Надо объединяться и действовать

 

Лидер профсоюза Иркутского авиазавода Александр Савостьянов дал интервью члену МПРА Ивану Овсянникову.

И.О. Независимый профсоюз «Защита» на Иркутском авиазаводе существует с 2011 года. Расскажи, как все начиналось…

А.С. Еще в 90-х годах я смотрел фильм про профсоюзную борьбу. Фильм мне понравился. Идея, которая там была озвучена – тоже. Это идея долго во мне зрела, но действий я никаких не предпринимал. В 2010-м я публично не очень хорошо выразился про «желтый» профсоюз на нашем заводе, после чего меня уволили в первый раз. Я восстановился через суд, но работодатель продолжал на меня давить. И тут, как-то так получилось, что идея о профсоюзе начала реализовываться. Видать, почва была благоприятной. Работодатель не считался не только с моими правами, пренебрежение работниками было во всем.

Учредителями профсоюза стали всего три человека. Нас было мало, действовали, можно сказать, открыто, никого не боясь, ни от кого не скрываясь и полагаясь только на себя и на закон. Наши близкие, родственники сразу оказались под давлением работодателя. Меня самого после создания «Защиты» уволили во второй раз. Но это нас не остановило. Пытались действовать по букве закона – бесполезно! Суды вставали на сторону работодателя, государственные органы давали «отписки». Те, кто вступал в профсоюз, сразу же подвергались дискриминации и уходили от нас – тогда мы еще не знали, что такое «прививка от работодателя» (прием профсоюзного органайзинга, состоящий в предупреждении работника, вступающего в профсоюз, о возможных контрдействиях работодателя – ред.) и как можно себя обезопасить с помощью элементарных коллективных действий.

Если кто-то обращался к нам за помощью – мы сразу же кидались помогать этому работнику. Надо сказать, что в таком ритме мы продержались достаточно долго. В какой-то мере нам повезло. Когда мы начинали, у руководства завода, также как и у нас, не было опыта.

И.О. Расскажи об успехах профсоюза за прошедшее с его создания время.

А.С. Мы показали работникам, что бороться можно и что даже такая могущественная организация, как ОАО «Корпорация «Иркут», ничего не может сделать с работниками, которые объединились для борьбы за свои права. Если раньше по многим пунктам был просто беспредел, то теперь завод вынужден работать в рамках закона. Под нашим давлением работодателю пришлось устранить множество несоответствий законодательству, в том числе и по охране труда. Само существование нашего профсоюза подстегнуло «желтый» профсоюз на хоть какую-то имитацию деятельности. Правда, в основном она проявляется в проведении общественных мероприятий, но и от этого рабочие немного выиграли. В свое время из неофициальных источников нам поступала информация, что за первое время деятельности нашего профсоюза руководство Иркутского авиационного завода потратило на борьбу с нами 6 млн. рублей (видать, на откупы от проверок). Похоже, наш профсоюз – как кость в горле у работодателя, которому волей-неволей приходится о рабочих больше думать.

И.О. Чему вы научились за время вашего существования? На вашем сайте я видел довольно самокритичную заметку...

А.С. Ошибок в нашей деятельности было много, и если бы мы их не признавали, то вряд ли чему-то научились бы. Учиться пришлось практически с нуля. Мы знали, что такое профсоюз, т.е. определение этого слова, но понимание этого определения пришло позже. В процессе борьбы мы научились по-настоящему ценить дружбу, взаимовыручку, преданность общему делу. Без этого невозможно построить сильную профсоюзную организацию. Мы научились противостоять работодателю, его подлым приемам. Хоть мы и пренебрегаем сейчас судами, государственными органами, и сосредоточены, в основном, на объединении рабочих, но опыт и знания по правовым вопросам, судебным делам мы приобрели немалый. В нашем образовании не последнюю роль сыграл МПРА, еще в то время, когда мы в нем не состояли. Благодаря МПРА мы познакомились с методологией профсоюзной деятельности, узнали, что такое «прививка от работодателя», больше узнали о коллективных действиях.

И.О. Почему вы пришли к решению примкнуть к МПРА?

А.С. Надо сказать, что к этому решению мы шли достаточно долго. Где-то с 2012 года вопрос о вступлении в МПРА у нас поднимался чуть ли не на каждом профсоюзном собрании, но каждый раз принятие решения откладывалось. Я и сам выступал против вступления в МПРА, поскольку мотивировали данное вступление только тем, что МПРА за нас заступится, накажет грозного работодателя... В этом случае вступление в МПРА казалось мне нелогичным. Но когда уже пришло осознание, что такое профсоюз и как он должен работать, тогда мы увидели, для чего нам нужно вступать в МПРА.

Если раньше для нас солидарность рабочих, профсоюзов – это были просто слова, то теперь пришло понимание, что за этими словами скрывается мощь. И было принято решение вступить в МПРА. Это более чем осознанное решение.

И.О. Каковы сегодня главные требования и задачи вашего профсоюза?

А.С. Наша профсоюзная организация стала региональной, и сейчас нам приходится перестраиваться, что-то менять. Перед нами стоят следующие задачи: создание комитетов на предприятиях Иркутской области; на тех предприятиях, где уже работают наши активисты, – увеличивать членство и выдвигать работодателям соответствующие требования, налаживать работу с другими первичками МПРА для обмена опытом, для организации коллективных действий, ну и для развития в России профсоюзного движения в целом.

И.О. Сказывается ли на вашем предприятии экономический кризис и к чему стоит готовиться работникам Иркутска?

А.С. Работодатель и до кризиса трудовые нормы резал, обкрадывал рабочих, а в случае кризиса обстановка только усугубится. Если на предприятии начнутся серьезные финансовые проблемы, то их, прежде всего, будут пытаться решить за счет рядовых рабочих. Сейчас мы наблюдаем рост цен, но никак не заработных плат. Работники чувствуют явный дискомфорт в своем кармане.

Думаю, слово «готовиться» – не совсем подходящее. Я бы сказал, что надо действовать, уже сейчас объединяться в профсоюз. Только объединенные работники могут противостоять работодателю, кризису и любым напастям. В противном же случае каждый по отдельности будет расплачиваться за кризис и обеспечивать благосостояние своих «хозяев».