Не лучше ли
самим подготовиться?
Наше время часто называют «эпохой информационного
взрыва». Однако точнее бы его называть эпохой информационного раз-рыва, разорванности. В среднем
современный человек знаком с огромным множеством сведений из разных
областей культуры. Действительные факты причудливо переплетаются с
небывальщиной в обыденном сознании масс. Те и другая
ассоциируются и группируются случайным образом под воздействием
огромного числа взаимоисключающих утверждений и объяснений, создавая
у человека бессвязную и во-многом из-за этого бесполезную мозаичную картину
мира. Подобное состояние общественного сознания является одним из важнейших
условий для осуществления манипулятивных технологий
управления обществом.
В советские времена официальные версии тех
или иных событий порой бывали недостоверными. Однако в целом система образования,
просвещения, информации о новостях, политического, культурного и
эстетического воспитания, словом, информационная среда общества
была ориентирована на создание у людей связной, целостной картины мира,
научного, критического способа осмысления действительности, умения
мыслить самостоятельно. Именно всего этого стараются не допустить основные
агенты формирования глобальной информационной среды глобального
империалистического общества. Мы живем в условиях непрекращающейся
идеологической войны поработителей-властителей против духа и разума основной
массы населения планеты.
Основанная на управляемых иллюзиях технология
манипулирования оказывается намного эффективнее «кнута и пряника».
Она находит себе множество сторонников и даже энтузиастов. Профессия
специалиста по «public relations»
является весьма престижной. Приведенное здесь английское выражение
обычно переводят как «связи с общественностью». Это эвфемизм. Те же слова
правильнее было бы перевести как «отношения публики, общества, общественные
отношения». Смысл этой деятельности (считающейся мирной) состоит в
достижении неадекватного отражения объективных общественных отношений
в субъективно-личностных отношениях людей, чтобы произвольно формировать
эти последние в желательном для заказчика-плательщика направлении. В сущности,
это – составленная по изощренным рецептам эксплуататорской науки
систематическая и целенаправленная ложь.
Было бы грубейшей ошибкой полагать, будто бы
манипуляция сознанием является технологией ненасильственного управления.
От того, что принуждение опосредуется обманом, оно не перестает быть
принуждением и не перестает быть насилием — очищенной, сутейной его формой. Не только уничтожение, но и пленение
противника приводит к победе в боевых действиях. Как и подрыв его воли к
борьбе, к сопротивлению, как и поражение возможности
ориентироваться в происходящем, понимать ситуацию, осознавать
факты. По справедливому выражению С. Г. Кара-Мурзы,
горстка олигархов ведет (при помощи сравнительно небольшой и прекрасно
оснащенной технически армии специалистов) тотальную войну против способности
людей к самостоятельному выбору своей судьбы. Войну за возможность использования
чужого труда в собственных целях и за сохранение такого фактического
положения. Многие исследователи убедительно доказали, что в ряде случаев
число жертв и масштабы бедствий от последствий подобной войны оказываются
как минимум не меньшими, чем при классических вооруженных конфликтах.
Сами эти последние, так же как и большинство террористических актов, в
наше время нередко выступают как часть PR-кампаний, либо сопровождаются
ими, неразрывно с ними связаны как части единого целого – войны эксплуататоров
против ограбляемых, порабощаемых и унижаемых ими.
Вот почему в современных условиях проповедь
ненасилия, ненасильственного сопротивления фактическому массовому
насилию, почти всеобщему океану насилия, оказывается лицемерием – вредоноснейшей из форм насилия над разумом и его уродования.
Тот, кто осуждает насилие против насильников, солидаризируется с
этими последними, фактически поддерживает и защищает их – не на словах,
а на деле. «Ах, неужели вы готовы ради своих представлений о всеобщем
благе пойти на человеческие жертвы?» – обращаются к революционерам
благонамеренные либералы. Многие из них и вправду верят, что покорность
угнетенных господствующей силе сделает и ее кроткой и доброй, а не
напротив – разожжет в ней самые низменные и зверские, рептильные
инстинкты! Это напоминает слащавые картинки в буклетах
иеговистов – дети, олени и тигры мирно играют и «пасутся» в раю. Только не
бывает так в жизни. Зубы и когти существуют для убийства, и когда хищник проголодается,
то непременно кого-нибудь слопает, а капитализм, в
отличие от тигров и крокодилов, никогда не может насытиться. Только
этого иеговисты и прочие святоши на своих картинках не показывают, не
показывают моменты
и даже времена обедов и целых пиршеств капиталистических тигров и питонов!
Чем больше он (капитализм) ест, тем больше ему хочется, тем больше он алчет и
тем жгуче огонь в его «прибыльной» крови – и если не уничтожить его, то он
все сожрет, отравит и изгадит, в том числе и прекраснодушные
намерения буржуазных гуманистов.
Необходимо особо подчеркнуть, что революционное
насилие всегда в истории носило защитный и ответный характер, всегда
было лишь ответом на невыносимое и глумливое насилие властителей.
