О смысле жизни

 

Я лиру посвятил народу своему.

А.С. Пушкин

 

Литература полна произведениями, посвященных смыслу (цели) жизни. Известно, что главная тема литературы – борьба Добра и Зла. Но есть и большой пласт литературы, в которой выделена и рассматривается проблема смысла жизни на фоне той же борьбы. Например, «Война и мир» Л. Толстого – о благородном служении Отечеству, произведения А. Чехова – о бессмысленности жизни обывателя, «Хижина дяди Тома» Бичер Стоу, «Гроздья гнева» Дж. Стейнбека, романы Т. Драйзера – о «свинцовых мерзостях» капиталистического мира, живущего ради наживы.

Интересно проследить, как менялись взгляды на жизнь литературных героев вместе с изменением социальной обстановки в России: лишние люди (Печорин в повести Лермонтова «Герой нашего времени»), нигилист Базаров – у Тургенева («Отцы и дети»), женщины у Чернышевского (Вера Павловна в романе «Что делать») и у Горького (Ниловна в романе «Мать»)…

Здесь к месту вспомнить, что в советское время в школе изучали литературу, которая воспитывала Человека. «Человек – это звучит гордо!» Это – у М. Горького в пьесе «На дне». Помните прекрасный советский фильм «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», в котором есть замечательные песни В. Высоцкого? В песне о борьбе есть слова: «Значит, нужные книги он в детстве читал!». Здесь же – и об обывателях: «Значит, в жизни ты был ни при чем, ни при чем!».

В литературе красной нитью проходит мысль: смысл жизни – в служении. Это – вообще. А дальше пути расходятся: кто служит Богу, кто Мамоне, кто Человеку. Но есть и те (их очень даже немало!), кто служит только себе. Есть и те, кто вообще не заморачиваются такими вопросами…

О служении Богу. О том, как священники служат богу, написаны тысячи страниц. Можно вспомнить и серьезную критику церковной идеологии в «Забавной библия» Лео Таксиля, и утехи в монастырях, красочно описанные в «Декамероне» Боккаччо. И это не только художественный вымысел – сама жизнь давала бесчисленные примеры непотребства «служителей».

Более того, неявно процветал и процветает принцип: греши, сколько и как хочешь (хоть убей своего ближнего и завладей его имуществом), но не забывай вовремя оплатить индульгенцию! Это – у католиков. У других конфессий тот же принцип более завуалирован, однако смысл тот же: от Бога можно откупиться!

Однако не все так однозначно. В Латинской Америке очень популярна теология освобождения – синтез евангельского человеколюбия с социалистической установкой на классовую борьбу и революцию.

Фиделю Кастро принадлежат слова: «Христиане и марксисты-ленинцы должны быть стратегическими союзниками. Хотя союз не означает каких-либо компромиссов мировоззренческого характера» (но это, если судить о сути Церкви только по некоторым провозглашаемым принципам, хотя и тут есть о чем поспорить, а не по огромному числу отступлений от них большинством ее представителей – ред.).

Разумеется, следует познакомиться с мыслями классиков марксизма-ленинизма относительно дилеммы «верующие – революционеры».

О служении Мамоне. Этому служению сопутствует поклонение Золотому тельцу, и в результате мы имеем мерзкий мир капитализма, в котором идолом является Нажива. Оборотная сторона наживы – чудовищная эксплуатация труженика.

Как следствие принципа получения максимальной прибыли (наживы) – отвратительные характеристики капиталистического общества: отчужденность, бездуховность, отсутствие уверенности в завтрашнем дне и, главное, войны. Это эгоизм, лицемерие (двойные стандарты), конкуренция («Боливар не выдержит двоих», «Подтолкни падающего» и другие популярные в среде богачей или тех, кто стремится попасть в их круг, «поговорки»). Это и резкая поляризация общества (беспросветная бедность на одном полюсе и бесстыдное богатство – на другом); безработица, наркомания, проституция, СПИД и прочие «прелести» капитализма, пустая трата ресурсов (например, уничтожение избытка товаров для поддержания высоких цен), загрязнение окружающей среды.

Оба кратко рассмотренных вопроса вполне можно объединить, ибо они тесно переплетены: капиталистическое государство всемерно поддерживает церковь и дает ее служителям возможность жить припеваючи, а церковь оболванивает массы, дабы они не выступали против государства. Трогательный союз!

О служении Человеку. Можно выделить 3 ступени восхождения к вершине такого служения: забота о человеке – забота об обществе (Родине) – забота о человечестве.

На знамени Французской революции были написаны политические требования: Свобода, Равенство, Братство. Но русской душе более созвучна другая нравственная триада: Справедливость, Добро и Правда. В русской литературе эти понятия распространялись на все человечество – отсюда и миссия русского человека нести человечеству истинную цель жизни, и его мировая скорбь. Между прочим, русская триада шире французской: справедливость включает в себя и свободу, и равенство; а добро шире, чем братство (оставим пока названную триаду как предложение автора – ред.).

