Пора действовать!

 

В числе тем на Конгрессе работников образования и науки (22-23.11.14) было и состояние дополительного образования и школ искусств. Приводим одно из выступлений (в сокращении). 

Идет так называемая модернизация образования. Но модернизация образования получается «всухую», т.е. без необходимых материальных вложений в сами школы искусств. Государство заплатило немалые средства на разработку нового ФЗ № 273 от 29.12 2012 «Об образовании в Российской Федерации», в результате чего заработала приличную сумму кучка так называемых реформаторов. Зато Школы искусств под реформы не получили ничего хорошего: ни укрепления материальной базы, ни методического обеспечения, ни улучшения образовательного процесса.

Работать директором школы в последнее время становится просто невыносимо. Директор – «универсальный солдат», «многоножка и многоручка», который [одновременно с прочими обязанностями] руководит ГО и ЧС и рассчитывает площадь поражения в зависимости от массы тротила... Нагрузка на директоров Российских школ за последние 10-15 лет возросла в десятки, сотни раз. Он несет ответственность не только за многочисленные образовательные программы, учебные планы, бесконечные никому не нужные мониторинги и отчеты, но еще и за ведение сайта по новым требованиям, а теперь и за закупки. При этом, нужных исполнителей в школах нет (ну, как же – оптимизация!).

Зато теперь появились дополнительные проверяющие, задача которых ясна – пополнять тощий бюджет за счет налагаемых на бюджетные организации огромных штрафов. Возмутительно: зарплата проверяющих зависит от количества штрафов!.. Начался процесс вынужденного ухода директоров.

Причем, власти на местах – учредители, не защищают директоров абсолютно ни в чем, а только требуют показателей, политической корректности, послушания, в т. ч. голосовать за нужных людей и проводить круглогодичный месячник по благоустройству прилегающей территории. Хотя тот же ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» гласит: «Содержание здания и прилегающей территории осуществляют органы местного самоуправления»…

Пугает схоластика и обюрокрачивание документации школ. Особенно больно такая бюрократия бьет по школам искусств, ведь в этих школах немаловажное значение отводится самому высокому и духовному в достижении людей на земле – творчеству. Требования закона об образовании нивелируют сам творческий процесс, заставляют творческих людей – педагогов «измудряться» писать в классном журнале одно, а на деле заниматься с учениками другим. Ну как можно правильно и рассудочно описать в учебной документации творческий порыв ученика-актера, или описать балетную фигуру юной балерины?!

Прекратить это безобразие с чиновничьей бюрократией надо! Наши художники, музыканты, танцоры и т.п. – лучшие в мире! Даже наши ученики-троечники, переехав в Англию, становятся лучшими в художественных колледжах! Зачем нам эта «мирихлюндия» в виде таких жестких Федеральных Государственных Требований, чтобы уничтожить все творчество?! И как же мы столько десятилетий работали без ФГТ (а общеобразовательные школы без ФГОС)? И работали не просто хорошо, работали отлично, на зависть Западу и Америке. А теперь эти завистники решили наше творчество уничтожить, чтобы творческих людей в биороботов и зомби превратить, чтобы им Россией управлять легче было.

Идея и цель разработки ФГТ в дополнительном образовании заявлялась изначально как благая: повысить статус дополнительного образования, закрепив его законодательно с помошью предпрофессиональной направленности. Но в сыром и очень странном Приказе Министерства образования и науки от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» школы искусств, как учреждения предпрофессиональной направленности, даже не поименованы, и остались по-прежнему дополнительными!..

Безденежье школ искусств приводит и к огромным штрафным санкциям. Штрафы стали просто непомерные – 50 тыс. на директора и 150-200 тыс. на юр. лицо. Недавно одну школу в Нижегородской области оштрафовали за невыполнение пожарного предписания из-за отсутствия финансирования на 200 тысяч, а потом еще на …400 тысяч за не своевременную выплату штрафа. Абсурд! Даже Верховный Суд вынес определение в защиту подобных юридических лиц из-за несоразмерности размеров штрафов экономическому положению школ и их социальной значимости. К руководителям школ относятся как к преступникам...

