Шахтерский Донецк сегодня

 

Защищать свой дом

От редакции. На территории Донбасса, там, где сейчас идет война, тем не менее продолжают работать некоторые предприятия. Однако ситуация на шахтах Донбасса особая. Мы публикуем интервью председателя Донецкого независимого профсоюза горняков Михаила Крылова, которое он дал по этому поводу интернет-газете “Взгляд”.

* * *

«В нынешних условиях работать невозможно. Угольная промышленность Донбасса просто убивается, энергоснабжения нет, шахты топятся», – рассказал газете М.А. Крылов 18 августа. Поведал и о том, как шахтеры в массе своей относятся к происходящему на Юго-Востоке Украины и что может быть дальше с донецкими шахтами.

Взгляд: Михаил Алексеевич, в каких условиях приходится сейчас работать шахтерам региона?

Михаил Крылов: В основном, все шахты стоят. Вчера вот обстреляли одну из крупнейших наших шахт – «Комсомолец Донбасса» (находится в городе Кировское Донецкой области). К счастью, оттуда вовремя успели вывести большинство людей. В тот момент там находились только те, кто занимался ее ремонтом (30 человек остались в обесточенной шахте – ред.).

Взгляд: А в других городах региона какое положение?

М. К.: В Донецке все шахты стоят. А по другим городам я даже точно сказать не могу: у нас сейчас очень плохая связь, часто с соседними городами связи просто нет.

Взгляд: В Луганской области ситуация, наверное, не лучше?

М. К.: Я думаю, что там ситуация даже хуже. Хотя я там не был уже полтора месяца, но им не легче – это уж точно.

Взгляд: Какие настроения сейчас преобладают среди горняков? Есть ли планы как-то привлечь внимание к своим проблемам?

М. К.: Обращаться к кому-то, говорить о своих проблемах – бесполезно. Мы уже выросли из детских штанишек... Поэтому здесь сформированы уже две шахтерские дивизии (сражаются под флагом ДНР – прим. Взгляд). И в каждую из них в день записывают по 15–20 человек, а иногда и больше.

Взгляд: Есть ли надежда, что в обозримом будущем шахты снова заработают?

М. К.: Поначалу многие из наших просто уехали в отпуска. А потом увидели, что все разбомблено, что шахты не работают, воды в городе практически нет, электричества нет, скоро есть станет нечего. Одна из шахт в пригороде Донецка сейчас напоминает Дом Павлова – помните такой, который обороняли во время Сталинградской битвы?

Взгляд: А что с семьями горняков? Их удалось эвакуировать?

М. К.: К сожалению, вывозить уже некуда. Те, у кого была такая возможность, еще раньше вывезли свои семьи в Россию или еще куда-то. Но сейчас мы находимся в кольце (на 18.08 – ред.). И мы знаем, что эти уроды, «нацики», издеваются и расстреливают, в том числе и мирных жителей. Я сам, откровенно говоря, не сторонник того, чтобы шахтеры уезжали. Они должны защищать свой дом.

Взгляд: Говорят, что после начала боевых действий в Донбассе произошло размежевание шахтеров. Существуют несколько профсоюзов горняков, лидер одного из которых, Николай Волынко, например, активно выступает в СМИ и поддерживает киевские власти.

М. К.: Я бы не назвал это размежеванием. Те, у кого есть голова на плечах, уже давно поняли, кому можно верить, а кому – нет. От того же Волынко ушли почти все.

Взгляд: Как быстро можно будет восстановить шахты и рабочие места на них, если в ближайшем будущем ситуация нормализуется?

М. К.: Сильно на что-то надеяться сложно. Но могу сказать, что, например, на восстановление шахты «Октябрьский рудник» потребуется не меньше полутора месяцев и вложения сразу около 150 млн гривен (417 млн рублей). Но сколько всего необходимо средств, чтобы вновь запустить добычу на наших шахтах, сейчас, наверное, никто даже подсчитать не сможет.

Взгляд: Получается, что все горняки Донбасса сейчас сидят без работы? Как вам удается выживать?

М. К.: Да, речь идет о настоящей гуманитарной катастрофе. Выходят из положения каждый по-своему. У кого-то есть какие-то старые накопления, многие живут на пенсии. Мои дети, например, которые тоже остались без работы, сейчас живут на мою пенсию. Или приходит гуманитарная помощь с бесплатными обедами. Но, конечно, это не жизнь.

