Как жили до революции

 

От редакции. В продолжение освещавшейся в прошлом номере газеты (№11 (373)) темы «Россия, которую они потеряли» публикуем статью Б.Ихлова «Как жили до революции». С целью экономии газетной площади и упрощения восприятия материала, мы не приводим многочисленные ссылки на авторов, издания, статистические сборники и проч., в основном, издававшиеся еще в царской России, на которые ссылается Б. Ихлов. Желающие проверить достоверность приводимых фактов могут сделать это по приведенному в конце статьи эл. адресу книги Ихлова, глНаброски о Революции» ч.1. Демография и уровень жизни в дореволюционной России. При этом мы используем полезный фактологический материал, в то же время считая весьма дискуссионными выводы самой книги.

* * *

У российских «патриотов» есть бзик: они с воодушевлением рассказывают, какими бешеными темпами развивалась Россия до проклятой Октябрьской революции, но обожают повторять нелепые слова Черчилля, что Сталин принял Россию с сохой, а оставил ее с атомной бомбой. Нелепые – потому что «патриоты» даже в третьем тысячелетии остаются на уровне домарксовой исторической науки, для которой история человечества – это история царей.

Посмотрим, как жила Россия до Октябрьской революции, отчего в 1905-м и 1917-м в народе был взрыв возмущения.

Из России рабочие нередко уезжали в Европу и США – на заработки. Да и смена там была на час-полтора короче. На питерских заводах смена порой доходила до 19 часов.

Из показаний выборных рабочих, комиссий и адвокатов, 1911 год: «Нет вентиляции, часто угорают. Дают нашатырный спирт; если не отдышится, то отправляют в казармы, но за это день платы нет… на каждую 1000 рабочих – 700 случаев травм».

Еще: «На шахтах сушилок нет. Своя одежда всегда мокрая. Зимой приходилось в мокрой одежде идти пешком 3,5 версты… Администрация очень жестокая, обращается с рабочими грубо… Бывали случаи, когда работали круглый год без отдыха. Плохое продовольствие, мясо тухлое, кишки, головы, внутренности».

Еще: «Заработок ничтожен. Причины – постоянные обмеры…»

Ситуация с начальным образованием в 1911 году, число школьников в процентах к населению: просвещенные страны – 13,3; обездоленные – 9,6; Россия – 4,1.

Потребление меди в 1908 г.: США – 210 600 тонн, Германия – 180 700 т, Англия – 128 900 т, Франция – 73 900 т., Россия – 21 600 т.

Потребление чугуна в 1911-1912 гг. на душу населения: США – 285 кг, Бельгия – 190, Германия – 156, Франция – 106, Англия – 105, Россия – 28.

Железные дороги, на 100 квадратных верст: США – 5,6 верст, Англия – 17,7, Франция – 7,8, Германия – 11,5, Россия – 0,3. Европейская часть России – 1,2.

В виду приведенных цифр, особенно смешно, когда Николаю II ставят в заслугу сибирскую магистраль.

В 1912 г. в Санкт-Петербурге вышла книга известного русского публициста и библиографа Н. А. Рубакина «Россия в цифрах. Страна, Народ. Сословия. Классы». Автор, среди прочих интересных данных, рассчитал средний годовой доход на душу населения в России и некоторых других странах мира в рублях: Австралия – 374, США – 346, Англия – 273, Франция – 233, Германия – 184, Австрия – 127, Италия – 104, Балканские страны – 101, Европейская Россия – 63.

Сельский врач из Киевской губернии Сергей Подолинский в 70-е годы 19-го века писал: «Пшеничный хлеб и мясо почти не потребляются крестьянами. Лучшие продукты своего труда они продают, а сами питаются остатками». Продавали, чтобы заплатить арендную плату помещику за пользование землей и выкупные платежи в царскую казну за высочайше дарованную им свободу (отмену крепостничества и наделение клочками земли после реформы 1861 г.).

