Гапоны в писательских шкурах

 

Боль за пылающий Донбасс, за его гибнущих жителей уже не помещается в моём сердце. И, конечно же, она переплавляется в ненависть к виновникам этой кровавой вакханалии. Если меня спросят, кого в первую очередь нужно поставить перед народным трибуналом, я отвечу: украинских писателей, которые в конце 80-х основали Народный рух Украины или просто Рух. Цитирую высказанную ими тогда цель: уничтожить «коммунистическую тоталитарную систему» и «освободить украинский народ от влияния большевистской идеологии». Цель была достигнута почти беспрепятственно. Писатели, годами прославлявшие советский строй и получившие от него все мыслимые и немыслимые блага, стали вдруг его заклятыми врагами. Поэт Иван Драч, утверждавший до этого, что он «дышит Лениным», возглавил организацию Руха, воплотившую намерения всех палачей украинского народа – петлюровцев, гитлеровцев, бандеровцев. Народный рух Украины способствовал установлению в стране буржуазно-националистической «независимости», которая сегодня превратилась в фашизм.

Подобного кощунства на Украине еще не происходило. Прогрессивные, революционных взглядов писатели всегда были её гордостью и защитой. «Выходит, что идея о коммунизме не одна только пустая идея, не глас вопиющего в пустыне, а что она удобоприменима к настоящей прозаической жизни. Честь и слава поборникам новой цивилизации!» — отмечал Тарас Шевченко в своей повести «Прогулка с удовольствием и не без морали».

Иван Франко проштудировал «Манифест Коммунистической партии», «Анти-Дюринг» и первый том «Капитала», переведя на украинский язык его 24-ю главу и вступление к «Анти-Дюрингу».

Наряду с Франко к социалистической идеологии ближе всех подошла Леся Украинка — выдающаяся украинская поэтесса, которую газета «Рабочая правда» в 1913 году назвала другом рабочих. Встречаясь с Иваном Франко, Леся Украинка обсуждала с ним возможности издания во Львове социалистической, марксистской литературы. В послесловии к книжечке Ш.Дикштейна «Хто з чого жиє?» Леся Украинка ознакомила читателей с деятельностью К. Маркса и Ф. Энгельса, изложила главные положения «Манифеста Коммунистической партии».

Гордился народ Украины и целой плеядой своих советских писателей. А я в детстве зачитывалась книгами Олеся Гончара, особенно – «Людина и зброя» («Человек и оружие»). До сих пор помню начало любимого романа, где описывается предвоенный Харьков: «Еще беспечно ходят по городу те, которым суждено биться на боевых рубежах, вырываться из окружения, гореть в кремационных печах концлагерей, насмерть стоять у Сталинграда и штурмовать Берлин… Еще все как было…»

Поэтому на днях вдруг с горечью подумала: «Еще беспечно ходят те, которым суждено биться на боевых рубежах Донбасса, умирать под обстрелами в Донецке и Луганске, гореть в Одессе и Мариуполе, еще все как было, а писатель Олесь Гончар уже радостно приветствует участников первого Всеукраинского учредительного съезда Народного руха Украины. Поощряет «национальное возрождение», в упор не видя в нем очертаний бандеровского нацизма…

Посмотрим, чего же достиг сам Олесь Терентьевич в те годы, когда украинский язык и культура, по его словам, были «в пренебрежении».

О войне Олесь Гончар знал не из чужих рассказов — он, студент-отличник Харьковского университета, пошел на фронт добровольцем. Его трилогия «Прапороносці» («Знаменосцы»), в которой раскрывается героизм советских воинов – освободителей Европы, была отмечена двумя Сталинскими премиями в 1948-м и 1949 годах. В 1959 году Олесь Гончар возглавил правление Союза писателей Украины и 12 лет был неизменным председателем Союза; его избрали секретарем Союза писателей СССР. Работал главным редактором журнала «Вітчизна» («Отчизна»). В 60-е годы роман О. Гончара «Людина і зброя» был отмечен Государственной премией УССР им. Т.Г. Шевченко, а в 1963 году роман в новеллах «Тронка» — Ленинской премией. В 1973 году Олесь Гончар возглавил Украинский республиканский Комитет защиты мира, а позже ему, академику АН УССР, было присуждено звание Герой Социалистического Труда.

И вот в октябре 1990 года в центре Киева одураченные Рухом украинские студенты начали «политическую» голодовку за свержение Советской власти. Почему? Может, Советская власть их чем-то обделила? Сделала им платное обучение, повысила цены на учебники, плату за общежитие, перестала гарантировать рабочие места и социальные права молодым специалистам? Да нет же! Все это студентам даст именно «незалежнисть» Украины, за установление которой они и голодали.

