О
смысле жизни
Я лиру посвятил народу
своему.
А.С. Пушкин
Литература полна произведениями, посвященных смыслу (цели) жизни. Известно, что главная тема
литературы – борьба Добра и Зла. Но есть и большой пласт литературы, в которой
выделена и рассматривается проблема смысла жизни на фоне той же борьбы. Например, «Война и мир» Л. Толстого – о благородном служении
Отечеству, произведения А. Чехова – о бессмысленности жизни обывателя, «Хижина
дяди Тома» Бичер Стоу,
«Гроздья гнева» Дж. Стейнбека, романы Т. Драйзера – о «свинцовых мерзостях»
капиталистического мира, живущего ради наживы.
Интересно проследить, как менялись
взгляды на жизнь литературных героев вместе с изменением социальной обстановки
в России: лишние люди (Печорин в повести Лермонтова «Герой нашего времени»),
нигилист Базаров – у Тургенева («Отцы и дети»), женщины у Чернышевского (Вера
Павловна в романе «Что делать») и у Горького (Ниловна в романе «Мать»)…
Здесь к месту вспомнить, что в
советское время в школе изучали литературу, которая воспитывала Человека.
«Человек – это звучит гордо!» Это – у М. Горького в пьесе «На дне». Помните
прекрасный советский фильм «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», в котором
есть замечательные песни В. Высоцкого? В песне о борьбе есть слова: «Значит,
нужные книги он в детстве читал!». Здесь же – и об обывателях: «Значит, в жизни
ты был ни при чем, ни при чем!».
В литературе красной нитью проходит
мысль: смысл жизни – в служении. Это – вообще. А дальше пути расходятся: кто
служит Богу, кто Мамоне, кто Человеку. Но есть и те (их очень даже немало!),
кто служит только себе. Есть и те, кто вообще не заморачиваются такими
вопросами…
О служении
Богу. О том, как
священники служат богу, написаны тысячи страниц. Можно
вспомнить и серьезную критику церковной идеологии в «Забавной библия» Лео Таксиля, и утехи в монастырях, красочно описанные в
«Декамероне» Боккаччо. И это не только художественный вымысел – сама
жизнь давала бесчисленные примеры непотребства «служителей».
Более того, неявно процветал и
процветает принцип: греши, сколько и как хочешь (хоть убей своего ближнего и
завладей его имуществом), но не забывай вовремя
оплатить индульгенцию! Это – у католиков. У других конфессий тот же принцип
более завуалирован, однако смысл тот же: от Бога можно откупиться!
Однако не все так однозначно. В
Латинской Америке очень популярна теология освобождения – синтез евангельского
человеколюбия с социалистической установкой на классовую борьбу и революцию.
Фиделю Кастро принадлежат слова:
«Христиане и марксисты-ленинцы должны быть стратегическими союзниками. Хотя
союз не означает каких-либо компромиссов мировоззренческого характера» (но это,
если судить о сути Церкви только по некоторым провозглашаемым принципам, хотя и
тут есть о чем поспорить, а не по огромному числу отступлений от них большинством
ее представителей – ред.).
Разумеется, следует познакомиться с
мыслями классиков марксизма-ленинизма относительно дилеммы «верующие –
революционеры».
О служении
Мамоне. Этому служению
сопутствует поклонение Золотому тельцу, и в результате мы имеем мерзкий мир
капитализма, в котором идолом является Нажива. Оборотная сторона наживы –
чудовищная эксплуатация труженика.
Как следствие принципа получения
максимальной прибыли (наживы) – отвратительные характеристики
капиталистического общества: отчужденность, бездуховность,
отсутствие уверенности в завтрашнем дне и, главное, войны. Это эгоизм,
лицемерие (двойные стандарты), конкуренция («Боливар не выдержит двоих»,
«Подтолкни падающего» и другие популярные в среде богачей или тех, кто
стремится попасть в их круг, «поговорки»). Это и резкая поляризация общества
(беспросветная бедность на одном полюсе и бесстыдное богатство – на другом);
безработица, наркомания, проституция, СПИД и прочие «прелести» капитализма,
пустая трата ресурсов (например, уничтожение избытка товаров для поддержания
высоких цен), загрязнение окружающей среды.
Оба кратко рассмотренных вопроса
вполне можно объединить, ибо они тесно переплетены: капиталистическое
государство всемерно поддерживает церковь и дает ее служителям возможность жить
припеваючи, а церковь оболванивает массы, дабы они не
выступали против государства. Трогательный союз!
О служении
Человеку. Можно выделить
3 ступени восхождения к вершине такого служения: забота о человеке – забота об
обществе (Родине) – забота о человечестве.
На знамени Французской революции были
написаны политические требования: Свобода, Равенство, Братство. Но русской душе
более созвучна другая нравственная триада: Справедливость, Добро и Правда. В
русской литературе эти понятия распространялись на все человечество – отсюда и
миссия русского человека нести человечеству истинную цель жизни, и его мировая
скорбь. Между прочим, русская триада шире французской: справедливость включает
в себя и свободу, и равенство; а добро шире, чем братство (оставим пока названную
триаду как предложение автора – ред.).
Стоит оценить, во что вылились понятия
«свобода» и «демократия» в буржуазном обществе. Рассмотрим на примере США.
