Первый поэт-разночинец

 

Блестящий взлет русской литературы 1820-1830-х годов был обеспечен творчеством просвещенных дворян, усвоивших передовые достижения западной культуры. Однако уже в это время появились литераторы-разночинцы, принадлежащие к не столь привилегированному сословию и отразившие в своем творчестве более глубокие социальные проблемы России.

Одним из первых русских поэтов-разночинцев был Александр Иванович Полежаев (1804-1838). Он родился в селе (ныне городе) Рузаевке Пензенской губернии. В сентябре 2014 года исполняется 210 лет со дня его рождения.

А.И. Полежаев был внебрачным сыном крутого помещика Струйского. Чтобы прикрыть барский грех, мать мальчика выдали замуж за мещанина Ивана Полежаева, в семье которого и вырос поэт.

В 1820г. Полежаев поступает вольнослушателем на Словесное отделение Московского университета. Тогда же он начинает писать стихи.

В 1825 году А.И. Полежаев пишет поэму «Сашка», описывающую веселую (иногда даже слишком) жизнь студентов Московского университета. Ряд мест этой поэмы были весьма непочтительны по отношению к российским порядкам и российским властям. Эта поэма сломала Полежаеву жизнь.

После поражения восстания декабристов новый царь Николай I начал активно пресекать крамолу на корню. Как водится, настала золотая пора для любителей писать доносы. Один из читателей «Сашки» представил распространявшуюся в списках поэму по начальству.

Поэма дошла до царя. И царь решил лично познакомиться с автором.

Встречу А.И. Полежаева с Николаем I описал по слышанным им рассказам А.И. Герцен в сочинении «Былое и думы».

Ночью 28 июля 1826 года в комнату, где жил Полежаев, лично прибыл ректор Московского университета, разбудил поэта и поехал вместе с ним к попечителю Московского учебного округа, а затем, вместе с попечителем, к министру Народного просвещения. После чего все четверо (ректор, попечитель, министр и поэт) поехали к царю.

Царь протянул Полежаеву тетрадку с его поэмой и спросил: «Ты ли сочинил эти стихи?».

– Я, – ответил поэт.

– Читай! – сказал император.

Во время чтения поэмы Министр народного просвещения закрывал глаза от ужаса.

Когда поэма была прочитана, Николай I «по-отечески» распорядился направить поэта на военную службу, отчислив его из университета накануне окончания. При этом царь поцеловал поэта в лоб и разрешил ему писать себе в случае необходимости.

А.И. Полежаев был определен унтер-офицером в Бутырский пехотный полк. Началась тяжелая военная служба.  

В первое время служба складывалась относительно благополучно. Но в июне 1827 года у Полежаева, по-видимому, произошел нервный срыв. Он ушел из полка, отсутствовал несколько дней, а по возвращению был отдан под суд. Суд приговорил Полежаева к разжалованию в рядовые. Бумаги по делу Полежаева были доложены царю, и царь утвердил приговор.

В 1827 году А.И. Полежаев пишет одно из своих наиболее ярких и революционных произведений: стихотворение «Четыре нации». В нем он дает характеристику англичанам, французам, немцам и русским. Свободолюбивого поэта крайне удручает пассивность русских, и рождаются такие строки:

В России чтут

Царя и кнут.

В ней царь с кнутом,

Как поп с крестом:

Он им живет

И ест, и пьет.

А русаки

Как дураки,

Разиня рот

Во весь народ

Кричат «Ура!

Нас бить пора!

Мы любим кнут!»

За то и бьют

Их как ослов

Без дальних слов

И ночь, и день,

Пока не лень:

Чем больше бьют,

Тем больше жнут.

Что вилы в бок,

То сена клок!

А без побой

Вся Русь, хоть вой –

И упадет и пропадет!

Но Полежаев не знает, что наши соотечественники не всегда будут пассивными. Придут и другие времена…  

Для человека его взглядов, вольнолюбивого поэта, служба не могла проходить гладко и бесконфликтно. Соответствующими органами были получены материалы о дружбе поэта с членами недавно разоблаченного тайного общества. В результате Полежаев больше года провел в каземате Спасских казарм в Москве.

