Українаце Європа, но… при Януковиче было лучше

 

Прошло полтора года со времени Евромайдана и революции «Гідності». Май месяц 2015 года. Если пройтись по центральной Украине сегодня, то можно подумать, что ничего и не изменилось. Жизнь идет своим чередом, работают государственные и учебные заведения, магазины и базары. И всё же изменения есть. Они кроются как в чисто внешних мелочах, так и во внутренних изменениях, произошедших со всеми людьми.

Внешние заключаются в том, что из жизни Украины исчезли внешние проявления патриотизма. Нет, – скамейки, заборы и деревья всё ещё покрашены в жёлто-голубой цвет, но это уже прошлогодние отголоски, а местами дело даже было брошено, и заборчики стоят сиротливо недокрашенные. В проезжающих мимо вас легковых автомобилях вы редко теперь заметите жёлто-голубой флаг. Поубавилось также количество флагов на балконах жилых домов. Ленточки на ручках, ножках и рюкзаках вы не увидите вообще. На базарах, правда ещё довольно много товаров с «патриотической» символикой: гербами, надписями «Слава Україні» и пр. Это и футболки, шапки, кепки, но увидеть кого-нибудь в таком наряде можно редко.

Однако, чтобы ощутить и понять, что происходит в Украине в полной мере, надо включить телевизор, радио или открыть газету, а там…

«Русские войска наступают по всем фронтам», «250 танков и БТР пересекли украинскую границу и были уничтожены украинскими военными». В перерывах реклама: «Смени гудки своего телефона на патриотичные звуки» и «купи патриотический свитер для своего защитника». Далее градус нарастает: «Наши защитники отражают атаки чеченских боевиков, а у нас в тылу орудуют сепаратисты, которые есть уже даже среди журналистов и украинских чиновников. И с ними надо что-то решать».

Не отстают и газеты. Статьи о героических воинах АТО вперемешку со статьями о садоводстве.

Разоблачающие статьи о Тимошенко и свободовцах (как оказалось, агентах Путина). Маразм крепчает с каждой теле- или радиопередачей. И если человек живёт в этом телевизионном мире, то его можно только пожалеть, потому что не всякий человек может выдержать и осмыслить то, что вещают СМИ.

Однако изменения есть и коснулись не только внешней, но и внутренней стороны нашей жизни. И вот эти изменения, порой неуловимые, прорываются в том, что теперь думают жители Украины и, главное, что говорят (потому что, если уже говорят, то, очевидно, уже наболело). В этой связи я бы выделила три категории.

Первая категория – это евромайдановцы forever (навсегда). Это человек, всей душой поддержавший Евромайдан, восхищающийся «онижедетями» и проклинающий «кровавый режим» Януковича. Этот человек с самого начала находился на Майдане если не в «живую», то через экран телевизора. Он носил ленточки, браслетики и купил себе, наконец, вышиванку (о которой давно мечтал). У него в автомобиле был флажок Украины, а на балконе на бельевых верёвках флаг висит до сих пор. Он крестится, когда видит фотографии убитой небесной сотни и поёт гимн Украины с рукой на сердце. Он здоровается: «Слава Україні!». Он с воодушевлением кричит «Путин *уйло» и задушил бы его «собственными руками». Он покупает воинам АТО носки, карточки для пополнения мобильного телефона и влажные салфетки. Он не только собирает деньги воинам АТО, но и часто берёт над ними шефство в больницах. Он ненавидит всех несогласных и сепаратистов (это для него одно и то же). Он готов их сажать, лишать гражданства и убивать. Он не хочет слышать о мире и готов воевать, но сам воевать не может «из-за проблем со здоровьем» или «возраст уже не тот». Он спокойно воспринимает повышение цен и увеличение тарифов на ЖКХ (что делать – война). Он уверен, что «как-то оно будет» или «ничего, огороды есть, прорвёмся». Он евромайдановец навсегда. И я не знаю, что должно ещё произойти в стране, чтобы он изменил Евромайдану.