Только один пример. В массовом сознании постсоветского периода новорусские
идеологи старательно культивируют представление, будто террор народовольцев
был лишь следствием отвлеченной идеи кучки злых интеллигентов о том, что
нападения на высокопоставленных лиц государства могут поколебать
понятие о священном характере самодержавия. Выходит, как бы с жиру бесилась
молодежь, перед которой были открыты заманчивые перспективы беспорочной
службы царю и Отечеству. На деле было не так. Даже прямо напротив! Все начиналось
с невыносимо хамского насилия, которому за малейшее
вольнодумство – или даже без такового! – мог подвергнуться любой из подданных
империи. С.М. Степняк-Кравчинский в своей книге «Россия под
властью царей», как и обер-прокурор царской России А.Ф. Кони в своих воспоминаниях,
привели десятки свидетельств о том, как в любое время дня или ночи слуги
государевы врывались в частные дома и имения, обыскивали, все переворачивали
вверх дном, арестовывали за листок запрещенного текста, за «крамолу» в
частной переписке, унижали и глумились над задержанными
в тюрьмах. В отличие от нынешних обывателей, любящих поболтать о гуманном
отношении к садистам-убийцам и готовых снести любые унижения ради спасения
своей жалкой шкуры, образованные и подлинно культурные люди ХIХ-го века превыше всего ценили
честь, смывали оскорбления кровью. Вот почему члены оппозиционных организаций
вынесли решение о вооруженной защите своих квартир и самих себя, своей
жизни и человеческого достоинства. В ответ последовал правительственный
террор, и только расплатой за него стали покушения на крупных чиновников
и царя.
Когда я учился в девятом классе, был у нас замечательный
военрук, капитан Корнилов Владимир Николаевич. В школе он вел сразу
несколько предметов: историю, обществоведение, физкультуру и НВП. При
необходимости подменял преподавателей английского и географии. Он
говорил так. «Вот рассуждают люди: будет война, не будет войны. Я вам,
ребята, наверняка обещаю: война будет. Вот говорят: техника, ракеты, танки.
Да. Разумеется. Но только все равно, в конечном итоге победа от человеческого
фактора зависит. И если, к примеру, Боря Т. («дохлый»
отличник, воинственно не желавший после уроков заниматься ОФП в корниловской секции) будет сильнее и выносливее
любого американского морпеха; если Лена Ш. (хорошенькая
девушка, уверявшая, что сможет в одиночку вести сосредоточенный огонь
по противнику) научится стрелять из автомата не хуже, чем она это глазками
делает… Ну… Тогда, может, и вправду, не будет войны».
В наши дни возможности насилия со стороны
власть имущих достигли небывалых в истории масштабов. В этом арсенале и
открытое прямое подавление силами армии и полиции, и подлые убийства
исподтишка агентами тайных полиций и аналогичных организаций (как,
например, раненного и безоружного Эрнесто Че Гевару убили агенты ЦРУ США),
здесь и громадный потенциал информационно-психологической войны, убийства
образов и ценностей, духовного террора, провокационного насилия и
подавления. Но сила неизбежно порождает противодействие, контрсилу,
которая может проявиться внезапно и начать действовать с совершенно неожиданной
стороны. В особенности это относится к насилию по отношению к собственному
народу. Ни армия, ни полиция не производят тех материальных ценностей,
которые необходимы им для функционирования и даже просто – для жизни.
Они «живут на готовеньком». Подавляя трудящихся,
они рубят тот сук, на котором сами сидят. К тому же усиление репрессивного
потенциала не может не коснуться и самих репрессивных структур. Те или
иные формы сопротивления так или иначе
возникнут.
Неизбежно крушение капитализма. Эта историческая
общественно-экономическая формация исчерпала свой потенциал прогрессивного
развития и ныне лишь отравляет живой дух пытающегося идти вперед человечества
отходами своего старческого пищеварения. Существующие общественные
отношения зримо и ощутимо тормозят развитие производительных сил,
разрушают их. Чувствуя гнилую шаткость своего положения, буржуи надеются
на «скрепляющий кровью и страхом» аппарат силового принуждения. Но
если на сцене появляется ружье, то оно непременно должно выстрелить. События
в Жанаозене – это лишь первый звонок для постсоветских
трудящихся. Если не бороться за свои права сейчас, то угнетение будет лишь
усиливаться – бесконечно! Беспредел так или
иначе приведет к протестам, а протесты – к репрессиям. Круг замыкается.
Наивно было бы предполагать, что агония капитализма может протекать бесконфликтно
и «романтично». Наивно рассчитывать, что эти конфликты будут случаться с
кем-то, но не со мной. Надеяться же, что большие умные дяди и тети все за нас
разрулят – просто глупо. Ведь они рулят только в своих интересах, а народ
для них – тягло, а то и смазка для колес.
Не лучше ли нам самим подготовиться
к близким классовым битвам, освоить необходимые на этот случай знания,
получить соответствующие навыки? И главный из них для угнетенных бедняков
– это способность к организации, навык совместной борьбы и взаимовыручки.
Суворов говорил и писал: «Сам погибай – а товарища выручай!» И именно
потому, что он и его чудо-богатыри именно так жили и боролись, они действительно
были непобедимы! Чем лучше мы этому научимся, тем меньше будет жертв и потерь
в предстоящих схватках. Если же мы сможем, к тому же, все стать умными,
сознательными, то есть так освоить революционную теорию, что «каждый
солдат будет понимать свой маневр», тогда (маловероятно, но чем только
черт не шутит!), может, и вправду удастся избежать той кровавой войны, которую
всегда готовы навязать нам тунеядствующие буржуи.
Т.Гниловской
г.Ставрополь