В тюрьме Полежаев пишет такие замечательные стихи, как: «Ах, ахти! Ох, ура!», «Песнь пленного ирокезца», «Песнь погибающего пловца», «Осужденный», «Ожесточенный», «Живой мертвец». И, самое главное, небольшую поэму «Послание к А.П. Лозовскому». В этой поэме А.И. Полежаев рассказывает о своей жизни в тюрьме, размышляет о политических и философских проблемах. «Послание к А.П. Лозовскому» несколько лет назад было вывешено (и находится) на сайте «Комитета защиты политузников-борцов за социализм».

В начале 1829 г. Полежаева освобождают из тюрьмы и направляют служить на Кавказ, где идет война. За храбрость его вновь производят в унтер-офицеры. Не забывают поэта и друзья в Москве: пока Полежаев служит на Кавказе, издаются две книги его стихов.

В 1833 году полк, где он служил, возвращается с Кавказа в Москву. Здесь поэт встречается со старыми и новыми друзьями. Среди новых друзей был молодой студент Александр Герцен.

В 1834 году А.И. Полежаева переводят в полк, стоящий в подмосковном Зарайске. Здесь поэт встречает свою любовь: шестнадцатилетнюю дочь полковника Бибикова Катю.

В 1826 году будущий полковник Бибиков, служивший по жандармской части, сыграл нехорошую роль в судьбе Полежаева. По-видимому, его мучила совесть. Полковник выхлопотал для Полежаева отпуск и увез в свое имение, где поэт и познакомился с Катей. У поэта впервые появляются прекрасные стихи о любви. Но брак опального поэта с Катей был, разумеется, невозможен.

В середине 1830-х годов у Полежаева обнаружилась чахотка. К тому же все невзгоды жизни сделали его неравнодушным к спиртным напиткам.

В 1837 году, после очередного издевательского запрета цензоров, Полежаев бежал из воинской части и пропил свою амуницию. За это он был подвергнут жестокому наказанию розгами. В познавательной и интересной книге А.М.Борщаговского о Полежаеве “Восстань из тьмы” приводятся строки поэта, которые он якобы твердил во время этой казни. Это строки из стихотворения«Ай, ахти! Ох, ура!»: “От стальных тесаков у нас спины трещат... Православный наш царь, Николай государь... Ты болван наших рук: мы склеили тебя и на тысячу штук разобьем, разлюбя!”

25 сентября 1837 года в тяжелом состоянии А.И. Полежаев был доставлен в Московский военный госпиталь в Лефортово, где и умер 28 января 1838 года. Незадолго до смерти его, наконец, произвели в прапорщики, что давало возможность выйти в отставку. Но поэту было уже все равно. 

Творчество А.И. Полежаева было в России широко известно, хотя большинство его стихов напечатано не было, а книги выходили небольшими тиражами. Известность эта была в значительной степени скандальна: Полежаев широко использовал в своих стихах ненормативную и «не ласкающую слух» лексику. Это обстоятельство заставило В.Г. Белинского критически отнестись к творчеству поэта. Он признавал в нем незаурядный талант, «загубленный избытком силы, не управляемой браздами разума». Это мнение великого критика было более чем несправедливым, особенно, учитывая сломанную еще в юные годы судьбу поэта.

Более глубокий взгляд на творчество А.И. Полежаева высказал Н.А. Добролюбов в своей статье, опубликованной в журнале «Современник» в 1857 году. Даже не будучи знакомым с наиболее политически радикальными стихами Полежаева, Добролюбов увидел в поэте потенциального борца, не желавшего мириться с несправедливостью и затхлой атмосферой окружающего его общества. Другое дело, что Полежаев не смог найти разумных путей борьбы. Но это не вина поэта, это его трагедия.

Среди произведений А.И. Полежаева есть произведения явно революционные. Например, «Четыре нации», «Послание к А.П. Лозовскому», «Вечерняя заря», «Валтасар», «Ай, ахти! Ох, ура!». Они говорят о том, что Полежаев встал на путь, пройдя по которому человек может сделаться революционером. Поэтому А.И. Полежаев и его творчество, несомненно, заслуживают глубокое уважение со стороны левой общественности 21 века.

    К.б.н. С.В. Багоцкий