Америкосы назойливо распространяют по миру свои извращенные представления о
свободе и демократии, как реализации принципов равенства и братства.
Много лет назад знаменитый художник
современности Херлуф Бидструп
нарисовал дядю Сэма с указующим перстом и подрисуночной подписью: «У вас нет
демократии? Значит, я иду к вам!» А за спиной «дядюшки» – ракеты… Вот и вся демократия! А 100 лет назад были канонерки –
прогресс, однако…
Ю. Мухин в своей не во всем бесспорной
книге «Убийцы Сталина» (2011 г.) классифицирует людей по цели в жизни. Первый
класс людей – это Люди, служащие Великой цели.
Второй класс, самый многочисленный, –
это обыватели, которые не имеют какой-то определенной цели в жизни.
От себя добавлю: хорошо, если они
ставят себе цель воспитать нормальных детей. Эта цель реализуема в условиях
социализма, но при капитализме нормальное воспитание – это исключение, которое
только подтверждает правило: общество воспроизводит себя. И значительно
отличаться в лучшую сторону от этого общества удается единицам.
И третий, самый страшный, класс – это
человекообразные существа, у которых цель жизни – в удовлетворении своих
раздутых животных инстинктов: пребывать в лени, безопасности, сытости и
похотливости. «Но, впрочем, песня не о них…». Мухин же пишет: «Коммунист – это
и есть Человек в своем человеческом содержании».
Да, это не классовое представление, но
рациональное зерно в таком подходе есть.
Образцы служения
Человеку – революционеры К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин, И. Сталин, Ф.
Дзержинский, Ф. Кастро, Че Гевара, Н. Мандела и
тысячи других подвижников: декабристы, народники, поэты-бунтари. Их обобщенный образ – Данко (М.
Горький «Старуха Изергиль»). Отсылаю читателей к
основанной М. Горьким серии книг «Жизнь замечательных людей», к книгам Г.Серебряковой.
Приведу несколько примеров творчества
бунтарей.
Вот одна (но какая!) строфа А.С. Пушкина:
Пока
свободою горим,
Пока сердца
для чести живы,
Мой друг,
Отчизне посвятим
Души
прекрасные порывы!
А вот что написал немецкий поэт Гете:
Лишь тот
достоин
счастья и свободы,
Кто каждый
день
идет за них на бой!
И снова М. Горький: «Песня о Соколе»,
«Песня о Буревестнике».
XX век, Октябрьская революция и
Человек новой эпохи… Через сотню лет после
бессмертного стихотворения Пушкина новый бунтарь Н. Островский в романе «Как
закалялась сталь» устами своего героя Павки Корчагина произносит: «Жизнь
прожить – не поле перейти… Самое дорогое у человека –
это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было
мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое
и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были
отданы самому прекрасному в мире – борьбе за освобождение человечества. И надо
спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-либо трагическая случайность могут
прервать ее».
Остановлюсь на способах ухода от Жизни
и ее целей, великих и не очень… Это добровольное
погружение в виртуальную реальность, в фантазии и сказки. Буржуям выгодны
покорные рабы или люди «не от мира сего». И буржуи делают все для дебилизации общества (человечества) – это и разнообразные
информационные технологии в СМИ, и политика, направленная на деградацию
образования и, более общо, культуры. Результат: кто
ударился в компьютерные игры, кто в пьянство, кто в религию, кто в белую и
черную магию, кто в эзотерику…,
чему, в первую очередь, подвержены интеллигенты. По этому поводу С. Кара-Мурза
в прекрасной книге «Манипуляция сознанием», глава 18, заметил: «Аутизм нашей
интеллигенции достиг в перестройке небывалого уровня. Ведь действительно она
всерьез поверила в фантазию «возвращения в цивилизацию», в «наш общий
европейский дом». Думаю, сам Горбачев не мог ожидать такого эффекта от
совершенно нелепого обещания. Ведь на Западе никто и никогда ни словом не
обмолвился, не дал оснований считать, будто Россию в этот «дом» приглашают. Эта
фантазия «братания с Западом» не согласовывалась ни с какими реальными признаками, сейчас даже трудно представить
себе, что в 1989–1990 гг. множество умных и образованных людей в нее верили». И
до сих пор верят, особенно на Украине!
И, оказывается, что погружению
человечества в средневековое мракобесие способствуют компьютеры – вот это
зигзаг Истории человечества! Но ничего мистического – это
результат естественной деградации капитализма, который себя исчерпал…
(Компьютер – инструмент, и его содержание зависит от того, чем его заполнит
человек. В социалистическом обществе у компьютера
будут задачи, далекие от погружения человека в мракобесие и т.п. – ред.).
Достаточно выглянуть в окно: кризис, который закономерно начался 5-6 лет назад,
не только не кончается, но захватывает все большее пространство: капитализм
сползает в пропасть. Конечно, туда ему и дорога! Главное, чтобы он не успел
прихватить с собой человечество. Но тут уж человечество обязано само
позаботиться о своей судьбе! И как можно быстрее…
Что в сухом остатке? Смысл жизни – в реализации цели. А цель
должна быть такой, чтобы ради нее стоило жить. И даже умереть.
О.Н. Паулин
г. Одесса