Размышления о педагогической науке

 

В прошлом номере газеты мы с болью сообщали о том, что 24 мая ушел из жизни Александр  Михайлович Абрамов (05.06.1946– 24.05.2015), член-корреспондент Российской академии образования, человек, положивший много сил, знаний, настойчивости, чтобы предотвращать губительные последствия реформирования образования. Незадолго до кончины он готовил большую концептуальную статью для журнала «Эксперт», которую журналисты «Эксперта» предоставили обществу в неокончательном виде.

Публикуем ее в отрывках.

После событий 27 июня 2013 года, когда как гром среди ясного неба прогремело решение о реформе академий, прошло без малого два года. Реформа «большой» (РАН), медицинской (РАМН) и сельскохозяйственной (РАСХН) академий, подлежащих объединению, приобрела затяжной характер. …Как бы то ни было, о судьбе РАН, РАМН и РАСХН пока еще можно только гадать. А вот реформа Российской академии образования (РАО) уже практически состоялась. Так что можно подвести некоторые предварительные итоги.

* * *

Академия педагогических наук РСФСР (АПН РСФСР) была создана по инициативе наркома просвещения РСФСР В.П. Потемкина. Постановление Совнаркома РСФСР о ее создании датируется 6 октября 1943 года, в военные годы, всего через пару месяцев после Курской битвы. Основными задачами академии были научное обеспечение работы школ и подготовка научных кадров для пединститутов и университетов…

В 1960-е годы по решению Политбюро ЦК КПСС в Советском Союзе начинается масштабная реформа школы. Для координации этой работы в 1966 году было организовано Министерство просвещения СССР, в том же году принято решение о преобразовании АПН РСФСР в союзную академию АПН СССР с подчинением ее новому министерству. Сеть подведомственных научных учреждений последовательно расширялась; в союзных республиках появились НИИ педагогики…

Итоги последних 23 лет истории АПН-РАО плачевны. В 2013 году Президентом была избрана Л.А. Вербицкая, которая до этого долгое время была ректором Санкт-Петербургского университета. Именно она возглавила процесс «реформирования», практически завершившийся. Вкратце существо преобразований таково:

– как количество структур РАО, так и численность сотрудников резко сокращены;

– сформированы шесть новых институтов (ранее было около 20 центров и институтов), отныне являющихся подразделениями министерства…

Таким образом, де-факто год 2015-ый становится последним в истории АПН-РАО. Без собственных научных структур РАО становится довольно бессмысленной организацией...

* * *

Для оценки сложившейся на сегодня ситуации с академией ближе всего идея, выраженная в известной поговорке: «Лучше ужасный конец, чем ужас без конца». Заслужила ли РАО столь бесславный финал? В интересах истины мой ответ на поставленный вопрос таков: да, заслужила.

С одной стороны, государство российское не формулировало и не формулирует внятных крупных задач в сфере образования, ограничиваясь имитацией активности в форме проектов, далеких от реальных горящих проблем: т.н. национальный проект «Образование», «Стандарты» для школы и системы педагогического образования, ЕГЭ, подушевое финансирование и т.п. При этом в руководстве РАО не нашлось достаточного числа инициативных людей, способных предложить альтернативы, ориентированные на подлинное развитие национальной системы образования. С другой стороны, обострившиеся в постперестроечный период проблемы выживаемости различных структур, вызванные экономическими обстоятельствами, постоянно стимулировали конформизм и исполнительность как в руководстве академии, так и среди сотрудников. Результат – резкое снижение производительности и качества; рост бессодержательности и наукообразия.

В итоге РАО не только утратила былой монополизм, но оказалась неконкурентноспособной. Приведу пример. Разработка школьных «Стандартов» велась под руководством РАО начиная с 1992 года. В итоге в 2012 году был утвержден совершенно позорный документ, в котором начисто отсутствовали какие-либо явные представления о том, каким должно быть содержание школьного образования. Ключевой вопрос «Чему и как учить детей в российской школе XXI века?» не получил сколько-нибудь убедительного и мало-мальски вразумительного ответа. Но есть множество свидетельств того, что уровень знаний современных школьников по всем предметам (включая базовые – русский язык и математику) крайне низок. Второй пример характеризует общий стиль работы. Как известно, множество решений о школе: ЕГЭ, введение в школу элементов религии, укрупнение московских школ, крайняя бюрократизация работы школ и т.д. – вызывает активные протесты в обществе. Но за все последние пятнадцать лет РАО ни разу не высказала официально своей точки зрения как на состояние дел, так и на существо «инноваций». Эти проблемы попросту не включались в повестку ежегодных общих собраний, являющихся высшим органом РАО…

Одновременно нарастал кадровый дефицит. Начиная с 1990-х годов не предпринималось никаких действий, направленных на передачу эстафеты новым поколениям. В настоящее время средний возраст членов академии около 75 лет; ежегодно 10-12 человек уходят из жизни. Примерно такая же картина и в бывших институтах РАО.

