ВЫДАЮЩИЙСЯ ФИЛОСОФ-МАТЕРИАЛИСТ

 

31 января 2015 года исполнилось 300 лет со дня рождения выдающегося французского философа-материалиста Клода Адриана Гельвеция (1715-1771).

Будущий философ родился в семье придворного врача французского короля. В 1738 году отец К.А. Гельвеция выхлопотал ему очень выгодную должность в системе сбора налогов. Однако в 1751 году Гельвеций выходит в отставку и посвящаетсебя философской и литературной деятельности. В его особняке в Париже часто собиралось свободомыслящее общество, в котором велись острые дискуссии о природе, общественном устройстве, религии и других высоких материях.

В XVIII веке резко обострился процесс загнивания французского общества. Сохранение абсолютной монархии, многочисленных пережитков феодализма, господство дворянства, сильное влияние религии делали Францию «больным человеком Европы». И, вместе с тем, острота социальных противоречий стимулировала поиски выхода из тупика. Эти поиски создали блестящую французскую материалистическую философию эпохи Просвещения, виднейшим представителем которой и стал К.А. Гельвеций.

Основоположником этой философии был Ф. Вольтер (1694-1778) – исключительно талантливый мыслитель и писатель, ярко излагавший свои мысли как в чисто логической форме, так и в форме художественных образов.

К.А. Гельвеций, вместе с Д. Дидро, П. Гольбахом, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо принадлежал к следующему поколению французских философов.

Взгляды Гельвеция на природу были типичными для философа-материалиста. Он считал, что мир материален, бесконечен во времени и пространстве, находится в постоянном движении.

Существенно более оригинальными были взгляды Гельвеция на человека и мотивы его поведения, сутью которых стала реабилитация эгоизма в глазах широкой общественности.

В 19 веке из представлений Гельвеция выросла теория разумного эгоизма Н.Г.Чернышевского, ставшая основой формирования моральных норм русских революционеров. Эти революционеры не противопоставляли общественную и личную жизнь, ибо революционная деятельность была для них глубоко личным делом.

Но, с другой стороны, из идей Гельвеция вырастала и идеология буржуазного индивидуализма.

Свои взгляды на Человека и мотивы его поведения К.А. Гельвеций изложил в сочинениях «Об уме» (1758) и «О человеке» (1769). Книга «Об уме» была осуждена папой Климентом XIII, парижским парламентом и теологическим факультетом Сорбонны, после чего была публично сожжена.

Гельвеций выступал за радикальную ликвидацию феодальных пережитков, отстранение церкви от влияния на властные структуры. Вместе с тем, как и большинство других французских философов своего времени, Гельвеций не был республиканцем. Он считал монархию естественной формой правления.

Так же, как другие философы 18 века, К.А. Гельвеций не дошел до понимания роли классовой борьбы, как движущей силы исторического процесса. В своих надеждах на лучшее будущее Гельвеций уповал, в основном, на просвещенных правителей, а не на силу социальных процессов.

В 1970-х годах важнейшие работы К.А. Гельвеция были выпущены в СССР в виде двух книг. Думаю, что чтение этих работ будет весьма полезным для молодого коммуниста. К тому же помимо пользы молодой коммунист получит немалое удовольствия от блестящего стиля изложения материала.

К.б.н. С.В. БАГОЦКИЙ

От редакции. Большая Советская Энциклопедия констатирует, что «деятельность Гельвеция сыграла значительную роль в идеологической подготовке французской буржуазной революции конца 18 в., в идейной подготовке утопического социализма начала 19 в. и развитии философской мысли».

 

 

Цитаты и афоризмы из Гельвеция

•Жестокость есть всегда результат страха, слабости и трусости.

•Счастье людей заключается в том, что бы любить делать то, что они должны делать.

•Требуется гораздо больше ума, чтобы передать свои мысли, чем их иметь

•Если хочешь быть богатым — не помышляй увеличить своё имущество, а только уменьшай жадность.

•Страх перед возможностью ошибки не должен отвращать нас от поисков истины.

•Глубокие идеи похожи на чистые воды, прозрачность которых затемнена их же глубиной.

•Недостаток ума не следует объяснять недостатком памяти.

•Человек, не допускающий сомнений, ставит предел своему уму.