Так
какая же система «нивелировала» творцов?
С конца 80-х годов деминтеллигенты,
среди которых немало людей, ревностно прислуживавших прежней власти и имевших
от нее звания и награды, неустанно вдалбливают в сознание людей мысль, будто
советская система, коммунистическая идеология препятствовали творчеству
мастеров искусств – примитивизировали стиль
художников, нивелировали творцов, превращали художественную культуру в средство
насаждения классовых ценностей.
Поначалу они пытались в общем духе демпропаганды представить советскую художественную культуру
(которую Поль Валери назвал «третьим чудом» – вслед за культурами Античности и
Возрождения) «черной дырой». Когда же стало ясно, что навязать это
представление широкому кругу людей не удается, была задействована другая
версия: все достижения советских творцов были не благодаря,
а вопреки советской системе и коммунистической
идеологии.
Рассмотрим, насколько это утверждение
соответствует истине на примере кино – ведь 27 августа этого года исполняется 95 лет со дня подписания Лениным декрета о национализации
фотографической и кинематографической промышленности. Этот день потом стали
считать Днем рождения советского кино.
Итак, «примитивизировали
стиль художников и нивелировали творцов». Один из наиболее авторитетных
историков кино Жорж Садуль дает во «Всеобщей истории
кино» совершенно иную оценку: советское киноискусство «породило огромное
богатство стилей и тем… Стиль, темперамент и темы четырех великих мастеров
советского кино (Эйзенштейна, Пудовкина, Довженко, Вертова
– В.В.) поражает их полной противоположностью; и даже эта «великолепная четверка»
далеко не в полной мере отразила все тенденции богатой и бурной эпохи». Ряд
самобытных по творческой манере и выдающихся по мастерству режиссеров 20-30-х
годов можно продолжить именами Козинцева, Ромма,
Юткевича, Протазанова, немалым числом других
А разве ведущие мастера, пришедшие в кино в
конце 50-х – начале 60-х годов, выросли не в условиях советской системы и
создавали свои фильмы вне ее? А между тем, какое и здесь богатство стилей:
Тарковский и Панфилов, Иоселиани и Шепитько, Шукшин и Бондарчук, Чухрай и
Хуциев… И, кстати, подавляющее большинство их
произведений по своим ценностным установкам полностью соответствовали принципам
коммунистической идеологии.
Да, со второй половины 70-х годов возобладал
курс на «доступное кино», и к «трудным» фильмам было соответственное отношение
кинематографических чиновников. Но ведь и в это время было создано немало
фильмов отнюдь не примитивных по языку и разных по стилю: вот только несколько
примеров из достаточно многих: «Послесловие» Хуциева,
«Остановился поезд» и «Парад планет» Абдрашитова, «Подранки» Губенко, «Сталкер» Тарковского, «Восхождение» Шепитько, «Древо
желания» Абуладзе, «Дерево Джамал» Нарлиева.
А как же сказалось на художественном уровне
российского кино разрушение советской системы? Созданная в конце 80-х годов
коммерческая система отечественного кинематографа в погоне за быстрым и легким
доходом ориентировалась на самые примитивные, а зачастую откровенно низменные
вкусы и запросы. Это вело к растлению «массового зрителя», соответственно
менялись и этические и эстетические ориентиры и производителей киноширпотреба. И в конце концов
все это снизило идейно-художественный уровень «среднего» российского фильма
практически до нуля. Сегодня любая попытка авторов усложнить способ
киноповествования, глубоко проникнуть в психологию героев, не говоря уже о
попытке исследования серьезных социальных проблем, вызывает отторжение
«массового зрителя».
Фильмы, заметно возвышающиеся над уровнем
«масскульта», в последние годы можно в буквальном смысле пересчитать по
пальцам. Причем, они как никогда далеки от широкого круга людей. Если лауреат Золотой пальмовой ветви Каннского фестиваля фильм
Михаила Калатозова «Летят журавли» собрал в советском
прокате 28 миллионов зрителей, а фильм Тарковского «Иваново детство», который
был удостоен высшей награды Венецианского кинофестиваля – 16 миллионов, то
победители Венецианских фестивалей «Возвращение» Звягинцева и «Фауст» Сокурова,
призер Канн «Елена» Звягинцева собирали в СНГ примерно по 100 тысяч зрителей.
Замечу, что тенденция на примитивизацию
художественного уровня кино характерна не только для постсоветской России – для
всего постсоветского мира в целом. Сугубый «западник» режиссер Андрей
Кончаловский констатировал: «Коммерческие гиганты занимаются кинематографом,
театром. Из этих объятий никому не выскользнуть... Все идет к идентификации
стилей и направлений в искусстве». К этому он добавил: «Нелепо говорить в связи
с этим, что «деньги – зло». Так уж устроен современный мир». Но ведь советская
система – не только кинематографа, а вся социально-экономическая система – как
раз не была ориентирована на деньги. Основной закон социализма гласил, что цель
экономики, в отличие от капиталистической, не извлечение прибыли, а
удовлетворения потребностей общества; в том числе и духовных. И в ней творцы
были свободны от удушающих объятий коммерческих гигантов. Думается, именно это
имел в виду Жорж Садуль, написав, что «только в СССР
индивидуальность художника могла развиваться беспредельно».
Какие же ценности человеческого существования
утверждало советское кино? Рассмотрим несколько фильмов, считающихся классикой
социалистического реализма.
