Кто экономит на образовании, разорится на тюрьмах

 

В конце 2014-го года в Госдуме обсуждался Доклад правительства о состоянии российского образования. Скажу сразу: испытание не для слабонервных, – доклад из нескольких сотен страниц. Но, на мой взгляд, доклад правительства должен отличаться от суммы отчетов отдельных ведомств примерно тем же, чем отличается костюм от суммы пуговиц, лацканов, штанин и рукавов..омните Райкина? «К пуговицам претензии есть? – Нет. Пришиты насмерть, не оторвешь»...

Так вот, правительственный доклад должен отличаться системным взглядом на проблему. Сплошь и рядом оказывается, что, решением, как кажется правительству, одних проблем, порождаются другие, и часто большие. Вот закрыли в России двадцать пять тысяч школ, преимущественно сельских, под лозунгом «за качество образования». Сколько сел ликвидировано, точных данных у меня нет, но почти всегда вслед за школой исчезает село... Сейчас массово закрывают филиалы вузов в небольших городах. И люди из городского самоуправления говорят мне: «Слушайте, у нас будет то же самое, что в селе – начнет массово утекать молодежь». Кто думал о последствиях?!

Или вот еще: объявлено о повышении цен на платное образование. Вроде бы понятно: в стране – страшная инфляция (это отдельная тема для большого разговора, и вовсе не такая, как ее представляют Минфин и Центробанк. По оценкам независимых журналистов, так называемый «индекс Оливье» (используется для определения уровня инфляции потребительских цен на продукты питания) повысился не на 11 %, а на 30%). Но, повышая плату, кто подумал о последствиях? Кризис, работать негде, учиться невозможно из-за нехватки денег. Что будет с молодежью? Не получится ли по той самой формуле, что тот, кто экономит на образовании, разорится на тюрьмах?! Об этом с тревогой говорят и правоохранительные органы (из тех, кто подальновиднее)... В том числе и по поводу ликвидации филиалов ВУЗов в небольших городах.

Я пытался привлечь внимание и Министра образования и науки, и Сергея Нарышкина, и нашего комитета к системным проблемам образования. На мой взгляд, главных проблем три. Первая – по-прежнему финансирование. В 90-е годы финансирование образования по сравнению с советским упало примерно в 8 раз. Сейчас несколько выросло. Но рост оценивается без учета инфляции. А инфляция искусственно занижается более чем в 2 раза.

Мы тратим на образование и сейчас примерно вдвое меньше, чем в советский период.

У меня на руках данные моих оппонентов из Высшей школы экономики, людей, близких к правящей партии. Но и по их данным, Россия занимает предпоследнее место среди развитых стран по финансированию образования, примерно 4 % ВВП. В Дании, например, 7,6. Но главное, если мы хотим модернизации, меньше 7% тратить нельзя. Чем больше стране нужна модернизация, обновление, освоение современных технологий, тем больше необходимо вкладывать в образование...

Системная проблема N 2 даже денег не требует. Это бюрократизация. Сегодня соотношение между реально работающими преподавателями и управленцами в школах и вузах резко меняется в пользу управленцев.

Мой друг-ректор в лихие 90-е в ВУЗе работал без юриста, по закону 1992г. Сейчас же целое юридическое управление ВУЗа не справляется с количеством отчетов, проверок, ответов на запросы и т.д. Каждый вуз ежедневно отвечает примерно на 12 запросов.

А знакомый ректор из Питера рассказывал, что при проверках каждому ВУЗу приходилось сдавать 17 кг документов. Кому это нужно?

То есть идея свободы в образовании похоронена, и ректоры непривилегированных вузов дружно говорят – вуз превращается в казарму. Это страшно. Я предлагал много раз создать межфракционную группу по дебюрократизации. Наконец, частично что-то сдвинулось с места: сейчас пришло поручение Путина – будет создаваться группа по сокращению отчетности.

