Марлен Дитрих и память российского
либерала
Cначала – один старый анекдот. В Древней Греции вокруг костра
сидят несколько схоластов и о чем-то ожесточенно спорят. Проходивший мимо
путник прислушивается к их крикам, а потом говорит:
–
Извините меня, о многомудрые мужи! Я слышу, вы спорите о том, сколько зубов у
лошади. Но ведь совсем недалеко, на соседнем лугу пасется лошадь. Почему бы вам
просто не пойти туда и не посчитать ей зубы?
Мудрецы
в ярости вскакивают, хватают палки и набрасываются на путника:
–
Идиот! Кретин! Тупица! Мы
спорим не о том, сколько есть зубов у лошади, а о том, сколько их у нее должно
быть!
Я
каждый раз вспоминаю этот анекдот, читая воспоминания отечественных либералов о
Советском Союзе. Не о том СССР, который реально существовал, а о том, каким он,
по их мнению, должен был быть.
Вот
один яркий образчик такой «либеральной памяти». Есть фото, на котором известная
немецкая и американская актриса Марлен Дитрих на коленях перед советским
писателем Константином Паустовским. Вот что пишет по этому поводу в своей книге
сама Марлен Дитрих:
«Когда
я приехала на гастроли в Россию, то в московском аэропорту спросила о
Паустовском. Тут собрались сотни журналистов, они не задавали глупых вопросов,
которыми мне обычно досаждали в других странах. Их вопросы были очень
интересными. Наша беседа продолжалась больше часа. Когда мы подъезжали к моему
отелю, я уже все знала о Паустовском. Он в то время был болен, лежал в
больнице.
Мы
выступали для писателей, художников, артистов, часто бывало даже по четыре
представления в день. И вот в один из таких дней, готовясь к выступлению, Берт Бакарак и я находились за кулисами. К нам пришла моя
очаровательная переводчица Нора и сказала, что Паустовский в зале. Но этого не
могло быть, мне ведь известно, что он в больнице с сердечным приступом. Я
возразила: «Это невозможно!» Нора уверяла: «Да, он здесь вместе со своей
женой».
По
окончании шоу меня попросили остаться на сцене. И вдруг по ступенькам поднялся
Паустовский. Я была так потрясена его присутствием, что, будучи не в состоянии
вымолвить по-русски ни слова, не нашла иного способа высказать
ему свое восхищение, кроме как опуститься перед ним на колени.
Волнуясь
о его здоровье, я хотела, чтобы он тотчас же вернулся в больницу. Но его жена
успокоила меня: «Так будет лучше для него». Больших усилий стоило ему прийти,
чтобы увидеть меня. Он вскоре умер. У меня остались его книги и воспоминания о
нем. Он писал романтично, но просто, без прикрас».
Та же история – в воспоминаниях падчерицы Паустовского:
«Константин
Георгиевич хотел пойти на ее концерт в Дом литераторов, но врачи – к тому
времени у него было несколько инфарктов и тяжелая астма – его не пускали. И,
кроме того, он только что вернулся из больницы. Но его любимый домашний врач,
Виктор Абрамович Коневский, сказал: «Ну, хорошо, я
пойду с вами».
После
концерта Марлен Дитрих задавали вопросы: «Знаете ли вы русскую литературу?»,
«Какой у вас любимый писатель?». Она сказала: «Я люблю Паустовского, и особенно
его рассказ «Телеграмма». Когда она это сказала, то по залу пошел шумок:
«Паустовский здесь, Паустовский здесь...» Переводчик ей это перевел, и она
стала смотреть в зал, думая, что писатель сейчас поднимется. А Паустовский, – я
могу рассказать много историй, каким он был застенчивым человеком, – не
вставал. Тогда зал стал аплодировать, как бы подталкивая его выйти на сцену.
Константин
Георгиевич вышел на сцену, и, не говоря ни слова, Марлен встала перед ним на
колени в своем вечернем платье, расшитом камнями. Платье было таким узким, что
нитки стали лопаться, и камни посыпались по сцене… Паустовский несколько
мгновений стоял в растерянности.
Когда
Марлен помогли подняться, Паустовский поцеловал ей руку, и неловкость исчезла.
Потом Дитрих прислала ему три свои фотографии на память».
Вот
как это было. А вот как должно происходить с точки зрения либералов.
