ВВС Украины: упадок и
развал
На
фоне произошедшего фашистского переворота на Украине мало где явственно
звучало, что Военно-воздушные силы фактически расколотой страны переживают не
просто стремительный упадок, а уходят в небытие.
Развал
ВВС Украины: как все начиналось
С
момента распада СССР в 1991 году Украина получила солидное советское
наследство: дележ военной техники оставил новообразованной республике СНГ
довольно сильный авиационный потенциал. По количественному показателю боевая
авиация Украины в 1992 году уступала лишь авиации США, России и Китая, будучи
самой многочисленной в Европе.
Стоит
также отметить, что значительная часть современных военных аэродромов бывшего
СССР находилась на территории Украины, где дислоцировались истребители МиГ-29 и
Су-27, дальние бомбардировщики Ту-22, Ту-95 и Ту-160. Именно украинские
аэродромы играли первостепенную роль для нанесения обезоруживающего
удара по силам НАТО. Авиабазы в Миргороде и Василькове, Мелитополе и Белой
Церкви, Прилуках и Полтаве, Мукачево и Стрые – вот далеко не полный их список.
Они получали новую авиатехнику в первую очередь. На аэродроме «Саки» в
Крыму располагается комплекс НИТКА (Наземный испытательный тренажер корабельной
авиации) для подготовки летчиков морской авиации. НИТКА представляет собой
наземный комплекс корабельных средств укороченного взлета и посадки самолетов.
В
1992 г. в состав ВВС Украины были переданы три воздушные армии (1100 боевых
самолетов):
·
истребители: 2 дивизии (8 полков) — 80 МиГ-23МЛ/МЛД, 240 МиГ-29, 70 Су-27;
· фронтовые
бомбардировщики: 2 дивизии (5 полков) — 150 Су-24М;
· бомбардировщики
(дальняя авиация): 2 дивизии (3 полка) — 30 Ту-16, 30 Ту-22К, 36 Ту-22М2/М3;
· разведывательная
авиация: 3 полка — 30 Ту-22Р, 15 МиГ-25РБ, 30 Су-17М3/М4,
12 Су-24МР;
· авиационный
полк РЭБ: 35 Як-28;
· 4
авиационных центра: 240 МиГ-21бис, 60 Су-24М, 550 L-39 «Альбатрос»/L-29
«Дельфин».
Кроме
того, на вооружении состояло около 900 вертолетов, в том числе 250 ударных
Ми-24В/Ми-24П.
Однако
с дальнейшим ухудшением финансово-экономического положения «незалежной»
Украины авиаполки стали сокращаться, как шагреневая кожа: с конца 1990-х годов
были сняты с вооружения заправщики Ил-78, истребители МиГ-23,
учебно-тренировочные Ту-134УБЛ, также были утилизированы либо порезаны на
металлолом Ту-22М2/М3, Ту-95 и Ту-160 (правда, некоторая часть «Тушек» была
продана России). Не лучше обстояли дела и с подготовкой авиационных кадров.
Но
самым унизительным для украинских ВВС стало подписание 25 ноября 1993 года
соглашения между Украиной и США об уничтожении частей дальней авиации; всем
было ясно, что натовцам не нужна сильная, самодостаточная Украина. В 1996-1999
годах руководство страны ликвидировало 29 стратегических ракетоносцев (10
Ту-160, 19 Ту-95МС). Кроме того, в 2002-2006 годах в присутствии американских
«инспекторов» на авиабазах в Полтаве, Прилуках и Белой Церкви были уничтожены
Ту-22М2/3.
Военно-воздушные силы Украины в начале 2014 года
насчитывали 80 фронтовых истребителей МиГ-29 (некоторое количество самолетов
было модернизировано до МиГ-29МУ1), 20 перехватчиков Су-27, 24 фронтовых
бомбардировщика Су-24М, 36 штурмовиков Су-25 (14 из них были модернизированы до
версии Су-25М1), 12 разведчиков Су-24МР, 38 учебно-тренировочных самолетов
чешского производства L-39 «Альбатрос», семь военно-транспортных самолетов
Ил-76МД, пять транспортников Ан-26, по одному VIP-самолету Ан-24 и Ту-134АК. Вертолетные части имели на вооружении только
Ми-8/Ми-17, поскольку в 1994 году большинство винтокрылых машин вошли в состав
сухопутных войск.
Анализируя
состояние Военно-воздушных сил Украины до переворота, необходимо отметить, что
еще в 2012 году ситуация несколько улучшилась: так, среднегодовой налет
украинских летчиков значительно возрос по сравнению с предыдущими показателями
и составил в среднем 42 часа на одного пилота (в 2010 году среднегодовой налет
составлял всего лишь 17 часов). Однако украинский показатель сильно уступал
другим странам: к примеру, средний годовой налет летчика в ВВС России за
аналогичный период составил 100-120 часов (после такого же, как на Украине,
провала до 2012 г. – ред.), в НАТО — 120-180 часов. Все самолеты и вертолеты,
которые были возвращены в состав ВВС, прошли капитально-восстановительный
ремонт или среднюю модернизацию на предприятиях Украины (всего удалось вернуть
в строй более 50 машин).
После
прихода к власти неофашистских сил боевая авиация Украины фактически потеряла
боеспособность. Авиабазы и ангары остались, по существу, без должной охраны,
что еще больше осложняет положение в связи с тем, что авиационное вооружение
стало попадать в руки фашистских группировок.
Авиация и политика: точка невозврата пройдена
Приход
к власти неофашистских сил в Киеве привел еще к одному фактору – расколу
Украины. А это, фактически, повлекло к формированию воинских частей Крыма, с
одной стороны, и «западенцев» – с другой. Уже с
начала марта по приказу председателя Совета национальной безопасности и обороны
Украины Андрея Парубия идет процесс формирования так
называемой «параллельной армии» и «национальной гвардии». Однако
рядовой состав Военно-воздушных сил бывшей единой Украины, дислоцирующийся в
Крыму и на юго-востоке страны, отказался подчиняться неофашистам: так, 204-я
авиабаза в Бельбеке (Крым), имеющая в строю 45
истребителей МиГ-29 и четыре тренировочных L-39, перешла на сторону крымских
властей (правда, в исправном состоянии находятся только четыре «МиГа» и один
«Альбатрос»).
В
настоящее время украинские экипажи в массовом порядке отказываются
подчиняться профашистской власти, в то время как командный состав проявляет
колебание; авиабазы перестали получать запчасти, ГСМ и вооружение.
Единственное, что может помочь – это создание в Крыму и на Востоке Украины
новых авиаполков, которые смогут рассчитывать на поддержку России.
Таким
образом, бездействие прежней власти Януковича и фашистская русофобия нынешней
хунты сделали свое дело – авиации единой Украины, как таковой, больше не
существует.
Константин Федоров
От
редакции. Мы доверяем
сведениям нашего автора. Но должны признать, что и разваливающаяся авиация,
очевидно, не без помощи «свыше», подлейшим образом бомбит восставший Донбасс
(ДНР и ЛНР), разрушает города и поселки и, главное, убивает и ранит сотни
людей.