Не лучше ли самим под­го­то­виться?

 

Наше время часто назы­вают «эпо­хой инфор­ма­ци­он­ного взрыва». Однако точ­нее бы его назы­вать эпо­хой инфор­ма­ци­он­ного раз-рыва, разо­рван­но­сти. В сред­нем совре­мен­ный чело­век зна­ком с огром­ным мно­же­ством све­де­ний из раз­ных обла­стей куль­туры. Дей­стви­тель­ные факты при­чуд­ливо пере­пле­та­ются с небы­валь­щи­ной в обы­ден­ном созна­нии масс. Те и дру­гая ассо­ци­и­ру­ются и груп­пи­ру­ются слу­чай­ным обра­зом под воз­дей­ствием огром­ного числа вза­и­мо­ис­клю­ча­ю­щих утвер­жде­ний и объ­яс­не­ний, созда­вая у чело­века бес­связ­ную и во-многом из-за этого бес­по­лез­ную моза­ич­ную кар­тину мира. Подоб­ное состо­я­ние обще­ствен­ного созна­ния явля­ется одним из важ­ней­ших усло­вий для осу­ществ­ле­ния мани­пу­ля­тив­ных тех­но­ло­гий управ­ле­ния обществом.

 В совет­ские вре­мена офи­ци­аль­ные вер­сии тех или иных собы­тий порой бывали недостоверными. Однако в целом система обра­зо­ва­ния, про­све­ще­ния, инфор­ма­ции о ново­стях, поли­ти­че­ского, куль­тур­ного и эсте­ти­че­ского вос­пи­та­ния, сло­вом, инфор­ма­ци­он­ная среда обще­ства была ори­ен­ти­ро­вана на созда­ние у людей связ­ной, целост­ной кар­тины мира, науч­ного, кри­ти­че­ского спо­соба осмыс­ле­ния дей­стви­тель­но­сти, уме­ния мыс­лить само­сто­я­тельно. Именно всего этого ста­ра­ются не допу­стить основ­ные агенты фор­ми­ро­ва­ния гло­баль­ной инфор­ма­ци­он­ной среды гло­баль­ного импе­ри­а­ли­сти­че­ского обще­ства. Мы живем в усло­виях непре­кра­ща­ю­щейся идео­ло­ги­че­ской войны поработителей-властителей про­тив духа и разума основ­ной массы насе­ле­ния планеты.

 Осно­ван­ная на управ­ля­е­мых иллю­зиях тех­но­ло­гия мани­пу­ли­ро­ва­ния ока­зы­ва­ется намного эффек­тив­нее «кнута и пря­ника». Она нахо­дит себе мно­же­ство сто­рон­ни­ков и даже энту­зи­а­стов. Про­фес­сия спе­ци­а­ли­ста по «public relations» явля­ется весьма пре­стиж­ной. При­ве­ден­ное здесь англий­ское выра­же­ние обычно пере­во­дят как «связи с обще­ствен­но­стью». Это эвфе­мизм. Те же слова пра­виль­нее было бы пере­ве­сти как «отно­ше­ния пуб­лики, обще­ства, обще­ствен­ные отно­ше­ния». Смысл этой дея­тель­но­сти (счи­та­ю­щейся мир­ной) состоит в дости­же­нии неадек­ват­ного отра­же­ния объ­ек­тив­ных обще­ствен­ных отно­ше­ний в субъективно-личностных отно­ше­ниях людей, чтобы про­из­вольно фор­ми­ро­вать эти послед­ние в жела­тель­ном для заказчика-плательщика направ­ле­нии. В сущ­но­сти, это – состав­лен­ная по изощ­рен­ным рецеп­там экс­плу­а­та­тор­ской науки систе­ма­ти­че­ская и целе­на­прав­лен­ная ложь.

