Дальше бумаг дело не пойдет

Сотни моногородов России стали зоной бедствия

 

248 моногородов России, где проживает почти десятая часть населения страны или около 14 миллионов человек, находятся в состоянии кризиса либо близки к нему. Такую грозную статистику привёл премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Поясним: речь идёт о городах, жизнь которых полностью зависит от единственного крупного, градообразующего предприятия. А теперь у построенных в большинстве своём в советское время предприятий заканчивается «запас прочности».

Глава российского правительства признаёт, что сейчас в бюджете недостаточно средств на бедствующие моногорода. Поэтому Медведев посчитал возможным отобрать те из них, для спасения которых создадут «территории опережающего развития» (ТОР). По словам министра экономического развития Алексея Улюкаева, для такой цели уже определили 11 моногородов.

Бюджетные траты на такие населенные пункты возрастут. В текущем году они составят 4,5 миллиарда, на следующие два года — еще почти по 11 миллиардов рублей. Если сравнить, скажем, с тратами на подготовку к чемпионату мира по футболу, суммы довольно скромные. Для сравнения — только на реконструкцию стадиона «Лужники» планируется потратить около 20 миллиардов рублей. Но дело даже не в этом. И даже не в том, что правительство РФ собирается помочь лишь жителям 11 кризисных городов, умалчивая, что же делать тем, кто живёт в остальных. Главное в том, что, как считают эксперты, вывести из кризиса моногорода при нынешней экономической политике российского правительства просто невозможно.

Что означает идея территории опережающего развития, с которой теперь носятся?

Предполагается, что это территория, на которой создаются оптимальные условия для бизнеса. В частности, обеспечат бурный рост малого бизнеса. Но малое предпринимательство, в основном, связано с торговлей и сферой услуг. Если единственный в городе завод «загибается», то вслед за ним в упадок приходят и рестораны, и салоны красоты. Так проблемы города не решишь.

Второй, более длительный и дорого-стоящий, но и более перспективный путь спасения моногородов — модернизация существующих производств и возможное создание новых. То есть, по сути, новая индустриализация страны. Но способно ли на это сегодняшнее государство в России? Никаких даже признаков не видно.

Несколько лет назад уже была принята программа развития моногородов, о которой сейчас стараются не вспоминать. Шесть лет назад создали фонд моногородов, который должны были финансировать сами регионы. Схема не сработала. И сейчас дальше разного рода бумаг и программ дело не пойдёт. Теперь российские чиновники рады раскручивать идею ТОРов, чтобы было о чём отчитываться. Чиновничья логика простая: «Давайте выделим сколько-нибудь миллиардов и посмотрим, что выйдет». А выходит одно и то же — половина денег будет разворована, половина растрачена попусту. А проблема моногородов, неотделимая от проблемы развития регионов в целом, так и останется. В буржуазной России она не решается.

А.Верхоянцев

«Свободная пресса»