен­ные бур­жуй­ской про­па­ган­дой и иллю­зи­о­низ­мами фан­та­сти­че­ские инте­ресы, то не стали бы тер­петь такое ярмо на своей шее.

Дис­ци­плина и ответ­ствен­ность – кра­е­уголь­ные камни армей­ской орга­ни­за­ции. Именно из созна­ния ответ­ствен­но­сти чело­века с ружьем перед всем тру­до­вым наро­дом рож­да­лась дис­ци­плина Рабоче-Крестьянской Крас­ной Армии.

Ответ­ствен­ность могла быть суро­вой, вплоть до рас­стрела перед строем за тру­сость, за позор­ное пове­де­ние, за смерть това­ри­щей по твоей вине. Что ж, наш народ пони­мал и при­ни­мал такую ответ­ствен­ность, созна­вая, что без нее не будет дис­ци­плины, необ­хо­ди­мой в смер­тель­ных боях с мно­го­чис­лен­ными и страш­ными, без­жа­лост­ными врагами.

Пре­вра­ще­ние армии и поли­ции в  кор­по­ра­ции наем­ни­ков капи­тала в корне меняет поня­тия ответ­ствен­но­сти и дис­ци­плины. Нынеш­ний воин при­но­сит при­сягу народу и Оте­че­ству, кля­нется соблю­дать Кон­сти­ту­цию. Однако в реаль­но­сти един­ствен­ным насто­я­щим зако­ном для него явля­ется воля началь­ни­ков. Всеми сред­ствами идео­ло­ги­че­ского и иного воз­дей­ствия его ста­ра­ются вос­пи­тать нерас­суж­да­ю­щим испол­ни­те­лем любых при­ка­зов, тупым и тем­ным, жесто­ким ору­дием классово-грабительских инте­ре­сов. Здесь воин­ская дис­ци­плина ста­но­вится эле­мен­том кор­по­ра­тив­ной этики, отве­ча­ю­щей лишь узким груп­по­вым инте­ре­сам. Ее соблю­дают не ради народ­ного блага, а ради того, чтобы началь­ство было довольно. Будешь на хоро­шем счету у выше­сто­я­щих – будет тебе и карьер­ный, и денеж­ный рост. Ну, а ста­нешь боль­шим гене­ра­лом, так и финан­со­вые тузы ста­нут при­вле­кать тебя в свой биз­нес как обла­да­теля спе­ци­фи­че­ского капи­тала (слу­жеб­ное поло­же­ние, право рас­по­ря­жаться люд­скими и мате­ри­аль­ными ресур­сами), и поли­тики будут счи­таться с твоим мне­нием, делая ставку на силу нахо­дя­щихся в твоей «соб­ствен­но­сти и рас­по­ря­же­нии» (о, гене­раль­ская мечта!) подразделений.

Нередко для гос­под­ству­ю­щих клас­сов ока­зы­ва­ется выгодно пре­вра­ще­ние воен­ных в осо­бую касту, когда воору­жен­ные силы ста­но­вятся кор­по­ра­цией со сво­ими осо­быми инте­ре­сами. Эти послед­ние все­гда ока­зы­ва­ются пара­зи­ти­че­скими, ведь вой­ска в кастово-классовом (напри­мер, в бур­жу­аз­ном) обще­стве не про­из­во­дят мате­ри­аль­ных цен­но­стей, они живут на содер­жа­нии у тру­дя­щихся людей, спе­ци­а­ли­зи­ру­ясь на зада­чах раз­ру­ше­ния и убий­ства. При этом вновь и вновь ока­зы­ва­ется, что для боль­шого началь­ства бойцы – лишь «пушеч­ное мясо», вре­менно живой инстру­мент их высо­ко­по­став­лен­ной воли, пешки на шах­мат­ной доске кро­ва­вых, низ­ких, корыст­ных устремлений.

Вот, к при­меру, войны в Чечне. С самого начала ведь было ясно, что за целе­на­прав­лен­ным и без­от­вет­ствен­ным раз­жи­га­нием ста­рых обид, за этни­че­ской и рели­ги­оз­ной роз­нью, стоят инте­ресы пере­дела соб­ствен­но­сти, денеж­ные инте­ресы угне­те­ния масс людей и пора­бо­ще­ния их труда, без­воз­мезд­ного отъ­ема его результатов.