 Было бы гру­бей­шей ошиб­кой пола­гать, будто бы мани­пу­ля­ция созна­нием явля­ется тех­но­ло­гией нена­силь­ствен­ного управ­ле­ния. От того, что при­нуж­де­ние опо­сре­ду­ется обма­ном, оно не пере­стает быть при­нуж­де­нием и не пере­стает быть наси­лием — очи­щен­ной, сутей­ной его фор­мой. Не только уни­что­же­ние, но и пле­не­ние про­тив­ника при­во­дит к победе в бое­вых дей­ствиях. Как и под­рыв его воли к борьбе, к сопро­тив­ле­нию, как и пора­же­ние воз­мож­но­сти ори­ен­ти­ро­ваться в про­ис­хо­дя­щем, пони­мать ситу­а­цию, осо­зна­вать факты. По спра­вед­ли­вому выра­же­нию С. Г. Кара-Мурзы, горстка оли­гар­хов ведет (при помощи срав­ни­тельно неболь­шой и пре­красно осна­щен­ной тех­ни­че­ски армии спе­ци­а­ли­стов) тоталь­ную войну про­тив спо­соб­но­сти людей к само­сто­я­тель­ному выбору своей судьбы. Войну за воз­мож­ность исполь­зо­ва­ния чужого труда в соб­ствен­ных целях и за сохра­не­ние такого фак­ти­че­ского поло­же­ния. Мно­гие иссле­до­ва­тели убе­ди­тельно дока­зали, что в ряде слу­чаев число жертв и мас­штабы бед­ствий от послед­ствий подоб­ной войны ока­зы­ва­ются как мини­мум не мень­шими, чем при клас­си­че­ских воору­жен­ных кон­флик­тах. Сами эти послед­ние, так же как и боль­шин­ство тер­ро­ри­сти­че­ских актов, в наше время нередко высту­пают как часть PR-кампаний, либо сопро­вож­да­ются ими, нераз­рывно с ними свя­заны как части еди­ного целого – войны экс­плу­а­та­то­ров про­тив ограб­ля­е­мых, пора­бо­ща­е­мых и уни­жа­е­мых ими.

 Вот почему в совре­мен­ных усло­виях про­по­ведь нена­си­лия, нена­силь­ствен­ного сопро­тив­ле­ния фак­ти­че­скому мас­со­вому наси­лию, почти все­об­щему оке­ану наси­лия, ока­зы­ва­ется лице­ме­рием – вре­до­нос­ней­шей из форм наси­лия над разу­мом и его уро­до­ва­ния. Тот, кто осуж­дает наси­лие про­тив насиль­ни­ков, соли­да­ри­зи­ру­ется с этими послед­ними, фак­ти­че­ски под­дер­жи­вает и защи­щает их – не на сло­вах, а на деле. «Ах, неужели вы готовы ради своих пред­став­ле­ний о все­об­щем благе пойти на чело­ве­че­ские жертвы?» – обра­ща­ются к рево­лю­ци­о­не­рам бла­го­на­ме­рен­ные либе­ралы. Мно­гие из них и вправду верят, что покор­ность угне­тен­ных гос­под­ству­ю­щей силе сде­лает и ее крот­кой и доб­рой, а не напро­тив – разо­жжет в ней самые низ­мен­ные и звер­ские, реп­тиль­ные инстинкты! Это напо­ми­нает сла­ща­вые кар­тинки в бук­ле­тах иего­ви­стов – дети, олени и тигры мирно играют и «пасутся» в раю. Только не бывает так в жизни. Зубы и когти суще­ствуют для убий­ства, и когда хищ­ник про­го­ло­да­ется, то непре­менно кого-нибудь сло­пает, а капи­та­лизм, в отли­чие от тиг­ров и кро­ко­ди­лов, нико­гда не может насы­титься. Только этого иего­ви­сты и про­чие свя­тоши на своих кар­тин­ках не пока­зы­вают, не показывают  моменты и даже вре­мена обедов и целых пир­шеств капи­та­ли­сти­че­ских тиг­ров и пито­нов! Чем больше он (капи­та­лизм) ест, тем больше ему хочется, тем больше он алчет и тем жгуче огонь в его «при­быль­ной» крови – и если не уни­что­жить его, то он все сожрет, отра­вит и изга­дит, в том числе и пре­крас­но­душ­ные наме­ре­ния бур­жу­аз­ных гуманистов.

