НАСТАВНИК СОВЕТСКИХ РАБОЧИХ

 

19 августа 2015 года исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося организатора советского профессионально-технического образования, Героя Советского Союза Сергея Яковлевича Батышева (1915-2000).

Сергей Яковлевич родился в городе Кадом Тамбовской губернии (ныне – п.г.т. в Рязанской области) в рабочей семье. После окончании школы работал каменщиком, затем поступил в Московский механико-машиностроительный институт (так тогда назывался главный технический ВУЗ СССР – Бауманское училище). После третьего курса С.Я. Батышев тяжело заболел и вернулся на родину в Кадом, где работал учителем математики в школе. В 1939 году был призван в ряды Красной армии.

Великую отечественную войну С.Я. Батышев прошел от звонка до звонка, начав её младшим сержантом и закончив майором. Он был пять раз ранен, причем один раз очень тяжело.

В середине июля 1944 года батальон, которым командовал майор Батышев, форсировал реку, захватил плацдарм на противоположном берегу и развил наступление. Тяжело раненый Батышев продолжал руководить боевыми действиями. И лишь когда батальон соединился с другими подразделениями советских войск, Батышев был отправлен в госпиталь. Врачи извлекли из его тела 52 (!) осколка.

За этот подвиг С.Я. Батышеву было присвоено звание Героя Советского Союза. Войну он закончил 9 мая 1945 года в Праге.

В 1942 году Сергей Яковлевич вступил в ряды Всесоюзной Коммунистической партии большевиков.

Демобилизовавшись из армии, С.Я. Батышев завершил высшее образование, после чего был назначен директором техникума. А затем был выдвинут на руководящую работу в системе профессионально-технического образования. В 1960-х годах возглавлял ведущий главк Госкомитета по профтехобразованию и был заместителем председателя Комитета. При этом С.Я. Батышев был, по существу, главным генератором идей в области развития советской системы профессионально-технического образования.

Эта система появилась в начале 20-х годов, когда на базе крупных предприятий возникли школы Фабрично-заводского ученичества. Школы ФЗУ позволяли юношам и девушкам за 1-2 года получить востребованную профессию и  сыграли важную роль в подготовке кадров для индустриализации страны.

Новому этапу в развитии системы профессионально-технического образования положил Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1940 года о Государственных трудовых резервах. В стране была создана самостоятельная система профобразования. Основной структурой этой системы стали Ремесленные Училища (РУ). Учащиеся находились на полном государственном обеспечении, носили специальную форму. Окончившие получали достаточно высокую квалификацию.

В конце 1950-х Ремесленные Училища были преобразованы в Профессионально-технические училища (ПТУ).

В первые послевоенные годы учеба в Ремесленном Училище была привлекательной для подростков. Особенно для тех, чьи отцы не вернулись с войны. Государственное обеспечение, деньги, заработанные на производстве, позволяли ученику РУ вносить свой вклад в семейный бюджет.

Но уже к середине 1950-х годов большая часть подростков начала ориентироваться на окончание средней школы, зачастую – на последующее получение диплома о высшем образовании. Система подготовки рабочих кадров начала давать сбои.

Попыткой решения этой проблемы стала реформа средней школы, проведенная в конце 1950-х. Согласно замыслу, все ученики средней школы должны не только получать знания по общеобразовательным предметам, но и приобрести какую-то рабочую профессию.

Итоги этой реформы следует оценивать неоднозначно. С одной стороны, полученная в школе профессия позволяла ученику более уверенно чувствовать себя в жизни (и приобщала к труду – ред.). Но с другой стороны, получение профессии в школе не стало механизмом, обеспечивающим воспроизводство квалифицированных рабочих кадров. Таким механизмом могло стать только развитие системы профессионально-технических училищ. На это была направлена вся административная и научная деятельность Батышева.

В 1964 году С.Я. Батышев пробил идею создания в СССР ВНИИ Профтехобразования. Вскоре этот институт становится крупным научным центром в области разработки новых подходов к подготовке квалифицированных технических кадров.

Одним из важных шагов, направленных на повышения статуса профессионально-технического образования, стало создание ПТУ, дающих полноценное среднее образование и право поступать в любой ВУЗ. Такие училища, детище Батышева, появились в СССР в начале 1970-х годов.

По мнению Сергея Яковлевича, профессионально-технические училища должны были не только давать подросткам профессиональную подготовку, но и стать центрами повышения квалификации взрослых рабочих. Реализовать эту идею в советское время не удалось, а в наши дни она, увы, никому не нужна.

С.Я. Батышев пропагандировал и ещё одну очень важную идею: выпускник ПТУ должен не только освоить профессию, но и научиться работать в коллективе, научиться поддерживать в трудовом коллективе хорошую рабочую атмосферу. Поэтому воспитательная работа в ПТУ была не менее важна, чем учебная.

В начале 1970-х годов доктор педагогических наук С.Я. Батышев уходит с административной работы, чтобы вплотную заняться научными исследованиями и поиском новых подходов к развитию отечественной системы профтехобразования. Он становится членом-корреспондентом, затем действительным членом Академии педагогических наук СССР (АПН СССР), а также членом ряда международных академий. По его инициативе в АПН СССР было создано Отделение Педагогики и психологии профтехобразования.

Умер С.Я. Батышев 21 марта 2000 года.

На родине Сергея Яковлевича в Кадоме существует улица Батышева и открыт его дом-музей. А в городе Николаеве регулярно проводятся научные чтения памяти С.Я. Батышева.

  С.В.Багоцкий