Приют
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
или, по-простому, приют – это промежуточная станция между семьей и интернатом.
Если дома нет благополучия, то районный или городской комитет по опеке
направляет ребенка в такое учреждение на временное пребывание. Родители пьют и
дерутся, не работают и не хотят заботиться о детях – придет участковый с
социальным педагогом, составят акт, дите увезут в приемное отделение центра.
Незадачливым папам и мамам придется либо исправляться, «браться за ум», либо
ждать решения о лишении родительских прав...
Иногда, особенно в последнее время, детей изымают от родителей
без особых причин, и тогда борьба родителей за возвращение ребёнка в семью
носит совершенно справедливый характер. В этих случаях ребёнок тоже живёт в
приюте, дожидаясь разрешения разворачивающегося судебного конфликта.
– Мужчины нам нужны, – сказала директор, читая мою
«трудовую книжку». Автослесарь, срочная служба в ВС РФ, философский факультет
пединститута, охранник, грузчик – вот всё, что она вычитала там о моей
предыдущей деятельности. Еще была стройка, но об этом эпизоде биографии в
книжке запись отсутствовала. Об этом я сказал сам и сразу был принят на работу.
В первом отделении центра как раз производился ремонт «своими силами».
Ближайший месяц я красил стены и белил потолки вместе с
воспитателями младшей группы. В перерывах нарассказали
мне там всякого, но я рвался в бой, и вот, наконец, я заступаю на смену во
втором отделении, где живут дети от девяти до пятнадцати лет. Их проблемы
должны были стать моими проблемами. Параллельно я читал Макаренко.
Смены по 12 часов, с восьми утра. По ночам дежурят
специальные «ночные» воспитатели. Основная их обязанность очень похожа на
функцию надзирателя – дети не должны ничего натворить.
Утром подъём, умывание, завтрак. На детей нельзя кричать,
а иногда хочется – воспитатель отвечает за точное соблюдение распорядка дня, а
воспитанники то бегают, то прыгают, то придумывают всякие причины, чтобы
нарушить правила.
Школьники отправляются в свои средние образовательные
учреждения. Старшие самостоятельно, младшие с сопровождающими воспитателями. С
дошкольниками проводятся различные игры и занятия.
В выходные дни для воспитанников устраиваются
какие-нибудь культурные мероприятия, например походы в цирк или музей. Дети
воспринимают такое времяпровождение неоднозначно. Для некоторых это страшное
мучение, отнимающее возможность бездельничать и играть в компьютерные игры.
Ждущие
– Я хочу стать вором! – сказал мальчик воспитателю в
приюте. – Вор – очень престижная профессия, которая приносит много денег.
– Как же так, Вова, вор – это же паразит, достойный
помещения в тюрьму. Вот возьми, к примеру, водителя автобуса. Он не просто
деньги зарабатывает, он возит людей, приносит пользу. Или строитель – он не
только зарплату получает, но еще и дома людям строит, все ему благодарны. А вор
приносит только вред людям, одному себе пользу. Да и то
сомнительную, его ведь в тюрьму все равно посадят.
– Вор сам по себе, ему никто не нужен. И я буду таким. –
Вова скривил презрительную ухмылку и от дальнейшего разговора уклонился.
Таких детей в приюте много. Это волчата, думающие, что уже
познали подлинный смысл жизни. И смысл этот в их понимании один – каждый сам за
себя…
Марина Л. малолетняя проститутка. Ей 14 лет, и она уже
лежала в больнице после отравления парами бензина или какой-то другой дряни. Иногда она сбегает на несколько недель, «на
подработку». После этого её возвращает в приют милиция. У Марины есть только
бабушка и дедушка, а родители погибли в какой-то аварии. В принципе, если бы
родственники оформили удочерение, Марина отправилась бы к ним жить. Но бабушка
с дедушкой не хотели ничего оформлять, поскольку Марина в каждый свой визит
доводила стариков до белого каления.
Как-то раз Марина в очередной раз отправилась в загул и
оставила под своей подушкой тетрадь со стихами. Это были рифмы ненависти ко
всему миру, стихи злобы к своим родственникам и к работникам приюта. Особенно
мне запомнились две строчки:
«Я ненавижу весь свет,
Пусть подохнет
мой дед».
Возвращаясь с гулянок,
Марина могла быть под воздействием какой-нибудь наркотической отравы.
– Если вы вызовете милицию, с вами приедут разбираться
все сутенёры города!
– Успокойся, Марина. Сутенёрам нужны деньги, а не
проблемы, ты – проблема…
Подобные примеры не единичны. Таких детей я для себя
назвал «ждущими». Они дожидаются, когда контроль за
ними ослабнет, – и уж тогда они развернутся в полную силу. Хотели бы вы
встретиться в смутные времена с бандой таких, как Вова
Н. и Марина Л.? Убьют, ограбят, уничтожат. Если сейчас их не встряхнуть и не
направить на другой путь, расплачиваться будем мы все.