…Министерство образования и науки, ведущее “бескомпромиссную борьбу за эффективность” образования и науки, само неэффективно. Об этом свидетельствует очевидная деградация высшей школы, само министерство вынуждено отбирать лицензии у сотен псевдовузов. Но необходимо напомнить, что фактически всеобщее высшее образование в России создано было усилиями самого министерства, в течение длительного периода плодившего новые вузы и охотно выдающее им многочисленные лицензии. Катастрофические дефициты рабочих специальностей (в том числе в стратегически важных отраслях) – следствие разрушения системы начального и среднего профессионального образования. Уровень элементарной грамотности школьников снижается с каждым годом, а призывы к повышению уровня подготовки учителей сопровождаются лишь закрытием многих пединститутов и уничтожением остатков методической культуры.

Поразительный пример чиновничьего беспредела – события в Москве, где под видом оптимизации системы начальник департамента образования И.И. Калина провел искусственное объединение школ, детских садов и колледжей в «образовательные холдинги», ликвидировал сначала окружные методические центры, а затем и окружные управления образованием. Как и в медицине, в сфере образования действует принцип Гиппократа: «Не навреди!» «Оптимизация Москвы» по Калине – это проявление законченного волюнтаризма, непрофессионализма и авантюризма.

История современного Минобрнауки – это история ваяния все новых и новых документов, в которых предлагаются очередные «инновации». Инициативы, затрагивающие существо дела (содержание образования, подготовка кадров, социология и статистика, реальные проблемы развития науки и т.д.) отсутствуют.

 Зато в изобилии готовятся «концептуальные» документы: концепция развития математического образования, концепция работы с одаренными детьми, стратегии до 20-го и 30-го годов.

Все эти документы отличает блистательная пустота. К тому же сегодня многие из них стали совершенно бессмысленными и ненужными в новой суровой политической и экономической реальности, требующей секвестирования множества проектов…

С 1990-го года министерство реорганизовывалось более 10 раз; опытные сотрудники при этом как правило оказывались лишними людьми. Значительную часть энергии министерства занимает распределение бюджета, проведение всевозможных конкурсов и раздача грантов.

… К трем проектам следует приступить незамедлительно. Во-первых, проект обновления содержания школьного образования. Вопрос о том, чему следует учить в российской школе XXI века, – ключевой. От ответа на него зависит развитие всей системы образования и в первую очередь систем школьного и педагогического образования. Во-вторых, это образовательная индустрия, т.е. разработка и производство всего, что необходимо для функционирования современной системы образования – начиная от дидактических игр, лабораторного оборудования и заканчивая современными обучающими программами, сложными приборами и т.д. Эта проблема имеет самое непосредственное отношение к импортозамещению. Потенциальная мощность этой отрасли экономики – многие миллиарды долларов ежегодно. Наконец, в-третьих, приоритетными разумно признать статистику и социологию образования. Принимать решения на основе неверной и отсутствующей информации более нельзя.

...(Необходим) поиск способов экспериментальной проверки педагогических теорий и отдельных их положений... «Что такое педагогический эксперимент?» – вопрос, требующий и осмысления и разработки довольно жестких правил. Многочисленные примеры «экспериментов», в том числе последнего времени (ЕГЭ, «профильная школа» и т.п.) подтверждают правило, появившиеся еще в фольклоре 70-х: «Все педагогические эксперименты заканчиваются фантастическим успехом, а соответствующие реформы – бешеным провалом».

По-видимому, только через серию тонких экспериментов можно получить обоснованные ответы на старые вопросы: сколь нужно выделять часов на изучение того или иного школьного предмета?

* * *

Что нужно и что (основное) можно сделать в системе воспитания?

Воспитание происходит далеко не только в семье и школе. Есть такое важное понятие – образовательная среда, т.е. совокупность всех факторов, так или иначе влияющих на формирование личности. Среди этих факторов – средства массовой информации и, в первую очередь, телевидение. Любая культура (в том числе массовая) призвана возвышать человека, а не опускать его. В современном отечественном ТВ доминирует антикультура, усердно пропагандирующая ложные цели и ценности. В этих условиях обсуждение проблем воспитания – занятие не слишком осмысленное. Необходим поэтому резкий поворот СМИ к подлинному просвещению и подлинной культуре.

Общепризнано, что интерес к чтению у детей за последние 10-15 лет резко снизился. Отношение к этому факту в целом спокойное: считается, что процесс чтения переключился с книг на Интернет. Замена совершенно не равнозначная... Но есть более серьезное обстоятельство. Главная особенность вида гомо сапиенс – способность к поиску, распознаванию и продуцированию смыслов. Смыслы фиксируются в текстах, устных и письменных. Поэтому большой объем тренировок в разнообразной работе с текстами (чтение и написание) – совершенно необходимое условие полноценного развития личности. Человек Нечитающий – это Человек Немыслящий.

Качественное образование (а это понятие включает в себя воспитание, обучение и развитие) – это всегда большой и хорошо организованный совместный труд ученика и учителя в течение всех лет обучения. Сегодня «труд» – слово забытое. Несуществующая пока концепция современной российской школы должна исходить, в частности, из того, что за школьные годы ученик должен выполнить довольно большой объем работы. В частности, современное положение, при котором для получения аттестата достаточно сдать всего два экзамена в примитивной форме ЕГЭ, недопустимо. Разработка новой системы контроля обучения, действующей с первого по выпускной класс, могла бы оказать большую помощь в воспитании трудолюбия и ответственности.