ГлавПУР вернуть можно. А общую идею?

 

Общественная палата России предложила создать в Вооруженных Силах РФ военно-идеологическое управление. Предполагается, что новая структура будет сформирована на базе давно существующего Главного управления Министерства обороны РФ по работе с личным составом. Того самого, которое после долгих и мучительных «военных реформ» возникло на обломках ГлавПУРа (Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота). Правда, пока неясно, как новые «комиссары» намерены вести идеологическую работу в войсках, если по Конституции никакая идеология в стране не может существовать в качестве государственной.

Напомним: после разрушения Советского Союза воспитательная работа в войсках сошла на нет. Были упразднены замполиты и готовившие их военно-политические училища. Да и само присутствие каких-то идеологических факторов в воспитании военнослужащих признали вредным. Но вскоре стало очевидно, что армия от этого только проиграла. Ситуацию попытались исправить с помощью активного внедрения в армию религиозного воспитания солдат и офицеров. Но, во-первых, не все из них верующие. А во-вторых, страна у нас многонациональная и многоконфессиональная. Значит, надо звать в Вооруженные Силы не только православных батюшек, но и раввинов с ксендзами и муллами. Но тогда получается, что у каждого солдата будет свой «идеологический фактор» на службе.

Стремление вернуть общую идеологию в войска давно просматривается. Автор инициативы создания в Минобороны военно-идеологического управления, председатель комиссии Общественной палаты по проблемам национальной безопасности Александр Каньшин, высказывается на этот счет так:

– В последнее время роль России и ее Вооруженных Сил возросла. Потому считаем необходимым усилить идеологическую работу среди военнослужащих. Они должны хорошо понимать государственную политику. Ведь недостаточно научить людей хорошо стрелять, управлять техникой. Без осознания солдатами и офицерами, что такое патриотизм, мы будем «африканской» страной, в которой постоянно происходят военные перевороты. Боевое мастерство – не самое главное для бойца. Главное – его культура, дух, образование, убеждения. И все это должны аккумулировать воспитательно-идеологические отделы.

 Значение идеологического воспитания понятно. И то, что армия без высокого морального духа существовать не может, тоже понятно. Но какая идея могла бы стать объединяющей в Вооруженных Силах? Кто ее выработает? Говорят про специалистов в правительстве, администрации президента, в Федеральном Собрании, Совете безопасности. И в то же время высказывают опасение, что власти превратят все в пропаганду идеологии «Единой России». А нужно политическую работу партий исключить, поскольку Вооруженные Силы должны служить государству, народу, Конституции. Потому требуется, чтобы в новом управлении присутствовали представители всех политических сил.

Но на какой идеологической основе должна армия служить народу? Нам объясняют, что если мы говорим об армии, призванной защищать государство, то там обязательно должно укорениться понятие патриотизма, который сам по себе есть идеология, т.е. система взглядов, основанных на общем понимании роли государства, его истории, особенностей. В советское время многие сетовали на засилье в армии политорганов. Но тогда армия существовала в условиях, когда в целом в обществе люди были идеологически подкованными. Ведь на то была нацелена вся система. А сейчас даже в школах не очень-то занимаются патриотическим воспитанием. Многие солдаты, которые приходят с «гражданки», не понимают, чему и кому они должны служить.

Те, кто занимался политработой в войсках в советское время, напоминают, что стержнем идеологического воспитания военнослужащих должна быть мысль о неразрывном единстве народа и армии. И в намеченное к созданию идеологическое управление должны быть привлечены не сторонники либерального разрушения страны, а люди, которые участвовали в созидании государства. А воспитывать военнослужащих такое управление должно на основе наших боевых традиций, на основе правдивой информации об истории и современном положении России в мире.

 Способно ли нынешнее государство дать такую всех объединяющую и «заражающую» патриотизмом идею? Во всяком случае, должно обладать такой способностью, если это настоящее государство. Если же общую идею государство дать не в состоянии, то ему, как считают многие грозит развал.

Андрей Иванов

От редакции. В инициативе по воссозданию в Вооруженных Силах специальных органов по политическому воспитанию военнослужащих главный аргумент заключен во фразе насчет возросшей роли капиталистической России и ее армии. Российский империализм желает стать более активным игроком в мире, для чего ему требуется более послушная и более готовая на все вооруженная сила.

Разумеется, соответствующая идеологическая работа с этой силой проводилась и прежде. Армия, как один из главных институтов государства, не может быть вне политики и вне интересов господствующего в данном государстве класса. Российская буржуазия уничтожала советские политорганы, чтобы не допустить никакой угрозы для своей приватизации общенародной собственности и никакого единства армии и трудового народа. А уничтожив советское направление идеологического воспитания «человека с ружьем», активно внедряла свое, где армия стоит на страже собственности прихватизаторов и на охране ее от возможных поползновений со стороны трудящихся. Ныне систему такого идеологического влияния просто понадобилось сделать более стройной и организованной.

Поэтому приведенные в статье опасения, что власти через новый ГлавПУР поведут пропаганду в духе правящей «Единой России», звучат странно. Никакой иной пропаганды и иной идеи, кроме защиты России буржуазной от России трудовой, нынешняя политработа в войсках не предусматривает. Разумеется, при этом стыдливо прикрываются фальшивым «патриотизмом». А поскольку такая идея на общенародную никак не тянет, то у буржуазии всегда будут опасения насчет идеологической стойкости армии и стремление эту стойкость обеспечить за счет все более изощренных способов промывки мозгов.