Давно известно, что любая (кроме классовой – ред.) война по любому поводу – это выгод­ный биз­нес для каж­дого, кто сумеет «вовремя – или даже зара­нее – под­су­е­титься». Кто-то нажи­ва­ется на постав­ках для вою­ю­щих сто­рон, кто-то «отмы­вает» деньги или «пря­чет концы в воду», для кого-то выгод­ным това­ром ста­но­вится бое­вой потен­циал воору­жен­ных фор­ми­ро­ва­ний, а кому-то тен­ден­ци­оз­ное осве­ще­ние собы­тий при­но­сит гоно­рары или поли­ти­че­ские выгоды. В то время как фран­ти­реры сра­жа­лись с окку­пан­тами на ули­цах Парижа или в горах Вер­кора, бри­тан­ские бур­жуи полу­чали при­быль от сырья из фран­цуз­ских коло­ний, кото­рым де Голль рас­пла­чи­вался за ору­жие для «Сра­жа­ю­щейся Фран­ции». В то время как мои (и далеко не только мои!) деды и дядья мокли в око­пах и горели в тан­ках и само­ле­тах, аме­ри­кан­ские бур­жуи нажи­ва­лись на рус­ском лесе и на рус­ской руде, кото­рыми Совет­ский Союз рас­пла­чи­вался за поставки по Ленд­лизу. Полу­чали они при­быль и на опо­сре­до­ван­ных мас­ки­ров­кой капи­тала постав­ках военно-стратегических мате­ри­а­лов и Гит­леру, нацист­ской Германии.

В бур­жу­аз­ном обще­стве про­сто необ­хо­дима целая свора писак, а также ора­то­ров, то пуб­лич­ных, то кухон­ных, кото­рые сво­ими каж­до­днев­ными уси­ли­ями создают почву для кон­флик­тов, сеют вражду между людьми. Подоб­ная дея­тель­ность счи­та­ется и пре­стиж­ной, и выгод­ной при том непре­мен­ном усло­вии, что она при­вно­сит в обще­ствен­ное созна­ние наду­ман­ные и извра­щен­ные пред­став­ле­ния о реаль­ных про­ти­во­ре­чиях, тща­тельно мас­ки­руя и пряча эти послед­ние. Зако­но­мер­ное недо­воль­ство народа инфер­наль­но­стью (абсо­лютно излиш­ней зло­счаст­но­стью и безыс­ход­но­стью) своей жизни полу­чает целе­на­прав­ленно лож­ное объ­яс­не­ние в текстах бур­жу­аз­ных идео­ло­гов. На самом-то деле име­ется лишь один насто­я­щий источ­ник вражды людей друг к другу – экс­плу­а­та­ция чело­века чело­ве­ком, порож­да­ю­щая отчуж­де­ние (то есть иллю­зию, что люди не нужны друг другу), застав­ля­ю­щая видеть в дру­гом кон­ку­рента, досад­ную помеху, угрозу. Капи­та­лизм неиз­бежно вос­про­из­во­дит эту соци­аль­ную рознь, про­сто вос­про­из­водя сам себя. Сле­до­ва­тельно, все защит­ники капи­та­лизма, а к тако­вым отно­сятся апо­ло­геты част­ной соб­ствен­но­сти, певцы любых форм эли­та­ризма, сто­рон­ники либе­ра­ли­за­ции рыноч­ной сти­хии, поклон­ники выпенд­режа так назы­ва­е­мых «звезд» и завсе­гда­таи учре­жде­ний инду­стрии досуга, лов­чилы (и кидалы)-игроки, при­сва­и­ва­ю­щие резуль­таты чужого труда в виде выиг­ры­шей в карты, в рулетку, на бирже или на теле­шоу, сло­вом, все вообще фанаты тех или иных аспек­тов нера­вен­ства, туне­яд­ства и пара­зи­тизма, – все они, по сути, явля­ются злост­ными раз­жи­га­те­лями соци­аль­ной розни и ее форм-оболочек – наци­о­наль­ной, кон­фес­си­о­наль­ной, ген­дер­ной, меж­лич­ност­ной и т. д. Конечно, суще­ство­ва­ние и «каче­ствен­ное» содер­жа­ние капи­та­ли­сти­че­ской экс­плу­а­та­ции в лжи­вом «твор­че­стве» идео­ло­гов бур­жу­а­зии засек­ре­чено, скрыто и объ­яв­лено досу­жей выдум­кой зло­на­ме­рен­ных ком­му­ни­стов...