Но знаменитый писатель Олесь Гончар посетил тогда лагерь студентов, поговорил с ними и… на следующий день подал заявление о выходе из КПСС, в которую вступил в 1946 году. Что заставило прошедшего войну, умудренного жизнью человека, писателя такого уровня сменить политические убеждения? Мотивы своего поступка Олесь Гончар объяснял реакцией компартийного большинства на требования студентов: «С такими бесконечно жестокими людьми, которые издевательским хохотом встречают трагедию собственного народа, страдания детей Украины, я не хочу иметь ничего общего. Этим и объясняется мой уход из КПУ».

Какая же трагедия тогда, в конце 80-х, постигла украинский народ? Его обстреливала собственная армия, попадая по больницам, детсадам, жилым домам? Он месяцами сидел в подвалах без воды, хлеба и света? На него падали фосфорные бомбы? Он массово убегал из родных мест от видимой смерти? Какие страдания тогда были у тех самых детей Украины? Их убивали снарядами и сжигали живьём? Или, может, взяли в блокадное кольцо и не пропускали к ним спасительную гуманитарную помощь?

Нет, что вы! Просто уменьшались годовые тиражи украинской художественной литературы – с 38-ми до 30 тысяч экземпляров. А сытым и глупым студентам – голодающим «детям» – очень хотелось бузить

Наши писатели прекрасно знали: украинский буржуазный национализм, который они насаждают вместо советской идеологии, рано или поздно приведет к большому кровопролитию. Многие из них в своих прежних произведениях клеймили бандеровщину.

И все-таки они активно возрождали на Украине капитализм под националистической идеологией. Почему?

Вот как на этот вопрос корреспонденту журнала «Країна» («Страна») от 28.09. 2011 г в публикации «Бандитское государство, жуткое, но наше…» ответил первый руководитель Руха поэт Иван Драч:

– Я лично мог быть суперудовлетворенным в СССР...

– А что вам надо было?

– Помню две поездки в Кировоград. Одну в 1970-х, другую — в 80-х.

Когда приехали туда второй раз, увидели, что бешеными темпами происходит русификация школ в городе. Языковый вопрос стал скандалом первым. Другая беда — Чернобыль. Лично для меня это было особенно остро, потому что перед этим я восхвалял чистую энергию, безопасный атом. Поверил друзьям-физикам. Третьим фактором стало то, что именно в настоящее время начали возвращаться ребята из советских тюрем и лагерей — от Лукьяненко до Черновола. Мы объединялись и думали, что делать? Так и возник Рух…

Конечно же, этот жалкий лепет «суперудовлетворенного» Советской властью пиита, – всего лишь маска лицемерия. Оборотни от украинской литературы преследовали совсем иные цели. Дмытро Павлычко, так же превратившийся из советского в антисоветского поэта, объяснил своё предательство более точно: «Чтобы дорваться до богатства. И всегда-то нам его не хватает...» (С. Гаража, «Проблема человеческого духа и деньги», «Коммунист» №66 от 24.08.2005 г.).

Писатели-превертыши рассчитывали, что они проведут реставрацию капитализма на Украине, а нувориши им потом «отстегнут» денег и славы…

«Мы вместе должны лелеять украинский капитал, национальный, интеллигентный. Только тогда этот капитал обратит большое внимание на интеллигенцию», – звучало в июне 2001 года на круглом столе киевской «элиты» в редакции газеты «Голос Украины». «Вы никогда уже не вычеркнете из общества тех, кого называете «крутыми», тех, кто смог благодаря своим талантам и даже не совсем благородным возможностям обмануть кого-то другого и сбить на этом свой капитал», – выспренно восклицали титулованные невежды.

Но как не извивалась наша интеллигенция перед рождающимися «денежными мешками», ничего существенного она не приобрела. Только позор.

Многолетний председатель Союза писателей Украины Владимир Яворивский в советское время получил Государственную премию им. Т.Г. Шевченко за повесть «Вечные Кортелисы». Волынское село Кортелисы, сожженное в годы войны подобно Хатыни, стало символом злодеяний фашизма – немецкого и украинского в личине ОУН-УПА. «Вся здешняя сволота, гниль людская — полицайня, повеялась в банды бандеровские. А куда им от честного люда деваться?» – писал в своей повести Яворивский. Собирать материалы для этой книги ему помогал тогдашний заведующий партархивом Волынского обкома КПУ В. Наконечный. Именно к нему обращался потом автор с нижайшей просьбой посодействовать в том, чтобы обком выдвинул его на Госпремию УССР им. Т.Г. Шевченко. Но уже в начале 90-х Владимир Яворивский выложил 10 тысяч советских рублей на сооружение памятника воякам ОУН-УПА. Той самой «гнили людской»...