 

 

Самая коррумпированная отрасль

От редакции. О состоянии угольной промышленности на Украине, в свою очередь, говорил и упомянутый в интервью М.А. Козлова профсоюзный деятель Николай Волынко. И хотя его позицию по отношению к борющемуся Донбассу мы никак не можем разделить, тем не менее показательно, сколь негативно оценивает и он ситуацию как в промышленности, так и во властных структурах. И эта картина, рисуемая отнюдь не сторонником ДНР и ЛНР, тем явственнее показывает, сколь необходима на Украине борьба с правящим олигархическим режимом, а нынче еще и откровенно фашистским..

* * *

Украинская угольная отрасль находится на грани полного уничтожения. По неофициальным данным, за последние три месяца угледобыча в нашей стране упала в три раза. И проблема кроется не только в том, что более половины наших шахт находится в зоне проведения антитеррористической операции. За пять месяцев своей работы нынешнее руководство Минэнергоугля так и не удосужилось предложить не то что программу выхода углепрома из глубокого, еще довоенного, кризиса, но и хотя бы конкретный поэтапный план реорганизации и реформирования едва ли не единственной в Украине отрасли, способной гарантировать энергетическую независимость страны.

Принятую 15 июля текущего года Кабмином так называемую программу реформирования углепрома таковой считать нельзя. Кроме как продажи почти 50 еще привлекательных госшахт и банальной консервации до 2020 года бюджетного «дерибана», она более ничего не предусматривает. В ней даже не говорится о том, какая судьба уготована почти 30 тыс. горнякам, уволенным в процессе «реформы».

Более того, до сих пор не устранено такое позорное явление, как государственные угольные торги по отмыванию бюджетных средств, на которых уверенно побеждают бизнес структуры трех угольных магнатов – Рината Ахметова, Александра Ефремова и, как ни странно, беглого отпрыска бывшего президента страны Александра Януковича. Так, в 2012 году эта троица на госторгах «натендерила» более 18 (!) миллиардов гривен бюджетных денег и оборотных средств государственных угледобывающих предприятий. Стоит напомнить, что бизнес структуры Александра Януковича до сих пор продолжают контролировать целый ряд государственных угольных объединений, в том числе, и одно из крупнейших – ГП «Макеевуголь». Не так давно компания сына экс-главы государства «МАКО» рапортовала о том, что ее прибыль превысила 300 миллионов гривен.

Кроме того, вышеназванные угольные олигархи продолжают наживаться непосредственно на дотационных бюджетных средствах, выделяемых на модернизацию госшахт и компенсацию им себестоимости угольной продукции. По признанию премьер-министра Украины Арсения Яценюка, «из 13 млрд. грн. 10 млрд. разворовывают и только 3 млрд. поступают шахтерам». В то же время, министр Минэнергоугля Юрий Продан и его первый зам Юрий Зюков в своих недавних интервью продолжают утверждать, что с коррупцией в угольной отрасли должны бороться не они, а правоохранители.

На днях о планах министерства привлечь 200 млрд. грн. на реконструкцию энергосистемы Украины до 2020 года заявил один из замов Продана. Стоит понимать, что речь велась не столько о государственных, сколько об инвестиционных средствах. Но скажите, какой инвестор будет вкладывать свои кровные деньги в самую коррумпированную нашу отрасль?

 

 

 

Возрождение самих себя

 

В Новокузнецке проходит акция «Кузбасс – Донбассу». На данном этапе – это сбор гуманитарной помощи, которая доставляется на Донбасс.

В соцсетях идет переписка по этому поводу. Из нее очевидно, что поддержка борющегося Донбасса возрождает в людях чувство солидарности, потребность оказывать помощь братьям по классу, нуждающимся в ней людям, возвращает к истокам, к советским принципам отношений между людьми.

Не будем забывать, что шахтерам Донбасса и Кузбасса вместе с пролетариатом всей страны еще предстоит вернуть эти принципы в нашу жизнь всерьез и надолго. И для этого потребуется (и уже сейчас требуется) взаимопомощь и поддержка по всем направлениям классовой борьбы.