Кто экономит на образовании, разорится на тюрьмах
В конце 2014-го года в Госдуме обсуждался Доклад правительства
о состоянии российского образования. Скажу сразу: испытание не для
слабонервных, – доклад из нескольких сотен страниц. Но, на мой взгляд, доклад
правительства должен отличаться от суммы отчетов отдельных ведомств примерно
тем же, чем отличается костюм от суммы пуговиц, лацканов, штанин и рукавов...Помните Райкина? «К пуговицам претензии есть? – Нет.
Пришиты насмерть, не оторвешь»...
Так вот, правительственный доклад должен отличаться
системным взглядом на проблему. Сплошь и рядом оказывается, что, решением, как
кажется правительству, одних проблем, порождаются другие, и часто большие. Вот
закрыли в России двадцать пять тысяч школ, преимущественно сельских, под
лозунгом «за качество образования». Сколько сел ликвидировано, точных данных у
меня нет, но почти всегда вслед за школой исчезает село... Сейчас массово
закрывают филиалы вузов в небольших городах. И люди из городского
самоуправления говорят мне: «Слушайте, у нас будет то же самое, что в селе –
начнет массово утекать молодежь». Кто думал о последствиях?!
Или вот еще: объявлено о повышении цен на платное
образование. Вроде бы понятно: в стране – страшная инфляция
(это отдельная тема для большого разговора, и вовсе не такая, как ее
представляют Минфин и Центробанк. По оценкам
независимых журналистов, так называемый «индекс Оливье» (используется для
определения уровня инфляции потребительских цен на продукты питания) повысился
не на 11 %, а на 30%). Но, повышая плату, кто подумал о последствиях?
Кризис, работать негде, учиться невозможно из-за нехватки денег. Что будет с
молодежью? Не получится ли по той самой формуле, что тот, кто экономит на
образовании, разорится на тюрьмах?! Об этом с тревогой говорят и
правоохранительные органы (из тех, кто подальновиднее)...
В том числе и по поводу ликвидации филиалов ВУЗов в небольших городах.
Я пытался привлечь внимание и Министра образования и
науки, и Сергея Нарышкина, и нашего комитета к системным проблемам образования.
На мой взгляд, главных проблем три. Первая – по-прежнему финансирование. В 90-е
годы финансирование образования по сравнению с советским
упало примерно в 8 раз. Сейчас несколько выросло. Но рост оценивается без учета
инфляции. А инфляция искусственно занижается более чем в 2 раза.
Мы тратим на образование и сейчас примерно вдвое меньше,
чем в советский период.
У меня на руках данные моих оппонентов из Высшей школы
экономики, людей, близких к правящей партии. Но и по их данным, Россия занимает
предпоследнее место среди развитых стран по финансированию образования,
примерно 4 % ВВП. В Дании, например, 7,6. Но главное, если мы хотим
модернизации, меньше 7% тратить нельзя. Чем больше стране нужна модернизация,
обновление, освоение современных технологий, тем больше необходимо вкладывать в
образование...
Системная проблема N 2 даже денег не требует. Это бюрократизация.
Сегодня соотношение между реально работающими преподавателями и управленцами в
школах и вузах резко меняется в пользу управленцев.
Мой друг-ректор в лихие 90-е в
ВУЗе работал без юриста, по закону 1992г. Сейчас же целое юридическое
управление ВУЗа не справляется с количеством отчетов, проверок, ответов на
запросы и т.д. Каждый вуз ежедневно отвечает примерно на 12 запросов.
А знакомый ректор из Питера рассказывал, что при
проверках каждому ВУЗу приходилось сдавать 17 кг документов. Кому это нужно?
То есть идея свободы в образовании похоронена, и ректоры
непривилегированных вузов дружно говорят – вуз превращается в казарму. Это
страшно. Я предлагал много раз создать межфракционную группу по дебюрократизации. Наконец, частично что-то сдвинулось с
места: сейчас пришло поручение Путина – будет создаваться группа по сокращению
отчетности.