Стоит оценить, во что вылились понятия «свобода» и «демократия» в буржуазном обществе. Рассмотрим на примере США. Америкосы назойливо распространяют по миру свои извращенные представления о свободе и демократии, как реализации принципов равенства и братства.

Много лет назад знаменитый художник современности Херлуф Бидструп нарисовал дядю Сэма с указующим перстом и подрисуночной подписью: «У вас нет демократии? Значит, я иду к вам!» А за спиной «дядюшки» – ракеты… Вот и вся демократия! А 100 лет назад были канонерки – прогресс, однако…

Ю. Мухин в своей не во всем бесспорной книге «Убийцы Сталина» (2011 г.) классифицирует людей по цели в жизни. Первый класс людей – это Люди, служащие Великой цели.

Второй класс, самый многочисленный, – это обыватели, которые не имеют какой-то определенной цели в жизни.

От себя добавлю: хорошо, если они ставят себе цель воспитать нормальных детей. Эта цель реализуема в условиях социализма, но при капитализме нормальное воспитание – это исключение, которое только подтверждает правило: общество воспроизводит себя. И значительно отличаться в лучшую сторону от этого общества удается единицам.

И третий, самый страшный, класс – это человекообразные существа, у которых цель жизни – в удовлетворении своих раздутых животных инстинктов: пребывать в лени, безопасности, сытости и похотливости. «Но, впрочем, песня не о них…». Мухин же пишет: «Коммунист – это и есть Человек в своем человеческом содержании».

Да, это не классовое представление, но рациональное зерно в таком подходе есть.

Образцы служения Человеку – революционеры К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин, И. Сталин, Ф. Дзержинский, Ф. Кастро, Че Гевара, Н. Мандела и тысячи других подвижников: декабристы, народники, поэты-бунтари. Их обобщенный образ – Данко (М. Горький «Старуха Изергиль»). Отсылаю читателей к основанной М. Горьким серии книг «Жизнь замечательных людей», к книгам Г.Серебряковой.

Приведу несколько примеров творчества бунтарей.

Вот одна (но какая!) строфа А.С. Пушкина:

Пока свободою горим,

Пока сердца

             для чести живы,

Мой друг,

          Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

А вот что написал немецкий поэт Гете:

Лишь тот достоин

       счастья и свободы,

Кто каждый день

        идет за них на бой!

И снова М. Горький: «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике».

XX век, Октябрьская революция и Человек новой эпохи… Через сотню лет после бессмертного стихотворения Пушкина новый бунтарь Н. Островский в романе «Как закалялась сталь» устами своего героя Павки Корчагина произносит: «Жизнь прожить – не поле перейти… Самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире – борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-либо трагическая случайность могут прервать ее».

Остановлюсь на способах ухода от Жизни и ее целей, великих и не очень… Это добровольное погружение в виртуальную реальность, в фантазии и сказки. Буржуям выгодны покорные рабы или люди «не от мира сего». И буржуи делают все для дебилизации общества (человечества) – это и разнообразные информационные технологии в СМИ, и политика, направленная на деградацию образования и, более общо, культуры. Результат: кто ударился в компьютерные игры, кто в пьянство, кто в религию, кто в белую и черную магию, кто в эзотерику…, чему, в первую очередь, подвержены интеллигенты. По этому поводу С. Кара-Мурза в прекрасной книге «Манипуляция сознанием», глава 18, заметил: «Аутизм нашей интеллигенции достиг в перестройке небывалого уровня. Ведь действительно она всерьез поверила в фантазию «возвращения в цивилизацию», в «наш общий европейский дом». Думаю, сам Горбачев не мог ожидать такого эффекта от совершенно нелепого обещания. Ведь на Западе никто и никогда ни словом не обмолвился, не дал оснований считать, будто Россию в этот «дом» приглашают. Эта фантазия «братания с Западом» не согласовывалась ни с какими реальными признаками, сейчас даже трудно представить себе, что в 1989–1990 гг. множество умных и образованных людей в нее верили». И до сих пор верят, особенно на Украине!

И, оказывается, что погружению человечества в средневековое мракобесие способствуют компьютеры – вот это зигзаг Истории человечества! Но ничего мистического – это результат естественной деградации капитализма, который себя исчерпал… (Компьютер – инструмент, и его содержание зависит от того, чем его заполнит человек. В социалистическом обществе у компьютера будут задачи, далекие от погружения человека в мракобесие и т.п. – ред.). Достаточно выглянуть в окно: кризис, который закономерно начался 5-6 лет назад, не только не кончается, но захватывает все большее пространство: капитализм сползает в пропасть. Конечно, туда ему и дорога! Главное, чтобы он не успел прихватить с собой человечество. Но тут уж человечество обязано само позаботиться о своей судьбе! И как можно быстрее…

Что в сухом остатке? Смысл жизни – в реализации цели. А цель должна быть такой, чтобы ради нее стоило жить. И даже умереть.

О.Н. Паулин

г. Одесса