Версия № 1:
«В
Советский Союз приезжает зарубежная дива, блистательная актриса – Марлен
Дитрих. Визит продуман и расписан советскими чиновниками до мелочей. В один из
вечеров Марлен Дитрих выступала в зале Центрального Дома Литераторов, и в конце
концерта к ней подошел кагэбешник, который любезно
спросил, что она хотела бы увидеть в Москве. Конечно, предложил посетить
Большой театр, Кремль, Мавзолей. Но в ответ Марлен тихо сказала: «Я бы хотела
встретиться с советским писателем Константином Паустовским. Это моя давняя
мечта».
Все
находившиеся в зале просто онемели от такой просьбы; мировая знаменитость
просит о встрече с каким-то там Паустовским. Кэгэбешник
опомнился первым и лично помчался за писателем. Разыскали тяжелобольного
Паустовского в обшарпанной больнице и приказали ему
ехать на встречу с мировой дивой. Паустовский отказался, да и врачи были
категорически против. Пришлось большим начальникам
просить и умолять писателя, что так непривычно было для них.
И
вот тот же зал ЦДЛ, полный зрителей, нетвердой походкой на сцену выходит
старик, а спустя секунду, блистая бриллиантовым колье, вышла подруга Хэмингуэя и Ремарка. Вдруг, не вымолвив ни единого слова,
она опустилась перед ним на колени, схватила руку писателя и стала целовать,
прижимая к мокрому от слез лицу. Зал почувствовал искренность порыва и замер в
оцепенении.
Спустя
некоторое время, когда ошарашенного Паустовского усадили в кресло на сцене,
актриса объяснила, что из множества книг, прочитанных ею, самое неизгладимое
впечатление на нее произвел рассказ Паустовского «Телеграмма». С тех пор она
мечтала встретиться с автором и выразить ему свое восхищение. В заключение
Марлен Дитрих сказала: «Я счастлива, что успела это сделать!»
Версия
№ 2:
«...В
конце концерта на сцену ЦДЛ вышел с поздравлениями и комплиментами большой кагэбэшный начальник и любезно спросил Дитрих: «Что бы вы
хотели еще увидеть в Москве?» И эта недоступная богиня в миллионном колье вдруг
тихо так ему сказала: «Я бы хотела увидеть советского писателя Константина
Паустовского. Это моя мечта!»
Сказать,
что присутствующие были ошарашены, – значит не сказать ничего. Что за бред?! До
начальника, тоже обалдевшего поначалу, первым дошло: с жиру звезда бесится.
Ничего, и не такие причуды полоумных звезд пережили!
И
всех мигом – на ноги! И к вечеру этого самого Паустовского, уже полуживого и
умирающего, в дешевой больнице разыскали. Объяснили суть нужной встречи. Но
врачи запретили. Тогда компетентный товарищ попросил самого писателя. Но и тот
отказался. Потребовали! Не вышло. И вот пришлось – с непривычки неумело –
умолять. Умолили...
При
громадном скоплении народа вечером на сцену ЦДЛ вышел, чуть пошатываясь, худой
старик. А через секунду на сцене появилась легендарная звезда, гордая
валькирия. Вдруг, не сказав ни единого слова, она молча грохнулась перед ним на
колени. А потом, схватив его руку, начала ее целовать и долго
потом прижимала эту руку к своему лицу, залитому некиношными
слезами. И весь большой зал беззвучно застонал и замер, как в параличе. А потом
медленно, неуверенно, как бы стыдясь чего-то, начал вставать. И чей-то женский
голос вдруг выкрикнул что-то потрясенное, и зал сразу прорвало бешеным
водопадом рукоплесканий.
А
потом, когда замершего от страха Паустовского усадили в старое кресло, Марлен
Дитрих тихо объяснила, что прочла она книг немало, но самым большим
литературным событием в своей жизни считает рассказ Константина Паустовского
«Телеграмма», с которым случайно познакомилась в каком-то сборнике,
рекомендованном немецкому юношеству. И, быстро утерев последнюю, бриллиантовую
слезу, Марлен сказала очень просто: «С тех пор я чувствовала как бы некий долг
– поцеловать руку писателя, который это написал. И вот – сбылось! Я счастлива,
что я успела это сделать. Спасибо вам всем – и спасибо России!»
Тут
классика жанра. Кровавый тоталитарный режим пытается уморить великого писателя,
перед которым преклоняется сам Запад (в лице Дитрих). Не хватает только
обязательного «потом его сослали в ГУЛаг и
расстреляли, а все его произведения запретили».
Алексей Марков