Есть ли будущее у левого профсоюзного движения в России?

 

Вот такой непростой вопрос задают нам, коммунистам Российской коммунистической рабочей партии (РКРП-КПСС), товарищи из США. Попробуем ответить. Для примера посмотрим, чем занимается профсоюз «Защита» на предприятии ОАО «Метровагонмаш».

Завод «Метровагонмаш» в подмосковном городе Мытищи ранее имел и другие названия. В конце 19-го века он назывался Вагоностроительным заводом. Его рабочие принимали активное участие в революционном движении в начале 20-го века. А в 30-е годы на заводе начали выпускать первые вагоны метро. И вот что интересно: техническим директором завода в 30-е годы работал профессиональный большевик Пётр Иванович Травин, который в 1918 г. доставил в США письмо В.И.Ленина американским рабочим по личному поручению Владимира Ильича. Пётр Иванович Травин доказал всему миру, что настоящий борец за рабочее дело умеет и в революции победить, и отлично организовать сложное техническое производство надёжных и удобных вагонов метро.

В советское время на заводе работали семьями. Выросло не одно поколение заводчан, считавших, что завод им не чужой, что работать надо хорошо, и страна в итоге будет процветающей. Воспитанию квалифицированных кадров тогда уделялось очень много внимания, равно как и культурному воспитанию рабочих. Участие рабочих в работе над улучшением производственных показателей (в том числе качества выпускаемой продукции) всячески поощрялось. Но реставрация капитализма в России многих отбросила назад в их развитии, соблазнив «прелестями» в виде частной собственности – акциями при дележе народной собственности, передачей квартир и земельных участков в частную собственность и пр. Вот и завод стал фактически частным предприятием – акционерным обществом. И порядки на нём стали другими. Новых хозяев завода волнует только собственная прибыль – поскорее, побольше, и неважно, что станет с заводом через год. А их управленцы говорят рабочим: «Вы здесь никто...».

Участились простои рабочих, непонятной стала оплата их труда. Перебои с комплектующими деталями и необходимость выбирать их из кучи некондиционных, закупленных «эффективными менеджерами», стали настоящей головной болью кадровых рабочих. Они никак не могли смириться с таким унизительным положением и считали, что надо помочь администрации, как в советское время, навести порядок. Поэтому они обратились в профсоюз завода, существующий ещё с советских времён и входящий в ФНПР. Но за годы реставрации капитализма профсоюз стал другим. Рабочих в профкоме не услышали. Эта глухота объяснима: профсоюзное руководство ФНПР получает очень неплохую зарплату у хозяев и выполняет их заказ – гасить любое недовольство работников («Хозяева всегда правы!»). Тогда активисты решили создать ячейку нового профсоюза «Защита», воспользовавшись опытом, который есть у «Защиты» в других городах (Москва, Ленинград, Нижний Новгород и др.). Ячейку организовали в июне 2011 г. Работать «Защите» очень непросто. Администрация сразу начала репрессии против активистов, постоянно лишая их премий, устроив настоящую слежку за ними. Но профсоюзу помогла своя газета – «Заводской листок», из которого о нарушениях прав работников, о работе профсоюза знали все на заводе и на соседних предприятиях. Раздавали газету у проходных завода активисты РКРП-КПСС. Благодаря огласке нарушений прав рабочих в своей газете и в левых средствах массовой информации профсоюз добился оплаты простоев, происходящих по вине администрации, в том размере, как предписывает Трудовой Кодекс, а не как заблагорассудится «хозяевам». Рабочему завода, получившему серьёзную производственную травму, благодаря профсоюзу было оплачено лечение так, как того требует Трудовой Кодекс, чего не было с тех пор, как не стало Советской власти. Члены «Защиты» возлагали большие надежды на решение споров с администрацией с помощью трудовой инспекции, уполномоченной властями следить за соблюдением Трудового законодательства, а также на обращения в суд. Но трудовая инспекция проигнорировала абсолютно все жалобы профсоюза на несоблюдение законов администрацией завода. Профсоюз не выиграл ни одно из судебных дел, хотя ему помогал юрист из Конфедерации труда России (КТР). Суд, как это и положено в капиталистическом государстве, всегда стоит на стороне «хозяев».

Летом 2013 г. по вине руководства завода участились случаи установки бракованных деталей на собираемые вагоны метро. Активисты «Защиты» не хотели быть виновниками аварий. Кроме того, заработок рабочих, занимающихся сборкой вагонов метро, упал, поскольку чтобы как-то установить некондиционную деталь на вагон, сборщику требовалось дополнительное время. Профсоюз обратился к рукодводству завода с письмом-требованием прекратить установку на вагоны метро бракованных деталей и предупредил, что если оно не приступит к решению вопроса в течение месяца, информация о браке будет передана в СМИ. Руководство на письмо не ответило. Профсоюз «вынес сор из избы» в СМИ. После этого руководство завода всюду стало объяснять, что с качеством на заводе всё замечательно, а клевещут на завод посторонние люди, оплаченные конкурентами. Репрессии администрации против активистов «Защиты» особенно усилились. К декабрю 2013 г. администрация затеяла реорганизацию завода, т.е. ликвидацию некоторых цехов. И первым был ликвидирован цех, где работали активисты «Защиты». Против незаконного увольнения лидера «Защиты» В.М. Бабочкина поднялись левые организации и нелевая КТР. Тогда незнакомый прохожий на улице пригрозил товарищу Бабочкину неприятностями его семье, в которой трое несовершеннолетних детей, в случае, если не уволится. Супруге Бабочкина незнакомая женщина на улице советовала убедить мужа не заниматься профсоюзными делами, чтобы не случилось несчастья. Вячеслав Михайлович вынужден был уволиться. Позже администрация вынудила уволиться ещё двух активистов «Защиты». Тем временем дела на заводе шли всё хуже. И уже сам генеральный директор на одном из заводских собраний признал, что завод получает огромное количество претензий к качеству вагонов метро...

Администрации не удалось ликвидировать строптивую «Защиту». В начале 2015 г. начальство приняло решение продолжить увольнения и установить на заводе трёхдневную рабочую неделю вместо пятидневной. «Защита» ответила публикацией в СМИ, в которой убедительно говорилось о намеренном разрушении завода администрацией. После этого рабочая неделя увеличилась до четырёх дней. Очевидно, что и губернатор Московской области следит за делами на заводе, поскольку, когда в апреле его службам кто-то из администрации завода доложил о том, что завод с мая будет работать 5 дней в неделю, губернаторские службы решили эту информацию проверить, позвонив председателю профкома «Защиты» завода товарищу Орлову. Пока неделя остаётся четырёхдневной…

За время работы «Защиты» окрепли её связи с коммунистами. Осенью 2014 г. председатель профкома «Защиты» Виктор Васильевич Орлов участвовал в городских выборах в качестве кандидата от левой партии РОТ Фронт и предлагал горожанам программу действий этой партии.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что будущее у левого профсоюзного движения в России есть, ведь ячейки профсоюза «Защита», борющиеся за права рабочих и их человеческое достоинство, работают и в других городах России. Вспомним уроки из истории США: не сразу американский профсоюзный лидер Юджин Дебс превратился в лидера социал-демократической партии.

М.Ф.Гапеева,

член профсоюза «Защита»,

коммунист РКРП-КПСС