Свою куль­туру, свою жизнь (в масштабе и страны, и Планеты – ред.) мы про­из­во­дим все вме­сте, всем обще­ством, а потреб­ляем – в зави­си­мо­сти от раз­ме­ров при­сво­ен­ного капи­тала – то есть уже про­де­лан­ного нами и нашими пред­ками труда. В этом сов­мест­ном про­из­вод­стве ценно уча­стие всех стран и наро­дов, и ни один этнос не может про­жить изо­ли­ро­ванно, не опу­стив­шись при этом до уровня самых пер­во­быт­ных дика­рей. Вот почему на самом деле лишь один анта­го­низм разъ­еди­няет нас, людей ХХI-го века. Это – клас­со­вый анта­го­низм, про­ти­во­ре­чие труда и капи­тала. На одной сто­роне те, кто живет своим тру­дом, на дру­гой – экс­плу­а­та­торы, отни­ма­тели чужого труда, кото­рые не ком­пен­си­руют его трудом своим, будучи при этом вполне тру­до­спо­соб­ными. Они крайне агрес­сивно отста­и­вают свое «право» при­сва­и­вать наш труд, рас­по­ря­жаться нашими силами, жиз­нями и судь­бами. Они видят в нас не рав­но­прав­ных им граж­дан, не мыс­ля­щих и чув­ству­ю­щих живых людей, а без­ли­кую массу «чело­ве­че­ских ресур­сов», «чело­ве­че­ский мате­риал», абстракт­ный «потен­циал», эко­но­ми­че­ский, био­ло­ги­че­ский, элек­то­раль­ный, воен­ный и про­чее, т.е.  ресурс, сово­куп­ность объ­ек­тов для их «эффек­тив­ного управ­ле­ния» и не менее эффек­тив­ного потребления.

К сожа­ле­нию, те, кто под­вер­га­ются экс­плу­а­та­ции, часто не сознают своих истин­ных инте­ре­сов, не пони­мают, что их сомни­тель­ное, не для всех дости­жи­мое мате­ри­аль­ное бла­го­по­лу­чие (часто вре­мен­ное и вечно нахо­дя­ще­еся под угро­зой) поку­па­ется ценой омерт­ве­ния, отказа от луч­ших чело­ве­че­ских качеств в себе, ценой отказа от себя – как чело­века, ценой уни­зи­тель­ней­шего холуй­ства и духов­ного оску­де­ния. И не только сво­его соб­ствен­ного, но и своих детей, при­уча­ю­щихся, на при­мере отцов и мате­рей, к раб­ству и тру­со­сти, лишен­ных высо­кой мечты и твор­че­ской веры в нрав­ствен­ность, не при­об­ре­та­ю­щих спо­соб­но­сти отста­и­вать свое чело­ве­че­ское досто­ин­ство и право. Эти «кон­фор­ми­сты выгоды» пре­красно пони­мают, что устра­ня­ясь от поли­ти­че­ской дея­тель­но­сти, они фак­ти­че­ски ока­зы­вают под­держку гос­под­ству­ю­щей поли­ти­че­ской силе. Знают они и о пре­ступ­ном харак­тере бур­жуй­ской вла­сти, хотя бы из фильмов-боевиков об аген­тах спец­служб – учре­жде­ний, кото­рые было бы пра­виль­нее, точ­нее назвать мини­стер­ствами пре­ступ­ле­ний и про­во­ка­ций. Знают, но рас­счи­ты­вают «отси­деться в кустах», подо­ждав пока кон­чится драка и дру­гие пожерт­вуют сво­ими жиз­нями ради улуч­ше­ния усло­вий их холуй­ского доб­ро­воль­ного рабства.

А для сол­дат и поли­цей­ских –  кто же для них свои?

Для того, чтобы, ска­жем, полу­чить кра­по­вый берет, надо очень много тру­диться, регу­лярно нагру­жать себя тяже­лыми тре­ни­ров­ками, во мно­гом себе отка­зы­вать. Боец совре­мен­ного элит­ного под­раз­де­ле­ния – это прямо-таки про­из­ве­де­ние искус­ства, живой резуль­тат огром­ной работы, как своей, так и тре­не­ров, и това­ри­щей по ору­жию. Спра­вед­ливо ли, что столько труда и муже­ства затра­чи­ва­ется на то, чтобы послу­жить раз­мен­ной моне­той в поли­ти­че­ских играх туне­яд­ству­ю­щих вла­сти­те­лей? Что ради соб­ствен­ной выгоды какой-нибудь жир­ный «босс», не знав­ший ни пото­ков пота на кроссе, ни вкуса крови на спар­ринге, росчер­ком пера или изги­бом языка посы­лает людей под пули и мины, где неуто­ми­мое силь­ное тело и дух в счи­тан­ные секунды пре­вра­ща­ются в груду иска­ле­чен­ной кро­во­то­ча­щей боли – твоей, твоих род­ных и друзей?