Дмитрий Медведев дал указание «прекратить кошмарить бизнес» проверками, теперь все проверяющие пошли к нам – бюджетным учреждениям. Аппетиты проверяющих и, соответственно, нормы и требования к школам растут, как на дрожжах. Например, теперь в школах обязательна установка телерадиокоммуникационной связи в случае возникновения пожара. На этом хорошо «греют руки» определенные сговорившиеся структуры, которые хорошо используя прессинг на директоров с вызовом в прокуратуру, выколачивают средства из бюджетников. В результате эти структуры – фирмы, которых в большом Нижнем Новгороде оказалось только две (!), получили огромные выгодные заказы. Зато моя художественная школа за год не купила ни одной (!) книги по искусству, необходимой для учебного процесса, т.к. все внебюджетные средства (родительская оплата) ушли на выживание, т.е. на обеспечение содержания здания. Также МЧС проверяют Школы на предмет антитеррористический защищенности, под страхом наказания навязывая дорогостоящее обслуживание различными охранными фирмами. В каждой государственной структуре за наш с Вами счет сидят охранники. И директоров школ понуждают незаконно заниматься поборами с родителей на охрану школ.

Новый ФЗ «Об образовании» требует наличия медицинского пункта и обеспечения питанием в образовательных учреждениях, а значит и в школах искусств, без чего невозможно получить лицензию. Медпункт нам не нужен, т.к. дети к нам приходят дополнительно к основной общеобразовательной школе, а там проверяется здоровье и делаются прививки. Если с ребенком в школе искусств случится что-то со здоровьем, не проще ли вызвать скорую помощь? А столовая в школах искусств зачем, если ребенок приходит максимум на 3 часа? Вот прекрасный дополнительный инструмент для занесения школ искусств в категорию не соответствующих современным все возрастающим требованиям и нормам, из-за чего их запросто можно закрыть. Скоро придумают, наверное, «вертолетную площадку на крыше», которая в нашей экономически не богатой стране будет просто «архи необходимой»!

Сейчас в стране, наверное, 20 % населения работает, остальные 80% проверяют. Таких завышенных требований к пожарным, санитарным и иным нормам нет даже в богатой Америке. А у нас нормы столь жестки, что их заведомо невозможно выполнить. В результате и директор на крючке, и будет выполнена основная истинная цель реформы образования – закрыть большинство школ в России. Ну, зачем в такой нищей России образование? Тем более, дополнительное!

Сейчас ругают Советскую власть. Но после революции беспризорники занимались в кружках и секциях. И ничего, что условия были не очень, и ничего, что порой занимались в полуподвальных помещениях. Никто директоров и школы тогда не штрафовал. А теперь школу искусств могут закрыть только из-за того, что, видите ли, стулья по новым Сан Пин должны быть фанерными (чтобы развалились через пару месяцев). А через годик опять новые Сан Пин примут, чтобы и эти стулья на какие-нибудь поменять...

Итак, директора школ, и в частности школ искусств, находятся в унизительном положении, не понимают, куда идти.. Ощущением любой нормальный человек понимает, что двигаться в направлении, заявленном «великими реформаторами», нельзя, ноги туда не несут. Все мы поняли, что реформа образования в России имеет неправильный вектор, его необходимо кардинально поменять.

Важнейшей платформой для изменения вектора в образовании является настоящий политический момент – события и ситуация на Украине. Этот политический и экономический момент для смены вектора реформы образования созрел: навязанный Америкой и Западом новый ФЗ «Об образовании», который разрабатывала по их заказу Высшая школа экономики (педагогическое сообщество было от разработки закона отстранено), необходимо срочно пересмотреть, признав, что конечные цели этого закона носят по сути разрушительный характер для ценностей и культурного наследия страны, а значит, для России в целом. Нельзя пропустить этот сложившийся момент!..

Мы уже убедились наглядно, как свои плоды пожали на Украине американская и прозападная пропаганда. Необразованная зомбированная этой пропагандой молодежь, которую обрабатывали в течение десятилетий, попалась на удочку неофашизма. Надо быть самоубийцами, чтобы не прекратить действие нового закона об образовании в таком виде! Пора действовать!

Н.Н. СычЕва,

директор художественной школы № 3

г. Нижний Новгород