Я много раз говорил, подчеркивал, что образование существует там, где существует отношение личности с личностью. Там где функция взаимодействует с функцией – может быть натаскивание, дрессировка, может даже обучение, но не образование. Бюрократизация убиваент живую душу образования. Мы за это будем расплачиваться преступностью, отчуждением детей, отсутствием патриотизма По данным опросов 45 % студентов заявили, что хотели бы работать не в своей стране. А за рубежом.

Третья системная проблема – подмена целей в борьбе за качество образования. Все понимают, что упало качество. Но какими способами законодательство и Минобр пытаются бороться за качество? Теми же бюрократическими. Часть вузов и их филиалов закрывают по итогам мониторинга. Но они далеко не всегда совпадают с реальным качеством образования. Проверки проводятся по бумагам.

Маленькая победа сегодня в том, что качество ВУЗа уже не проверяют по кв. метрам на студента.

Но вот недавно хороший московский ВУЗ лишили права приема. Главная претензия вот в чем. В ВУЗе есть специальность маркетинг. Проверяющие заявили: «По стандарту 2003 г. вы должны были приобрести такие-то журналы. Почему у вас нет этих журналов?» Отвечают: «Потому что их перестали выпускать. Есть справка, что у нас есть другие хорошие, заменяющие журналы». «Все равно приостанавливаем прием».

По школе: в прошлом году исчез целый ряд учебников, потому что на день позже подали заявку. Идут сейчас суды.

И еще. Кто-то вбил себе в голову, что чем крупнее вуз, тем лучше образование. Это не так, напротив. Те, которые считаются элитными, самые знаменитые, они средние по размерам, но имеют возможность готовить студентов штучно. У нас же принудительно объединяют в холдинги – от детских садов до ВУЗов.

По поводу региональных ВУЗов. Выстроена пирамидальная система высшего образования. На первой ступени пирамиды – московские и питерские университеты. Но теми правами, которые им даны, раньше обладали все высшие учебные заведения. То есть идет не расширение возможностей вузов первой ступени, а ущемление прав остальных.

Появились федеральные ВУЗы, полученные объединением нескольких в один. Откуда идет убеждение, что если свяжем 25 зайцев, получится слон?

Преподаватель одного из вузов сообщал мне, что 4 прежних ликвидировали, но нового не удалось создать.

В бюджет 2015-17 годов заложен так называемый рост расходов на образование, который ниже официально ожидавшейся инфляции. Ожидалось 5,5%, стала 11,5%, В этом году ожидается от 10 до 15%. Бюджет создан на основе того, что цены вырастут на 5%. Когда я это услышал, сказал – сказочники Братья Гримм, Андерсен – отдыхают...

КПД работающего депутата ГД, как у паровой машины первой конструкции – 10%. Вот, удалось добиться, что отказались измерять образование в метрах; отказались от тестовой части в ЕГЭ по литературе, будут вводиться элементы устного экзамена; добавили в бюджет 2015г. 10 млрд на строительство детских садов и т.п. Но проблем несравнимо больше, чем достижений.

О.Н.Смолин,

Зам председателя Комитета

ГД по образванию и науке

(Из выступления на Радио России)

А несколько дней спустя, 21 января, выступая на круглом столе в пресс-центре «Парламентской газет»ы по теме «Стратегия государственной политики в области воспитания», Олег Николаевич подчеркнул, что стратегия-то воспитания очень нужна, крайне необходима. Ибо сегодня больше половины российской молодёжи готовы переступить любые нормы морали ради жизненного успеха. И если в 1993-м году больше 60 процентов молодых людей принадлежали альтруистическому типу, сегодня таких всего лишь 16 процентов. Но при этом подчеркнул, что воспитание следует понимать не как набор необходимых мероприятий, а как воздействие всей среды на формирование личности.

Он напомнил, что в советский период говорили о комплексном подходе к воспитанию, о необходимости вести его в трех направлениях: идейно-политическое, трудовое и нравственное. Добавил, что невозможно полноценное развитие и без дополнительного образования. При этом Смолин обратил особое внимание на ущербные информационную среду и систему образования, а, главное, на социальные условия и неравенство в обществе, которые являются определяющими факторами воспитания молодежи.

 

Пресс-служба ЦК ВДЗП