Я убеждён, что
сложными детьми надо плотно заниматься, применять все известные научные
педагогические методы и не экономить. Применив неимоверные
усилия, можно перенаправлять жизнь таких подростков на другую дорогу.
Только вот беда, что если само общество идеализирует образы воров и проституток,
то у педагогов-энтузиастов ничего не выйдет.
Получается, что изменения нужно начинать с самого
общества.
Выводы действия
Фильм завораживал
детей. Они сидели перед телевизором на диванах, на креслах, на пуфиках и
смотрели, как мстительная женщина-киллер отрубает
руки, вырывает пальцами глаза, применяет секретные приемы. И она добьется
своего, эта белокурая бестия: все бывшие коллеги, едва не убившие её, вскоре
умрут сами. Дети наполнялись энтузиазмом и представляли себя в будущем в роли
высокооплачиваемых красивых убийц, имеющих прекрасное оружие и знающих как его
применять.
Воспитатель курил на крыльце и листал изувеченную книгу А.Макаренко «Педагогическая поэма». «Ему было проще, чем
нам, – думал воспитатель. – Ведь общество в те времена стремилось к построению
светлого будущего. А сейчас куда общество стремится?» Книгу уже можно было
выбрасывать, в ней не хватало многих страниц… Воспитатель
докурил и пошел выключать телевизор, пока не начался новый кровожадный
фильм. На этот раз детские протесты его не остановили.
Воспитатель знал, что кто-то из детей действительно
станет убийцей, а кто-то вором или кем-то еще из уголовного ряда. Ведь вчера по
центральному телевизионному каналу показывали фильм про удачливых взломщиков.
Сегодня про убийц. А завтра покажут про обаятельного маньяка-людоеда.
***
Путь революционера начинается именно с этого – с
понимания необходимости абсолютных и тотальных изменений устоявшейся жизни
общества. Если ты воспитатель, то ты видишь, как вопреки твоим стараниям и
твоему энтузиазму воспитанники превращаются в закоренелых индивидуалистов,
способных ради наживы на все. Но корень зла не в детях, а в окружающей
бесчеловечной среде, в условиях, созданных существующим общественным строем.
Беспощадная система, имеющая ныне политическое и экономическое господство,
рушит все твои педагогические начинания. Чтобы быть воспитателем до конца,
нужно сломать систему…
Над детьми система имеет больше власти, чем родители и
воспитатели. Что же говорить о взрослых, которые порабощены и раздавлены
рыночным божеством? Под их же возбужденные крики система утопит всех желающих в
сладких грезах...
Тебя тошнит от политического театра абсурда,
разгулявшегося в стране, и ты решил заняться реальной политикой, то есть
агитацией и организацией трудящихся для революции? Тебе скажут, что:
Ленин был немецкий шпион;
Сталин был террорист и параноик;
Октябрьской революции вовсе не было;
Большевики разрушили страну, и только сейчас она
возрождается (очень парадоксальное направление лжи, в наше время и в нашей
стране ежегодно население убывает примерно на один миллион, а при Советской
власти демографическая ситуация была вполне себе хорошей).
Да и много еще чего скажут враги народа, чтобы убить в
тебе революционера. Только помни, что революционные трудящиеся под руководством
партии большевиков, Ленина и Сталина как-то раз уже
смогли надолго свергнуть власть капиталистов. В Советском Союзе беспризорники
массово превращались в рабочих, ученых и деятелей искусства, дома возводились
не для избранных воров, а для миллионов простых людей, автобусы же, как и
самолеты, были общедоступны. Там можно было жить и работать и строить будущее.
Где еще в мире в тридцатые годы снимались такие фильмы? «Трактористы» - это не
гангстерские разборки в Чикаго, не белиберда, а фильм
о настоящих людях, тружениках. Они в почете в СССР, они приносят огромную
пользу обществу, они – часть той элиты, на которую опирается Советская власть.
Вот на кого будут равняться мальчишки перед Великой Отечественной войной! Во
всем «цивилизованном» капиталистическом мире в те времена, как и сейчас, никому
и в голову не придет воспевать трактористов, шахтеров, людей простых, но важных
рабочих профессий. Для капиталистов это не люди, а грязь под ногами. Но не в
СССР! Здесь люди труда в почете, для них все дороги открыты. Вспоминается
лозунг на домах «Слава труду!» Такой маленький штрих, а говорит обо всем.
За социализм опять нужно бороться и думать, как его
сберечь. Капитализм все равно не даст тебе нормально работать, растить детей и
просто жить. Тебя называют экстремистом? Что ж, придется им действительно
стать.
Вячеслав Сычев,
г.Тверь
(приведено в сокращении)