ЗОЛОТЫЕ РУКИ В ДЕФИЦИТЕ

 

Около двух миллионов квалифицированных рабочих не хватает сегодня экономике России. Причина проста: неуправляемая рыночная конъюнктура наплодила говорунов-гуманитариев, сделав когда-то уважаемое звание рабочего синонимом неудачника. Надо возрождать в новом качестве систему профессионально-технического образования, считает академик РАО, президент Академия профессионального образования, профессор Евгений Ткаченко.

Я три стадии профтехобразования вам могу назвать: советский период, российский период, когда у нас все учреждения профтехобразования были на федеральном бюджете (с 1991 по 2005 год), и российский период, когда все эти учреждения были отданы под ответственность регионов и муниципалитетов.

Отличительной особенностью советского периода, что было? Профтехобразование было разнообразным. Из профтехобразования знаете, кто вышел? Об этом у нас мало говорят, будьте внимательны: Курчатов, создатель ядерной бомбы! Калашников — наш оружейник! Туполев! Королев Сергей Павлович! Гагарин! Попович! Вам продолжать? Фурцева, Черномырдин, Заболоцкий — поэт.

То есть в советское время у системы профтехобразования было две функции: первая — профессиональная — дать специальность, вторая — социальная — защитить детей. Почему? 80 процентов детей были из сложных семей. Больные родители, пьющие родители, одна мать и так далее. И этим детям очень не хватало, как правило, двух вещей: питания и внимания. Если их накормить, да еще и поговорить, с ними чудеса можно было делать. Чудеса буквально. Я другого слова не могу подобрать. Там много талантливых ребят. И они идут, как по лезвию ножа. Неизвестно, с кем общаются — либо в преступный мир уходят, понимаете, либо наоборот — в созидание и добропорядочность.

А с переходом в российский период, когда мы еще на федеральном бюджете были, преобладает уже западное влияние — сбросить профессиональные училища с федерального на региональные бюджеты. Это заимствованная матрица, которая была неприемлема. Мы держались до 2005 года. На федеральном бюджете держали все профтехобразование, немного работала социальная функция защиты детей. Потому что из этих копеек в большом котле-то на 1000 человек можно сварить что-то и один раз в день накормить их. Мы фактически ребят-то спасали и от голода, и от всего.

А сегодня, что делается? 122-й федеральный закон снял все эти льготы. Их теперь не кормят, не одевают, ввели даже налог на производственную деятельность в мастерских училищ. Они в субботу-воскресенье что-то подзарабатывают себе. А на них налог — те же 13 процентов, как с Абрамовича. А ребята голодные. Или плату за проезд с них стали брать. Ну, профтеховец голодный никогда не будет платить за проезд. Он проскочит. Он обманет. И мы его годами ежедневно приучаем быть незаконопослушным. Копейки экономим. Это уже переход от второго в третий период, в нынешние дни.

План модернизации отечественного народного хозяйства не имеет под собой никаких оснований. В стране катастрофически не хватает квалифицированных кадров. Это наглядно показывают результаты прошедшего в Лейпциге Всемирного конкурса учащихся ПТУ и колледжей (2013г.). Из 54 участвующих стран Россия заняла самое последнее место. Не хватает у нас и квалифицированных специалистов-технарей с высшим образованием. Пока все речи с высоких трибун о необходимости готовить хорошие инженерные кадры так и остаются разговорами… такие специальности как «менеджмент» и «работа с кадрами» остаются самыми популярными среди выпускников школ, в то время как профессия инженера не входит и в десяток самых престижных...

Из-за закрытия или перепрофилирования многих техникумов и ПТУ на заводах не хватает токарей, слесарей и фрезеровщиков, и приходится брать людей без специального образования. В результате получается продукция низкого качества…

Как говорит президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков, государство своими действиями с каждым годом только усугубляет ситуацию:

«У нас система начального и среднего профессионального образования была практически разрушена. Нынешний объем подготовки специалистов составляет всего около 10 процентов от того, что было в дореформенный период. По уровню подготовки мы тоже занимаем одно из последних мест в мире. У нас произошла переориентация всех школьников, что обязательно надо получить диплом ВУЗа. Полностью в школах уничтожена система профессиональной ориентации…

Советские образовательные методики были и остаются лучшими в мире. Методики обучения старой профессиональной школы сегодня используются во всём мире...

Необходимо в корне менять государственную политику. В новом законе «Об образовании» упоминание о начальном профессиональном образовании полностью отсутствует. Когда законопроект обсуждался, мы говорили, что так уничтожается основа для развития государства. Но депутаты никого не послушали».

По материалам прессы