«Семеро смелых» С.
Герасимова. Фильм рассказывает о молодых полярниках. Они работают в трудных
условиях, рискуя здоровьем и даже жизнью не из каких-то меркантильных
соображений, а из желания принести пользу стране. При этом они не считают свой
выбор жертвой: служить Родине – их внутренняя потребность и браться за трудное
задание для них дело чести.
«Большая жизнь» Л. Лукова. Герой фильма,
шахтер Харитон Балун, живет по принципу: отработал положенное – и гуляй, ничем не загружая голову. Но
постепенно люди, его окружающие, и сама жизнь подводят героя к осознанию того,
что в новом обществе человек должен быть активным участником социалистического
строительства. Это открывает Балуну духовный смысл
труда на общее благо, рождает стремление к совершенствованию своего внутреннего
мира.
«Депутат Балтики» А. Зархи
и И. Хейфица. Фильм
показывает, как приходит к поддержке революции выдающийся русский ученый. Профессор
Полежаев понимает, что именно в новом обществе наука сможет по-настоящему
служить народу. Одна из важных линий фильма – возникновение и укрепление
духовной близости между старым интеллигентом и людьми, сделавшими революцию.
Если суммировать те ценностные установки,
которые утверждали эти и многие другие советские фильмы 30-60-х годов: «Встречный», «Танкер «Дербент», «Весна за Заречной улице», «Баллада
о солдате», «Шумный день», «Когда деревья были большими», «Аленка», «Высота»… –
вплоть до отнюдь не претендующих на глубину комедий типа «Трактористов» или
«Верных друзей»», получим: приоритет общих интересов, доходящий до альтруизма;
ориентацию в жизни на возвышенный идеал и готовность к личным жертвам ради
приближения к нему; одухотворенное отношение к труду, превращение его в
духовную ценность бытия; абсолютное бескорыстие, презрение к потребительству, отношение к алчности как к уродству.
Да, это принципы коммунистической идеологии.
Но ведь приоритет духовных ценностей и пренебрежение погоней за матблагами лежат в основе учения Будды. В древней Элладе Кратет полагал: «Все, что усвоил я доброго, мысля и
слушаясь муз, стало моим, а иное богатство накапливать тщетно». Подобные
приоритеты и ценности бытия проповедует учение Христа, они лежат в основе
воззрений Эразма Роттердамского, Габриэля де Мабли, Льва Толстого и многих других мыслителей-гуманистов
разных времен и народов. То есть, они носят отнюдь не классовый, а подлинно
общечеловеческий характер.
А какие же принципы, ценности, ориентиры
существования несет людям кино «демократической» России? В подавляющем
большинстве фильмов героям свойственен крайний эгоизм – кроме своего «Я» или
своей семьи их ничего не волнует и уж тем паче реальные беды общества.
Практически полностью исчезли фильмы, в которых труд представлен как ценность
человеческого бытия. Зато появилось множество картин – от легковесных пустышек
до претендующего на респектабельность «Олигарха», – морально реабилитирующих
стремление к обогащению любыми путями. Режиссер «Олигарха» П. Лунгин в своем подобострастии перед богатыми додумался до
того, что в интервью сравнил олигарха с… Прометеем: «Прометей был первый
олигарх. Он украл огонь, если хотите, приватизировал его». Хотя все ведь было
как раз наоборот: Прометей отнял у богов их собственность и отдал ее людям –
т.е. провел «национализацию» огня.
В идеологии буржуазии «выражение «делать
деньги», – как утверждала Айн Рэнд, философ-апологет
капитализма, – является основой человеческой морали». Точно так же и эгоизм,
рассматриваемый в этой идеологии как индивидуальная свобода, становится
добродетелью. Таким образом, именно эти ценности являются действительно
классовыми.
Все, сказанное выше, дает основание для
вывода: именно советская система позволяла нашей художественной культуре
сохранять богатство стилей и тем, а следование принципам коммунистической
идеологии вело к утверждению в ней подлинно гуманистических ценностей бытия. А
вот разрушение социализма и установление капиталистической
социально-экономической системы привело к примитивизации стиля художников,
нивелированию творцов и насаждению классовых ценностей.
Виктор ВАСИЛЕНКО,
Белгород
От редакции.
Не названо очень много замечательных советских режиссеров и фильмов – но это не
вина автора, слишком велико их число.
Но хотелось бы возразить автору в части
определения классовости советского кино. «Классовое» – не ругательство.
Совершенно справедливо автор говорит, что во все времена и у всех народов в
жизни, фольклоре и литературе ценились бескорыстие, альтруизм, высокая
духовность, порицались алчность и эгоизм. Только в том-то и дело, что в
условиях досоциалистического общества об этих качествах мечтали, они
воспитывались вопреки общественным условиям. И только при социализме, где у
власти был рабочий класс, трудовой народ, для которых
приоритетны интересы всего общества, качества эти по определению должны были
быть воспитываемы и воспитывались в каждом советском человеке. Сегодня же мы
имеем результат насаждения ценностей другого класса – класса буржуазии,
основанного на частной собственности с вытекающими из этого последствиями –
стремлением к наживе, индивидуализмом, бездуховностью
и т.д.
Но классовая борьба продолжается, и она
приведет к победе социализма с его высокой духовной, нравственной планкой.