Писатель Юрий Мушкетик в советское время стал лауреатом многих премий, в том числе и Государственной премии СССР (за роман «Рубеж», 1987 год). Его произведения публиковались в «Роман-газете» – тиражом в 2,5 миллиона. За гонорар от первой своей книги писатель построил родителям финский домик под Киевом. Сегодня Юрий Мушкетик люто ненавидит времена СССР. И Россию. «Бывшая советская идеология – насквозь фальшивая, – заявляет он в своих интервью. – Украине нужен только национализм! Россия создала социализм, и все увидели, какое это зло. У нас должен быть национализм людей труда – умных, добрых».

Сейчас, когда «доброта» националистов залила кровью Донбасс, вся эта писательская братия подло молчит. Правда, поэтесса Лина Костенко с пафосом просит прощения у «измученного народа» за свое молчание. Она, написавшая пронзительное стихотворение о сожжении Жанны д'Арк, не откликнулась такой же поэзией на сожжение одесситов в Доме профсоюзов 2 мая прошлого года. Она, ребенком испытавшая ужасы фашистских бомбежек, ни единым словом не защитила детей обстреливаемого Донбасса. Зато 18 марта этого года Лина Костенко неожиданно отверзла уста. По сообщению Культ UA, выдающаяся поэтесса передала в АТО бойцам добровольческого батальона «Киев-1» несколько собственных сборников стихов с автографами. «Настоящим воинам света. С любовью. Лина Костенко», – прочитала я надпись на одной из книг, подаренных убийцам жителей Донбасса. И сразу же села писать эту статью…

За Бабий Яр

         нет меры искупленью.

И меры мести не изобрести.

Будь проклят тот,

кто Яр предаст забвенью.

Будь проклят тот,

кто скажет мне «прости», – сказал известный украинский поэт Николай Бажан, в годы Великой Отечественной войны входивший в комиссию по расследованию зверств немецко-фашистских оккупантов. 7 ноября 1943 года он пришел в Бабий Яр вместе с Александром Довженко и поэтом Саввой Голованивским. Трое выдающихся деятелей украинской культуры затуманенными от слез глазами смотрели на горы обгоревших человеческих тел, на разбитые очки стариков, на детский сандалик с отрезанным носком. Могли ли они представить, что в будущем фашизм на Украине возродят их собраться по перу?

Сегодня мы так же сквозь слезы смотрим на обагренные кровью игрушки малышей Донбасса. А где-то под Киевом, в своих роскошных дачных имениях Кончи-Заспы да Кончи-Озерной, подаренных им «неугодной» Советской властью, притаились украинские писатели и поэты. Тихо на их дачах, зелено, ароматно. Не долетают туда канонады с обстреливаемого Донбасса, не кричат матери над изуродованными детскими тельцами. Да только не способствует эта благодатная тишина творчеству. Не способны творить люди с продажными душами. Как верно когда-то заметила Лина Костенко – «Музыки Сальери не бывает». Она очень талантливая поэтесса, но всё созданное ею перевешивают те самые несколько слов – «Настоящим воинам света. С любовью. Лина Костенко». Автограф на ее книге, подаренной карателю собственного народа…

Никаких дивидендов не получили украинские писатели за свое предательство. Некоторые из них вначале попали в Верховную Раду Украины, но потом услуги литературных оборотней стали просто не нужны. Драчи улетели. Их советские произведения осквернены предательством. А нового они почти ничего не написали. Впрочем, речь вовсе не об их творчестве. Речь о гражданской позиции людей, некогда называвших себя украинскими советскими писателями, а потом ставших попами гапонами. Они ведь не просто предали свой народ, а сознательно повели его на гибель под националистическими лозунгами Народного руха Украины. Это он, Рух, превратившийся в фашизм, разрушает сегодня мирные дома жителей Донбасса и творит те злодеяния, за которые нет меры искупленью.

Но сопротивляющийся Донбасс рождает свою поэзию – талантливую, искреннюю, героическую. Такую, как поэма «Бессмертие» безвременно ушедшего поэта Анатолия Никитенко. Анатолий Григорьевич много лет был директором Краснодонского областного ордена Дружбы народов музея «Молодая гвардия» (Луганская область). Поэму «Бессмертие» он посвятил героям-молодо-гвардейцам. Но посмотрите, как актуально звучат сегодня её строки для вновь сражающихся с фашизмом жителей Донбасса:

Главное — выстоять!

Слышите? Выстоять!

Сердце, как выстрелы,

гулкие выстрелы...

Будьте вы стойкие,

будьте спокойные.

Слышите, слышите,

бьют бронебойные?..

Инна ЛЕВЧЕНКО

г. Киев