Бесплатное образование дорожает

 

Выступая на заседании Госдумы 17 сентября с.г., Олег Николаевич Смолин, в частности, сказал:

Ровно три года назад, 17 сентября 2011 г. на Конгрессе российского образовательного сообщества нами был представлен проект закона «О народном образовании». Однако Госдума, как известно, приняла другой закон. Последствия его принятия мы, а главное – народ, ещё долго будет расхлёбывать.

Экономисты, социологи и журналисты дружно утверждают: в России, за исключением отдельных сегментов, бесплатное образование дорожает. И, что самое печальное, не без влияния законов, принятых Государственной Думой...

Как только новый закон вступил в силу, Госдума вынуждена была заняться его исправлением. Во-первых, исправляя ошибку, Дума приняла Федеральный закон о возвращении льгот детям-сиротам при поступлении в вузы. Правда, только на три года.

Во-вторых, исправляя другую ошибку Думы, мы приняли Федеральный закон об ограничении платы за студенческие общежития.

Напомню: в большом законе об образовании, который, в том числе с этой трибуны, подавался как великий прорыв, ограничений платы за общежития практически не было. У меня на руках находится письмо студентов из московского творческого вуза, где эта плата в результате поднялась в 20 раз.

А теперь о нескольких ошибках законодателя, которые еще только предстоит исправлять.

1. Накануне нового учебного года родители получили очередной подарок: платную «продлёнку».

Дело в том, что статья 66 Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации» относит группы продлённого дня, как и школы-интернаты, не к образованию, но к т.н. присмотру и уходу. А пункт 8 статьи 66 закона позволяет школам с разрешения учредителя вводить плату за присмотр и уход в продлёнках и интернатах и устанавливает размер этой платы. Да, не заставляет, но позволяет. Между тем, по экспертным оценкам, долги российских регионов за год выросли с 1 трлн. 300 млрд. до 1 трлн. 700 млрд. рублей! Понятно, что региональные власти ищут каждую возможность, чтобы «заткнуть» финансовые «дыры»...

2. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отсутствуют коррекционные школы и детские сады в качестве особого типа образовательных организаций. Когда принимался закон, мы предупреждали, что это приведёт к их масштабному сокращению. К сожалению, прогноз подтвердился: начиная с 2000 г., количество таких организаций в стране сократилось на 218 единиц, в т.ч. с 2010 г. по 2013 г. – на 96.

3. Как я уже не раз говорил, Федеральный закон об образовании содержит ещё одну «мину замедленного действия» – повышение платы за т.н. присмотр и уход в детских садах. Закон отменил прежнюю норму, согласно которой эта плата не должна была превышать для обычных семей 20%, а для многодетных семей 10% реальной цены. Тем самым стало возможным повышение платы в пять раз. Пока процесс развивается медленно. Но если ничего не будем делать, обязательно получим проблему.

4. И, наконец, о главном. Федеральный закон об образовании – это крупный шаг по ложному (чтобы не сказать: порочному) пути бюрократизации образования...

Посмотрите, например, нормативный акт о привлечении обучающихся к дисциплинарной ответственности. Он списан с Трудового кодекса: объяснительные записки, конфликтные комиссии, определённые сроки обжалования и т.д., и т.п. Пока дойдёт до дела, ученик и учитель забудут, в чём это дело состояло. Если бы Константин Ушинский, Антон Макаренко или Василий Сухомлинский так воспитывали детей, они были бы обречены на провал!..

Председатель Общественного совета при Минобрнауки Евгений Ямбург любит повторять: школа всё больше превращается в место, где дети и педагоги мешают администрации работать с документами. Мой друг, директор школы, утверждает, что по сравнению с советскими временами бумагооборот в ней вырос на два порядка. Наконец, здесь, в здании Госдумы на наших общественных слушаниях директор школы из Краснодара сформулировал принцип современной образовательной политики: Дети! Уйдите из школы – не мешайте реализовывать национальный проект «Образование».