О финансово-промышленном патриотизме буржуазии

 

Национал-либералы учат трудящихся промышленному патриотизму. Посмотрим, как выглядит на деле буржуазная политика поддержки национальной промышленности «для трудящихся» на примере Волгоградского тракторного завода.

Завод имеет историю, о которой не любят вспоминать сегодняшние апологеты развития производительных сил российского капитала.

В 1926 году Высшим Советом народного хозяйства СССР было принято решение о строительстве в Сталинграде тракторного завода, первого в стране. Было выбрано место, в 14 километрах от центра города, и 12 июля 1926 года состоялась церемония закладки тракторного завода. В память о Ф.Э. Дзержинском, после его смерти в 1926 году, жители Сталинграда ходатайствовали перед ЦИК СССР о присвоении строящемуся заводу его имени. Перед центральной проходной завода в 1932 году был установлен памятник Дзержинскому.

Завод был построен в числе первых промышленных объектов, возведённых по планам ускоренной индустриализации СССР, принятым в конце 1920-х годов. Строительство Сталинградского тракторного завода осуществлялось с привлечением специалистов из западных стран, в первую очередь США. Проектирование завода осуществлялось фирмой «Альберт Кан Инкорпорейтед» знаменитого американского архитектора Альберта Кана (Albert Kahn) (1869—1942), выполненного в кратчайшие сроки. В числе строителей завода — известный инженер-изобретатель В.П. Мартыненко. В строй действующих предприятий Сталинградский тракторный завод (СТЗ) был введён в 1930 году.

17 июня 1930 года с конвейера завода сошёл первый колесный трактор СТЗ-1 мощностью30 л.с. 20 апреля 1932 года освоена проектная мощность завода. С конвейера сходило 144 трактора в сутки.

С 11 июля 1937 года завод перешёл на выпуск гусеничных тракторов АСХТЗ-НАТИ (СТЗ-3) с керосиновым двигателем мощностью 52 л.с. В конце 1937 года был освоен выпуск унифицированного с пропашным СТЗ-3 транспортного трактора (артиллерийского тягача) СТЗ-5-НАТИ (СТЗ-НАТИ 2ТВ).  В 1938 году на Всемирной промышленной выставке в Париже АСХТЗ-НАТИ был отмечен высшей наградой — «Гран-При».

К 17 июня 1940 года — 232700 тракторов (в том числе 25 тысяч гусеничных) — более половины тракторного парка страны — сошли с конвейера Сталинградского тракторного завода.

В 1939 году рабочий СТЗ И.П. Иночкин разработал первую в СССР автоматическую станочную линию.

В годы Великой Отечественной войны завод осуществлял выпуск и ремонт танков Т-34-76, танковых двигателей (в том числе карбюраторных моторов М-17) и артиллерийских тягачей СТЗ-5-НАТИ, оставаясь одним из основных поставщиков военной техники на фронт, несмотря на разрыв кооперации с другими эвакуированными предприятиями отрасли. Из-за этого СТЗ был вынужден делать все комплектующие самостоятельно. Выпуск продукции осуществлялся даже в период после прорыва вермахта к Сталинграду 23 августа 1942 года, причем попытка захвата города «сходу» ударом вдоль реки с севера была отбита с участием бригады рабочего ополчения Сталинградского тракторного завода под руководством командира бригады инженера-технолога Николая Леонтьевича Вычугова. Производство было остановлено только 13 сентября 1942 года, когда бои шли уже непосредственно на территории завода. 17 июня 1944 года СТЗ сумел возобновить производство. Освобожденный Сталинград вновь поставлял Красной Армии легендарный танк Т-34.

25 ноября 1949 года без остановки производства был осуществлён переход на выпуск трактора ДТ-54, оснащённого дизельным двигателем мощностью 54 л.с.

30 декабря 1963 года после проведённой реконструкции, завод приступил к выпуску тракторов ДТ-75. Обладая высокими потребительскими качествами и значительным потенциалом для модернизации, ДТ-75 надежно забронировал себе место в будущих планах завода и стал базой для целого семейства тракторов. Сегодня гусеничные пахотные тракторы общего назначения тягового класса 3 — ДТ-75/ДТ-75Н являются значительным по объему объектом производства.

В советское время директорами завода были выдающиеся организаторы производства Иван Флегонтович Синицын и Валентин Александрович Семёнов.

C 1994 года Волгоградский тракторный завод освоил серийное производство нового гусеничного трактора ВТ-100 мощностью 120 л.с. и различных модификаций на его базе.