Я много раз говорил, подчеркивал, что образование
существует там, где существует отношение личности с личностью. Там где функция
взаимодействует с функцией – может быть натаскивание, дрессировка, может даже
обучение, но не образование. Бюрократизация убиваент
живую душу образования. Мы за это будем расплачиваться преступностью,
отчуждением детей, отсутствием патриотизма По данным
опросов 45 % студентов заявили, что хотели бы работать не в своей стране. А за
рубежом.
Третья системная проблема – подмена целей в борьбе за
качество образования. Все понимают, что упало качество. Но какими способами
законодательство и Минобр пытаются бороться за
качество? Теми же бюрократическими. Часть вузов и их филиалов закрывают по
итогам мониторинга. Но они далеко не всегда совпадают с реальным качеством
образования. Проверки проводятся по бумагам.
Маленькая победа сегодня в том, что качество ВУЗа уже не
проверяют по кв. метрам на студента.
Но вот недавно хороший московский ВУЗ лишили права
приема. Главная претензия вот в чем. В ВУЗе есть специальность маркетинг.
Проверяющие заявили: «По стандарту 2003 г. вы должны были приобрести такие-то
журналы. Почему у вас нет этих журналов?» Отвечают: «Потому что их перестали
выпускать. Есть справка, что у нас есть другие хорошие, заменяющие журналы».
«Все равно приостанавливаем прием».
По школе: в прошлом году исчез целый ряд учебников,
потому что на день позже подали заявку. Идут сейчас суды.
И еще. Кто-то вбил себе в голову, что чем крупнее вуз,
тем лучше образование. Это не так, напротив. Те, которые считаются элитными,
самые знаменитые, они средние по размерам, но имеют возможность готовить
студентов штучно. У нас же принудительно объединяют в холдинги – от детских
садов до ВУЗов.
По поводу региональных ВУЗов. Выстроена пирамидальная
система высшего образования. На первой ступени пирамиды – московские и
питерские университеты. Но теми правами, которые им даны, раньше обладали все
высшие учебные заведения. То есть идет не расширение возможностей вузов первой
ступени, а ущемление прав остальных.
Появились федеральные ВУЗы, полученные объединением
нескольких в один. Откуда идет убеждение, что если свяжем 25 зайцев, получится
слон?
Преподаватель одного из вузов сообщал мне, что 4 прежних
ликвидировали, но нового не удалось создать.
В бюджет 2015-17 годов заложен так называемый рост
расходов на образование, который ниже официально ожидавшейся инфляции.
Ожидалось 5,5%, стала 11,5%, В этом году ожидается от 10 до 15%. Бюджет создан
на основе того, что цены вырастут на 5%. Когда я это услышал, сказал –
сказочники Братья Гримм, Андерсен – отдыхают...
КПД работающего депутата ГД, как у паровой машины первой
конструкции – 10%. Вот, удалось добиться, что отказались измерять образование в
метрах; отказались от тестовой части в ЕГЭ по литературе, будут вводиться
элементы устного экзамена; добавили в бюджет 2015г. 10 млрд
на строительство детских садов и т.п. Но проблем несравнимо больше, чем
достижений.
О.Н.Смолин,
Зам председателя Комитета
ГД по образванию
и науке
(Из выступления на Радио России)
А несколько дней спустя, 21
января, выступая на круглом столе в пресс-центре «Парламентской газет»ы по теме «Стратегия
государственной политики в области воспитания», Олег Николаевич подчеркнул, что
стратегия-то воспитания очень нужна, крайне необходима. Ибо сегодня больше
половины российской молодёжи готовы переступить любые нормы морали ради
жизненного успеха. И если в 1993-м году больше 60 процентов молодых людей
принадлежали альтруистическому типу, сегодня таких всего лишь 16 процентов. Но
при этом подчеркнул, что воспитание следует понимать не как набор необходимых
мероприятий, а как воздействие всей среды на формирование личности.
Он напомнил,
что в советский период говорили о комплексном подходе к воспитанию, о
необходимости вести его в трех направлениях: идейно-политическое, трудовое и
нравственное. Добавил, что невозможно полноценное развитие и без
дополнительного образования. При этом Смолин обратил особое внимание на
ущербные информационную среду и систему образования, а, главное, на социальные
условия и неравенство в обществе, которые являются определяющими факторами
воспитания молодежи.
Пресс-служба ЦК ВДЗП