Так кто же свои для воина-бойца? Гене­ралы, для кото­рых он – лишь инстру­мент эго­и­сти­че­ских често­лю­би­вых корыст­ных амби­ций, или дру­гие такие же рабо­тяги, меч­та­ю­щие видеть в нем свою опору и защиту?

«Мы испол­няли при­каз», – вот излюб­лен­ное оправдание-отмазка воен­ных пре­ступ­ни­ков всех вре­мен и наро­дов. Полу­ча­ется, что если ты на службе, то своя голова нужна лишь затем, чтобы каску носить и кашу есть. В при­ня­тии реше­ний она (голова, а также душа, совесть, лич­ность чело­ве­че­ская) заме­ня­ется волей началь­ни­ков – ко вза­им­ной выгоде обоих. Отве­чать за соде­ян­ное не соби­ра­ется ни убийца непо­сред­ствен­ный, ни убийца при­ка­зы­ва­ю­щий, ссы­ла­ясь и кивая друг на друга и фут­боля «на чужую сто­рону поля» свою лич­ную, неотъ­ем­ле­мую от чело­ве­че­ской лич­но­сти – ответ­ствен­ность. Подоб­ные отно­ше­ния вполне соот­вет­ствуют иде­а­лам кор­по­ра­тив­ной этики гос­под гене­ра­лов – как и всех капиталистов-угнетателей вообще.

К сча­стью, бывают заме­ча­тель­ные исклю­че­ния из этого правила.

Напри­мер, в 1940 году, когда немец­кие тан­ко­вые кли­нья искром­сали и пара­ли­зо­вали фран­цуз­ские вой­ска, когда в страхе за золото и,  охраняя свое туне­яд­ство, руко­во­ди­тели госу­дар­ства и армии при­ка­зы­вали пре­кра­тить сопро­тив­ле­ние гит­ле­ров­ским ван­да­лам, то нашлись храб­рецы, не побо­яв­ши­еся нару­шить пре­да­тель­ский при­каз. Не только фран­цуз­ские ком­му­ни­сты, сразу ока­зав­ши­еся вне закона после капи­ту­ля­ции пра­ви­тель­ства, но и мно­гие дру­гие пат­ри­оты решили про­дол­жать борьбу. Так, гене­рал де Голль не побо­ялся стать мятеж­ни­ком – а в подоб­ных ситу­а­циях только это озна­чает остаться под­лин­ным, ответ­ствен­ным вои­ном и чело­ве­ком, а не чело­ве­че­ским материалом-рабом. Он не под­чи­нился рас­по­ря­же­ниям пет­эно­об­раз­ных тор­гов­цев Роди­ной и при­звал народ к ору­жию, объ­еди­нив мно­гих бор­цов в орга­ни­за­цию «Сво­бод­ная Фран­ция». Ныне его почи­тают как наци­о­наль­ного героя, как обра­зец чистого, а не при­кры­ва­ю­щего свое коры­сто­лю­бие патриотизма.

Дру­гие при­меры – из нашей новей­шей истории.

В 1991-м отка­зался выпол­нять при­казы захва­чен­ной рос­сий­ской и миро­вой бур­жу­а­зией Москвы коман­дир риж­ского ОМОНа Чеслав Млын­ник. Храня вер­ность при­сяге и кон­сти­ту­ции СССР, горстка храб­ре­цов (при мораль­ной под­держке рабо­чих) две недели после келейно-воровского Бело­веж­ского сго­вора удер­жи­вала Совет­скую власть в Риге.

В октябре 1993-го офи­цер одной из под­мос­ков­ных флот­ских частей капитан-лейтенант Игорь Оста­пенко в нару­ше­ние при­ка­зов сво­его началь­ства собрал доб­ро­воль­цев из мат­ро­сов и выехал на помощь Вер­хов­ному Совету. Когда его группу бло­ки­ро­вали на дороге пре­вос­хо­дя­щие силы фашист­ву­ю­щих ель­ци­ни­стов, он при­ка­зал мат­ро­сам сло­жить ору­жие, а сам со сло­вами «совет­ские офи­церы не сда­ются» про­дол­жил бой и пал смер­тью храбрых.

Не забу­дем же насто­я­щих героев, как не будем забы­вать и о том, что в тек­сте воин­ской при­сяги на пер­вом месте нахо­дится вер­ность народу и Кон­сти­ту­ции Рос­сии, а обя­за­тель­ство испол­нять при­казы выше­сто­я­щих началь­ни­ков под­ра­зу­ме­вает усло­вие вер­но­сти самих этих начальников Кон­сти­ту­ции и народу – его честно тру­дя­щемуся и все сози­да­ю­щему большинству.

Т.Гниловской,

член РОТФРОНТа,

г. Ставрополь