Со Сталинградским тракторным заводом неразрывно связана история отечественного танкостроения. Начало танкового производства на СТЗ относится к 1932 году, когда был создан специальный конструкторско-экспериментальный отдел (СпецКЭО) во главе с Н.Д. Вернером. Под его руководством совместно с другими службами завода была подготовлена документация и начат серийный выпуск простых в изготовлении и эксплуатации и достаточно надежных танков Т-26, существенно превосходящих зарубежные аналоги того периода.

В 1940 году завод получил задание организовать производство танков Т-34 и танковых дизелей В-2. К серийному выпуску танков Т-34 завод приступил в начале 1941 года.

В январе 1970 выпущен миллионный трактор (в физическом исчислении). Тракторы завода работали в 32 странах Азии, Африки, Европы и Америки.

Завод награждён 2-мя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени (1942) и орденом Отечественной войны 1-й степени (1945). Продукция завода удостаивалась наград на всемирных выставках.

Строительству Сталинградского тракторного завода посвящён роман Якова Ильина «Большой конвейер» (1933).

* * *

В декабре 2002 года ОАО «Волгоградский тракторный завод» (ВгТЗ) было разделено на 4 отдельных компании: ОАО «Тракторная компания «ВгТЗ», ОАО «Российские машиностроительные компоненты», ОАО «Территория промышленного развития», ОАО «Волгоградский трактор», которые составили группу компаний «Волгоградский тракторный завод». Также было выделено в отдельное предприятие производство боевой техники ООО «Волгоградская машиностроительная компания «ВгТЗ», которая не входит в группу компаний «Волгоградский тракторный завод».

В 2005 году решением Арбитражного Суда Волгоградской области Волгоградский тракторный завод был признан банкротом. Правопреемником завода является Тракторная компания «ВгТЗ». Необходимо гасить задолженности перед Внешэкономбанком (ВЭБ) и рядом других.

* * *

СМИ комментируют сделку «Концерна Тракторные Заводы» с Внешэкономбанком (к примеру, http://www.kommersant.ru/doc/2735810).

Площади под Красноярским комбайновым заводом (в настоящее время не функционирует, производство перевезено в Чебоксары) и Волгоградским тракторным заводом готовятся к продаже. До решения Наблюдательного совета ВЭБа площади продать было нельзя – они находились в залоге у синдиката банков, сейчас вырученные от продажи площади пойдут на погашение задолженности перед ВЭБом.

Производство сельскохозяйственных тракторов из Волгограда будет перевезено в Чебоксары и Саранск, военное производство – в Курган. Процесс, мягко говоря, небыстрый, но он уже начался. На чебоксарском «Промтракторе» до конца года планируется самостоятельно собрать пять волгоградских тракторов (О! см. выше о производительности завода в советское время). Производство красноярских комбайнов в Чебоксарах находится в стадии освоения, пока комбайны частично собираются из старых, перевезенных из Красноярска узлов,. Целиком самостоятельно собранных на конвейере комбайнов пока нет, обещают, что первый сойдет с конвейера этим летом.

С военным производством ещё сложнее и ещё дольше. Но факт остается фактом – решение принято, завод закроют, землю продадут.

На принятие решения ВЭБом о реструктуризации задолженности концерн оказывал давление – незадолго до заседания Наблюдательного совета ВЭБ руководством концерна было объявлено о начале простоя и переводе работников (6 000 человек!) на 2/3 средней заработной платы в связи с отсутствием обещанного со стороны государства финансирования программ по импортозамещению и затягивания ВЭБом процедуры реструктуризации задолженности. В итоге ожидаемое решение ВЭБа было принято, но предприятия сегодня находятся в простое. Ожидаемый эффект от решения ВЭБа наступит не раньше августа, до этого времени ситуация будет непростой – зарплата упала, начался отток персонала. Некоторые учёные люди из левых объясняют эти обстоятельства «плохими и ненастоящими» российскими банками, непатриотичными «олигархами» и «ненастоящими» капиталистами, нерадивыми чиновниками, не выполняющими принятую правительством «стратегию развития России». А что думают о буржуазной политике «поддержки национальной промышленности» сознательные рабочие, умеющие различить производительные силы капитала и производительные силы социализма? Ответ, мы полагаем, ясен. Настоящая рабочая политика может быть только коммунистической. Не дело рабочих заботиться о национальном капитале. Стратегия трудящихся состоит как раз в организации классовой борьбы против капитала. Иначе поставить производительные силы общества на благо развития трудящихся невозможно. Капиталистическое настоящее трудящихся тракторостроительных заводов, как и самой отрасли, – наглядное тому подтверждение.

А. Акимов