 Необ­хо­димо особо под­черк­нуть, что рево­лю­ци­он­ное наси­лие все­гда в исто­рии носило защит­ный и ответ­ный харак­тер, все­гда было лишь отве­том на невы­но­си­мое и глум­ли­вое наси­лие вла­сти­те­лей. Только один при­мер. В мас­со­вом созна­нии пост­со­вет­ского пери­ода ново­рус­ские идео­логи ста­ра­тельно куль­ти­ви­руют пред­став­ле­ние, будто тер­рор наро­до­воль­цев был лишь след­ствием отвле­чен­ной идеи кучки злых интел­ли­ген­тов о том, что напа­де­ния на высо­ко­по­став­лен­ных лиц госу­дар­ства могут поко­ле­бать поня­тие о свя­щен­ном харак­тере само­дер­жа­вия. Выхо­дит, как бы с жиру беси­лась моло­дежь, перед кото­рой были открыты заман­чи­вые пер­спек­тивы бес­по­роч­ной службы царю и Оте­че­ству. На деле было не так. Даже прямо напро­тив! Все начи­на­лось с невы­но­симо хам­ского наси­лия, кото­рому за малей­шее воль­но­дум­ство – или даже без тако­вого! – мог под­верг­нуться любой из под­дан­ных импе­рии. С.М. Степняк-Кравчинский в своей книге «Рос­сия под вла­стью царей», как и обер-прокурор цар­ской Рос­сии А.Ф. Кони в своих вос­по­ми­на­ниях, при­вели десятки сви­де­тельств о том, как в любое время дня или ночи слуги госу­да­ревы вры­ва­лись в част­ные дома и име­ния, обыс­ки­вали, все пере­во­ра­чи­вали вверх дном, аре­сто­вы­вали за листок запре­щен­ного тек­ста, за «кра­молу» в част­ной пере­писке, уни­жали и глу­ми­лись над задер­жан­ными в тюрь­мах. В отли­чие от нынеш­них обы­ва­те­лей, любя­щих побол­тать о гуман­ном отно­ше­нии к садистам-убийцам и гото­вых сне­сти любые уни­же­ния ради спа­се­ния своей жал­кой шкуры, обра­зо­ван­ные и под­линно куль­тур­ные люди ХIХ-го века пре­выше всего ценили честь, смы­вали оскорб­ле­ния кро­вью. Вот почему члены оппо­зи­ци­он­ных орга­ни­за­ций вынесли реше­ние о воору­жен­ной защите своих квар­тир и самих себя, своей жизни и чело­ве­че­ского досто­ин­ства. В ответ после­до­вал пра­ви­тель­ствен­ный тер­рор, и только рас­пла­той за него стали поку­ше­ния на круп­ных чинов­ни­ков и царя.

 Когда я учился в девя­том классе, был у нас заме­ча­тель­ный вое­нрук, капи­тан Кор­ни­лов Вла­ди­мир Нико­ла­е­вич. В школе он вел сразу несколько пред­ме­тов: исто­рию, обще­ство­ве­де­ние, физ­куль­туру и НВП. При необ­хо­ди­мо­сти под­ме­нял пре­по­да­ва­те­лей англий­ского и гео­гра­фии. Он гово­рил так. «Вот рас­суж­дают люди: будет война, не будет войны. Я вам, ребята, навер­няка обе­щаю: война будет. Вот гово­рят: тех­ника, ракеты, танки. Да. Разу­ме­ется. Но только все равно, в конеч­ном итоге победа от чело­ве­че­ского фак­тора зави­сит. И если, к при­меру, Боря Т. («дох­лый» отлич­ник, воин­ственно не желав­ший после уро­ков зани­маться ОФП в кор­ни­лов­ской сек­ции) будет силь­нее и вынос­ли­вее любого аме­ри­кан­ского мор­пеха; если Лена Ш. (хоро­шень­кая девушка, уве­ряв­шая, что смо­жет в оди­ночку вести сосре­до­то­чен­ный огонь по про­тив­нику) научится стре­лять из авто­мата не хуже, чем она это глаз­ками делает… Ну… Тогда, может, и вправду, не будет войны».

