НАСТАВНИК
СОВЕТСКИХ РАБОЧИХ
19 августа 2015 года исполняется
100 лет
со дня рождения выдающегося организатора советского
профессионально-технического образования, Героя Советского Союза Сергея
Яковлевича Батышева (1915-2000).
Сергей Яковлевич родился в городе
Кадом Тамбовской губернии (ныне – п.г.т.
в Рязанской области) в рабочей семье. После окончании
школы работал каменщиком, затем поступил в Московский
механико-машиностроительный институт (так тогда назывался главный технический
ВУЗ СССР – Бауманское училище). После третьего курса
С.Я. Батышев тяжело заболел и вернулся на родину в Кадом, где работал учителем математики в школе. В 1939 году
был призван в ряды Красной армии.
Великую отечественную войну С.Я. Батышев прошел от звонка до звонка, начав её младшим
сержантом и закончив майором. Он был пять раз ранен, причем один раз очень
тяжело.
В середине июля 1944 года
батальон, которым командовал майор Батышев,
форсировал реку, захватил плацдарм на противоположном берегу и развил
наступление. Тяжело раненый Батышев
продолжал руководить боевыми действиями. И лишь когда батальон соединился с
другими подразделениями советских войск, Батышев был
отправлен в госпиталь. Врачи извлекли из его тела 52 (!) осколка.
За этот подвиг С.Я. Батышеву было присвоено звание Героя Советского Союза.
Войну он закончил 9 мая 1945 года в Праге.
В 1942 году Сергей Яковлевич
вступил в ряды Всесоюзной Коммунистической партии большевиков.
Демобилизовавшись из армии, С.Я. Батышев завершил высшее образование, после чего был
назначен директором техникума. А затем был выдвинут на руководящую работу в
системе профессионально-технического образования. В 1960-х годах возглавлял
ведущий главк Госкомитета по профтехобразованию и был
заместителем председателя Комитета. При этом С.Я. Батышев
был, по существу, главным генератором идей в области развития советской системы
профессионально-технического образования.
Эта система появилась в начале
20-х годов, когда на базе крупных предприятий возникли школы
Фабрично-заводского ученичества. Школы ФЗУ позволяли юношам и девушкам за 1-2
года получить востребованную профессию и
сыграли важную роль в подготовке кадров для индустриализации страны.
Новому этапу в развитии системы
профессионально-технического образования положил Указ Президиума Верховного
Совета СССР от 2 октября 1940 года о Государственных трудовых резервах. В
стране была создана самостоятельная система профобразования. Основной
структурой этой системы стали Ремесленные Училища (РУ). Учащиеся находились на
полном государственном обеспечении, носили специальную форму. Окончившие получали достаточно высокую квалификацию.
В конце 1950-х Ремесленные
Училища были преобразованы в Профессионально-технические училища (ПТУ).
В первые послевоенные годы учеба
в Ремесленном Училище была привлекательной для подростков. Особенно для тех,
чьи отцы не вернулись с войны. Государственное обеспечение, деньги,
заработанные на производстве, позволяли ученику РУ вносить свой вклад в
семейный бюджет.
Но уже к середине 1950-х годов
большая часть подростков начала ориентироваться на окончание средней школы,
зачастую – на последующее получение диплома о высшем образовании. Система
подготовки рабочих кадров начала давать сбои.
Попыткой решения этой проблемы
стала реформа средней школы, проведенная в конце 1950-х. Согласно замыслу, все
ученики средней школы должны не только получать знания по общеобразовательным
предметам, но и приобрести какую-то рабочую профессию.
Итоги этой реформы следует
оценивать неоднозначно. С одной стороны, полученная в школе профессия позволяла
ученику более уверенно чувствовать себя в жизни (и приобщала к труду – ред.).
Но с другой стороны, получение профессии в школе не стало механизмом,
обеспечивающим воспроизводство квалифицированных рабочих кадров. Таким
механизмом могло стать только развитие системы профессионально-технических
училищ. На это была направлена вся административная и научная деятельность Батышева.
В 1964 году С.Я. Батышев пробил идею создания в СССР ВНИИ Профтехобразования. Вскоре этот институт становится крупным
научным центром в области разработки новых подходов к подготовке
квалифицированных технических кадров.
Одним из важных шагов,
направленных на повышения статуса профессионально-технического образования,
стало создание ПТУ, дающих полноценное среднее образование и право поступать в
любой ВУЗ. Такие училища, детище Батышева, появились
в СССР в начале 1970-х годов.
По мнению Сергея Яковлевича,
профессионально-технические училища должны были не только давать подросткам
профессиональную подготовку, но и стать центрами повышения квалификации
взрослых рабочих. Реализовать эту идею в советское время не удалось, а в наши
дни она, увы, никому не нужна.
С.Я. Батышев
пропагандировал и ещё одну очень важную идею: выпускник ПТУ должен не только
освоить профессию, но и научиться работать в коллективе, научиться поддерживать
в трудовом коллективе хорошую рабочую атмосферу. Поэтому воспитательная работа
в ПТУ была не менее важна, чем учебная.
В начале 1970-х годов доктор
педагогических наук С.Я. Батышев уходит с
административной работы, чтобы вплотную заняться научными исследованиями и
поиском новых подходов к развитию отечественной системы профтехобразования.
Он становится членом-корреспондентом, затем действительным членом Академии
педагогических наук СССР (АПН СССР), а также членом ряда международных
академий. По его инициативе в АПН СССР было создано Отделение Педагогики и
психологии профтехобразования.
Умер С.Я. Батышев
21 марта 2000 года.
На родине Сергея Яковлевича в Кадоме существует улица Батышева
и открыт его дом-музей. А в городе Николаеве регулярно проводятся научные
чтения памяти С.Я. Батышева.
С.В.Багоцкий