Основную пищу крестьянина составляли рожь, ячмень, просо, картошка, капуста, свекла, иногда полугнилые. Такая пища не только не восстанавливала силы для тяжелого труд, но и вызывала катары желудков и кишечника, малокровие у детей, вздутие живота. Зато этот набор продуктов щедро дополнялся водкой, которая «заменяла» все остальные витамины.

Комната в обычной хате имела размеры 1,5 – 2,5 сажень в длину и столько же в ширину, то есть 30 кубометров воздуха. Спали в ней обычно 5-7 человек. Для нормального здоровья человеку необходимо до 60 куб. метров воздуха в час. Такие хаты, особенно в осенне-зимний период были жилищами не только людей, но и молодняка домашнего скота (поросята, телята, цыплята, ягнята и т.д.). Спертый воздух этих жилищ создавал идеальные условия для распространения инфекционных заболеваний: оспа, корь, дифтерит, коклюш, дизентерия, холера, тиф, скарлатина. При нынешних условиях крестьянской жизни, делали вывод многие врачи, нет никакой возможности предупредить распространение этих заболеваний.

О том же писал земский врач В.М. Обухов, исследовавший смертность крестьян Воронежской губернии в 1895 г.: «Смертность и процент калек колеблются в обратном отношении со степенью благосостояния. Находясь в дурных санитарных условиях, при плохом питании, организм изнуряется, делается менее стойким; в результате получается повышение смертности; но этим дело не кончается: населению грозит еще понижение жизнедеятельности; организм, ослабленный дурным питанием, не может бороться с разного рода случайностями; его кость хрупка, нервная система ослаблена и легче поддается заболеваниям, одним словом, весь организм ослабляется и легко калечится».

Земский врач В.М. Бурлаков в 1889-1891 гг. исследовал заболеваемость и смертность населения Хорошковской волости Кобеляцкого уезда Полтавской губернии. На основе амбулаторных книг, метрических записей церквей, посемейных списков волости и других источников исследователь подсчитал, что на 19392 человека, живших в волости в этот период (5 месяцев 1889, все 12 месяцев 1890 и 5 месяцев 1891 г.) было зарегистрировано 8426 случаев заболеваний и 732 смерти.

Простой подсчет дает коэффициент смертности, равный 41,2 смертей на тысячу человек населения в год. Причем это средний коэффициент, для безземельных он составлял 65,1, т.е. в полтора раза больше среднего. Для сравнения: в 1940-м году смертность составляла 18,0, а в 1960-м – 7,1. Далее перед перестройкой стабилизировалась на уровне 10.

Заболеваемость у безземельных в расчете на 100 человек была в три раза выше, а смертность – в пять раз выше, чем у крестьян, владевших более 15 десятин земли. Средний возраст умерших составлял: для первой группы (безземельные) – 14 лет, для 6-й группы (наиболее зажиточные) – 41 год.

Такой средний возраст умерших был обусловлен, в первую очередь, высокой детской смертностью. В конце XIX – начале XX вв. каждый четвертый из числа рожденных в Европейской части империи умирал в возрасте до одного года. По данным Н.А Рубакина, в 1905 г. из каждой тысячи родившихся граждан империи 272 умирало до одного года. Справочник, подготовленный накануне войны статистическим отделом совета съездов представителей промышленности и торговли, определяет коэффициент младенческой смертности в России в 289 промилле.

Это опять же средний коэффициент, причем включает в себя только умерших до года. По данным московского кандидата философских наук Калымова на селе в России из 10 детей, умерших до года, до двух, до трех и пр., вплоть до юношеского возраста, умирало 9. Для сравнения с 1905-м или 1914-м годами: число детей, умерших в возрасте до 1 года на 1000 родившихся в 1926 г. составило уже 174,0; в 1950-м – 80,7; в 1960-м – 35,3; в 1970-м – 22,9; в 1988-м – 24,7, в городе – 20,7, на селе 30,4. Т.е. революция принесла резкое снижение детской смертности.