Вторая категория – это прозревающие. Они также поддерживали Евромайдан, жалели «онижедетей» и ненавидели «кровавого тирана Януковича». Они радовались победе Евромайдана и искренне верили, что «дальше так жить было невозможно, потому что хуже быть не может», и «всё будет хорошо». Они также носили ленточки на сумках и рюкзаках, но на балконе флагов не вывешивали. Они участвовали в сборе денег на армию и были слегка ошарашены, когда власть заявила «что деньги куда-то пропали». Они были менее агрессивны, чем первая категория, но всё же на возражения реагировали либо с болезненным раздражением, либо со снисходительной улыбкой (как на ничего не понимающих детей). Они пришли на выборы и были уверены, что, наконец-то, мы будем «жити по-новому». И когда началась эта жизнь «по-новому», то оказалось, что они к ней просто не готовы ни морально, ни материально. Ведь за год цены на продукты и вещи выросли всего в два-три раза, а цена на газ в шесть раз (при старых зарплатах). И сейчас они сильно удивлены и растеряны, что «жити по-новому» – это не значит жить хорошо. Теперь общаться с ними можно на равных, потому что нет больше снисходительных улыбок и высокомерных взглядов. Есть только дрожь в голосе и растерянность в глазах. Яркий пример тому моя знакомая, которая верила, что Евромайдан – это начало новой жизни, а на все мои слова, что будет хуже, лишь снисходительно улыбалась. Оксану (она преподаватель экономики в институте) я не видела год и, случайно столкнувшись с ней на остановке, услышала, что она часто меня вспоминает. А на мой удивлённый взгляд спросила: «Откуда ты знала, что будет хуже?» Оказалось, что европейские цены её зарплата не выдерживает, а брат и мать понабирали в кредит бытовой техники. И теперь берут кредит на кредит, чтобы расплатиться. И в конце разговора прозвучала фраза, которая меня потешила, что при Януковиче было лучше.

Третья категория – это те здравомыслящие люди, кто не поддерживал Евромайдан. Они были в каждой семье. Именно поэтому Евромайдан можно назвать гражданским противостоянием. Они, а точнее мы, пытались говорить, вразумлять и спорить. Однако наталкивались на непонимание и агрессию. Нас обзывали москалями, сепаратистами и совками. Это нам кричали: «Уезжайте в Россию». Это мы становились изгоями на работе и врагами в семье. Мы не верили лозунгу «Украина едина» и понимали, что это начало конца, но даже мы не представляли, каким будет конец…

Мы не представляли всего того, что происходит сейчас. Это сегодня в Украине царит беззаконие. Это сегодня Бандера и Шухевич герои, а советская власть «оккупационная». Это сегодня на флагах карательных батальонов фашистская свастика. Это сегодня оружие расползается по всей Украине. Это сегодня криминальный беспредел захлёстывает Украину. Это сегодня в Украине за симпатии к России и СССР убивают, как Олеся Бузину. Сегодня за советские взгляды сажают в тюрьмы, как Александра Бондарчука и Анатолия Маевского. Сегодня пропадают люди, как Сергей Долгов. Многие уезжают, как Виталий Скороходов. Сегодня если ты не «за», то ты враг, так вещают памятки СБУ.

И мы – здравомыслящие люди понимаем, что война идёт не только на Востоке. Война идёт по всей Украине. Война объявлена всем жителям Украины. И рано или поздно нам придётся объединяться, чтобы защититься от зарвавшегося национализма и набирающего обороты фашизма. Нам придётся брать в руки оружие, чтобы отстоять наше прошлое и защитить наше будущее. Не все ещё из нас готовы к этому, но все понимают, что рано или поздно это случится.

Сейчас объявлена уже пятая волна мобилизации, на Востоке продолжают убивать мирных жителей, а за кулисами войны распродаются остатки госсобственности. Цены безудержно растут каждый день. С сентября учебники в школах будут платными. Цены на ЖКХ станут неподъёмными, а за долги по коммуналке будут лишать жилья.  На продажу будет выставлена земля Украины, а люди будут не нужны…

Но жители Украины всё ещё живут каждый своей жизнью, смиряясь с властью и пытаясь приспособиться. И внешне всё кажется размеренным и спокойным, но только внешне…

Ирина Метельская

Украина