 В наши дни воз­мож­но­сти наси­лия со сто­роны власть иму­щих достигли небы­ва­лых в исто­рии мас­шта­бов. В этом арсе­нале и откры­тое пря­мое подав­ле­ние силами армии и поли­ции, и под­лые убий­ства испод­тишка аген­тами тай­ных поли­ций и ана­ло­гич­ных орга­ни­за­ций (как, напри­мер, ранен­ного и без­оруж­ного Эрне­сто Че Гевару убили агенты ЦРУ США), здесь и гро­мад­ный потен­циал информационно-психологической войны, убий­ства обра­зов и цен­но­стей, духов­ного тер­рора, про­во­ка­ци­он­ного наси­лия и подав­ле­ния. Но сила неиз­бежно порож­дает про­ти­во­дей­ствие, кон­тр­силу, кото­рая может про­явиться вне­запно и начать дей­ство­вать с совер­шенно неожи­дан­ной сто­роны. В осо­бен­но­сти это отно­сится к наси­лию по отно­ше­нию к соб­ствен­ному народу. Ни армия, ни поли­ция не про­из­во­дят тех мате­ри­аль­ных цен­но­стей, кото­рые необ­хо­димы им для функ­ци­о­ни­ро­ва­ния и даже про­сто – для жизни. Они «живут на гото­вень­ком». Подав­ляя тру­дя­щихся, они рубят тот сук, на кото­ром сами сидят. К тому же уси­ле­ние репрес­сив­ного потен­ци­ала не может не кос­нуться и самих репрес­сив­ных струк­тур. Те или иные формы сопро­тив­ле­ния так или иначе возникнут. 

Неиз­бежно кру­ше­ние капи­та­лизма. Эта исто­ри­че­ская общественно-экономическая фор­ма­ция исчер­пала свой потен­циал про­грес­сив­ного раз­ви­тия и ныне лишь отрав­ляет живой дух пыта­ю­ще­гося идти впе­ред чело­ве­че­ства отхо­дами сво­его стар­че­ского пище­ва­ре­ния. Суще­ству­ю­щие обще­ствен­ные отно­ше­ния зримо и ощу­тимо тор­мо­зят раз­ви­тие про­из­во­ди­тель­ных сил, раз­ру­шают их. Чув­ствуя гни­лую шат­кость сво­его поло­же­ния, бур­жуи наде­ются на «скреп­ля­ю­щий кро­вью и стра­хом» аппа­рат сило­вого при­нуж­де­ния. Но если на сцене появ­ля­ется ружье, то оно непре­менно должно выстре­лить. Собы­тия в Жана­о­зене – это лишь пер­вый зво­нок для пост­со­вет­ских тру­дя­щихся. Если не бороться за свои права сей­час, то угне­те­ние будет лишь уси­ли­ваться – бес­ко­нечно! Бес­пре­дел так или иначе при­ве­дет к про­те­стам, а про­те­сты – к репрес­сиям. Круг замы­ка­ется. Наивно было бы пред­по­ла­гать, что аго­ния капи­та­лизма может про­те­кать бес­кон­фликтно и «роман­тично». Наивно рас­счи­ты­вать, что эти кон­фликты будут слу­чаться с кем-то, но не со мной. Наде­яться же, что боль­шие умные дяди и тети все за нас раз­ру­лят – про­сто глупо. Ведь они рулят только в своих инте­ре­сах, а народ для них – тягло, а то и смазка для колес.

Не лучше ли нам самим под­го­то­виться к близ­ким клас­со­вым бит­вам, осво­ить необ­хо­ди­мые на этот слу­чай зна­ния, полу­чить соот­вет­ству­ю­щие навыки? И глав­ный из них для угне­тен­ных бед­ня­ков – это спо­соб­ность к орга­ни­за­ции, навык сов­мест­ной борьбы и вза­и­мо­вы­ручки. Суво­ров гово­рил и писал: «Сам поги­бай – а това­рища выру­чай!» И именно потому, что он и его чудо-богатыри именно так жили и боро­лись, они дей­стви­тельно были непо­бе­димы! Чем лучше мы этому научимся, тем меньше будет жертв и потерь в пред­сто­я­щих схват­ках. Если же мы смо­жем, к тому же, все стать умными, созна­тель­ными, то есть так осво­ить рево­лю­ци­он­ную тео­рию, что «каж­дый сол­дат будет пони­мать свой маневр», тогда (мало­ве­ро­ятно, но чем только черт не шутит!), может, и вправду удастся избе­жать той кро­ва­вой войны, кото­рую все­гда готовы навя­зать нам туне­яд­ству­ю­щие буржуи.

Т.Гниловской

гтаврополь