Белоруссия потеряла в годы второй мировой каждого четвертого своего жителя, Украина – каждого пятого.. Согласно составленным в начале века таблицам смертности, в «золотой век» российского самодержавия каждый четвертый, родившийся в Европейской части империи, умирал в возрасте до одного года, а каждый второй – до 25 лет! И это считалось нормальным, естественным. «Бог дал – бог взял», – говорили крестьяне.

Монархисты и прочие с гордостью врут, что Россия была мировым флагманом по поставкам зерна. Как же на самом деле?

В 1913 г. в США, Канаде, Аргентине с совокупным населением 114,3 млн чел. произведено 8 млрд. пудов хлеба, в России с населением 179 млн чел. – 5,6 млрд. пудов. Вывезено тремя странами 1,1 млрд. пудов, Россией – 0,67 млрд. пудов. Помните, Дмитрий Медведев еще до того, как стал президентом, уверял, что царская Россия кормила хлебом полмира?

Смотрим дальше: зерна на душу населения производилось: в США – 67,2 пудов, в Аргентине – 93,0, в Канаде – 117,6, в России – 31,5 пудов.

А вот последствия такого шикарного для России экспорта зерна: остаток зерна в стране на душу населения: Аргентина – 26,7 пудов, США – 60,8, Канада – 90,8, Россия – 27,8.

Россия экспортировала на сумму 164 млн р. яиц, масла коровьего, птицы домашней битой, мяса-солонины, свинины свежей. А о зависимости России от зарубежной техники и не говорите: даже маломощные авиамоторы закупали у Франции.

А еще Россия вовсю экспортировала пушечное мясо! В 1-й мировой войне численность армий составляла у России – 5,3 млн человек, у Франции – 3,8 млн, у Англии – 1,0 млн, у Германии – 3,8 млн, у Австро-Венгрии – 2,3. К концу войны, когда вступили США, потери убитыми составили: у России – 2,3 млн (по другим данным, напр., Измозика, 2,5 млн), Франции – 1,4 млн, Англии – 0,7 млн, а вот у Германии – 2,0, у Австро-Венгрии – 1,4 млн... Россия несла самое тяжелое бремя потерь.

Только после Октябрьской революции существенно снизилась смертность и увеличилась рождаемость. Несмотря на голодные 1920-1922 годы. Если царское правительство оказалось неспособно привить оспу, большевики это сделали, впервые в истории России. Рост средней продолжительности жизни населения СССР увеличился более чем вдвое (с 33-х лет в 1913 до 70-ти лет в 1965-1966), сокращение уровня детской смертности – более чем в десять раз, была проведена ликвидация неграмотности.

Однако монархисты и пр. ломятся в открытую дверь. Несмотря на явную отсталость, Россия развивалась-таки до революции!

Из-за отсталости России и большевики, и меньшевики считали, что Россия еще бесконечно далека от революции. Даже от буржуазно-демократической. Февральская революция свалилась им как снег на голову. Но тот же Ленин с пеной у рта доказывал народникам, что внутри России развивается промышленность – в книге «Развитие капитализма в России».

И не было бы никакой революции в России. если б не было развития. Ибо революции происходят потому, что росту производительных сил начинают мешать отжившие (в данном случае – полуфеодальные) производственные отношения.

В то же время меня всегда забавляло, когда люди, у которых нет каких-то наворованных богатств, как у Абрамовича, Вексельберга, Трутнева, Ходорковского, Лисина, Фридмана и т.п., так ненавидят большевиков, которые отобрали наворованное богатство у царя и буржуазии. Это дело абрамовичей с вексельбергами поливать грязью большевиков, чтобы у них награбленную собственность не отобрали. А за что бьются полунищие, поливая грязью большевиков? Выходит – за то же самое! Чтобы у абрамовичей с вексельбергами не экспроприировали награбленное ими добро!

http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=395322