В 140 населенных пунктах Свердловской области людей нет вообще

 

Знаменитый фермер Свердловской области Василий Мельниченко подготовил безрадостный доклад о состоянии дел в сельском хозяйстве для губернатора Евгения Куйвашева. Он привел и свое видение ситуации в области, и свое понимание причин происходящего. Кроме того, он дал конкретные зарисовки ситуации по отдельным областям жизни сельского населения. Приводим только их (в некотором сокращении).

В Свердловской области сельские территории обладают значительными разнообразными ресурсами. Это земли различных категорий и назначений, лесные угодья, недра, водные ресурсы (реки, озера, искусственные водоемы), производственные здания и сооружения... Все эти факторы при умелом управлении могут обеспечить устойчивое развитие территорий и высокое качество жизни населения.

Действительность угрожающе опасна

Демографическая ситуация. 1800 населенных пунктов (деревни, села, хутора) – 690 000 человек населения (16% от общего населения области). В 140 населенных пунктах людей нет вообще. Как пример – деревня Мельникова, деревня Мостовское, деревня Легатино Камышловского района. В 700 населенных пунктах проживает менее 100 человек. Из общего числа сельского населения велика доля людей пенсионного возраста – более 150 000 человек.

Система образования

Основным ударом по системе образования является массовое закрытие школ. Для примера, школы закрыты в селе Якшина, селе Большое Пульниково, поселке Рассвет и в сотне других сел и деревень Свердловской области.

Система медицинского обслуживания

Если кратко, то дорого, некачественно, малодоступно.

Например, взять мою семью, — говорит Василий Мельниченко.

У супруги артрит (сказалась работа дояркой на ферме и в домашнем хозяйстве). К сожалению артрит – это типичное для сельской местности заболевание. Только за 2014 год мы потратили 70 000 рублей только на лекарства. Даже для моей семьи (трое работающих) — это ощутимая сумма. А врачи лучше знают стоимость болезни, чем ее лечение. Участковые больницы закрыты. Власти пытаются сделать какую-то модернизацию, но для села требуется особый подход в деле медицины. В противном случае логика будет такова: обойдетесь и без медпомощи – итак долго живете.

Состояние рынка труда в сельской местности

30-32 тысячи сельских жителей трудятся на предприятиях АПК. Всего же на селе проживает около 400 000 человек трудоспособного возраста. Если вычесть инвалидов, бюджетников, то в поисках работы и уже в полной безысходности находится более 200 000 человек.

За 20 лет существования без работы выросло новое поколение сельчан. Они не имеют никакой квалификации, чувства ответственности, не задаются вопросом для чего и зачем жить. Но и общество, и власть мало что делают, чтобы ликвидировать безработицу на селе. Думаю, что Правительство вело нас по правильному пути, но совсем в другую сторону.

Уровень жизни сельского населения

В основном это зарплата в размере от 8 до 15 тысяч рублей. Пособия мизерные, пенсии тоже – 8 – 11 тысяч рублей. Это ровным счетом ничего не может изменить. Однако бедные пенсионеры и бедные бюджетники – предел мечтаний большинства сельчан, занятых в реальном секторе производства. Их доходы не совпадают с уровнем жизни населения в городах и тем более с тем, который каждый день показывают по телевизору. Уровень жизни на селе остается крайне низким. Легче стекло глотать, чем видеть жизнь людей в селах и деревнях.

Система социального обслуживания

Она существует по принципу «есть то она есть, но кто ж ему даст». Эта сфера свелась к организации детских домов и домов для пожилых граждан. Такая политика была актуальна для «лихих 90-х годов», тогда надо было спасать население. Сегодня же не надо допускать, чтобы люди попадали в такие ситуации. Ибо это долго и дорого. Что имеем не храним, потерявши – плачем.

Культура в сельской местности

 Пока что система работает по старинке. Но нет кадров, слабая материальная база. Могла бы исправить дело активизация местных жителей через получение грантов, но нет координирующего центра такой деятельности. Таким центром, например, могла бы стать Общественная палата Свердловской области, но там похоже забыли о существовании сел и деревень. Хотя в сельской местности проживают почти 700 000 человек.

Развитие торговли

Вот в этой сфере государство и предприниматели на высоте! Государство не препятствует торговле, тем более, что предпринимателям надо куда-то девать просроченные продукты питания. Сельская местность для этой цели подходит лучше всего. В этой сфере отчеты властей и реальность торговой деятельности совпадают практически полностью.

Развитие спорта и молодежная политика

Все держится на энтузиастах. Местами, островками работа ведется, но в целом – государству не до развития спорта в сельской местности. То же, что и с культурой – время обогнало развитие.

Жилищная политика

Глубинка в своей архитектуре не изменилась. Дороги в целом добрые, электричество есть. Но для производства в сельской местности электроэнергия очень дорогая. Даже по сравнению с промышленностью – в два раза дороже. А относительно газа, пример того же Камышловского района – газ там проводят с 1985 года, видать ждем присоединения через «Турецкий поток» или «Силу Сибири». В этом отношении Камышловский район не конкурентнен даже с Богдановичским или Сухоложским районами, где газ проведен с 80-х годов прошлого века.

Морально-психологическое состояние местных сообществ

Разочарование, депрессивность, безразличие, иждивенчество, большая доля опустившихся. Свидетельство тому – строительство новых психоневрологических диспансеров (в народе — дурдомов), тюрем, детдомов для сирот и богаделен для стариков.

Меры государственной поддержки для развтия сельских территорий в Свердловской области

Меры поддержки есть, но развития села нет. Например, жилищная программа есть, но самого жилья нет или оно сверхплохого качества. Господдержка сельских предприятий существует, но ее эффективность зависит от величины собственных средств. То есть если крестьянин не получит кредиты, то ни субсидии, ни льготные ставки ему ни к чему. Та же картина и с техническими и инвестиционными субсудиями – для большинства крестьян они недоступны по причине отсутствия собственных средств. В данном случае государство явно открывает свою нацеленность — только успешные и только богатые. Миллионов 60 граждан России балласт, лишние.

Таким образом, можно сделать вывод, что крестьяне в Свердловской области терпят бедствие. Развития сельских территорий нет...

Кадровая политика в селах провалена. Неправильный подход к пониманию устройства жизни в селах и деревнях привел к тому, что механизаторов, агрономов, зоотехников, трактористов в сельской местности просто не осталось, их обучение не происходит. А люди, которые еще трудятся – это последнее поколение российского крестьянства.

Такая ситуация в селах и деревнях области не может считаться приемлемой. Поэтому активисты общественного движения «Федеральный сельсовет» предлагают губернатору Свердловской области свое видение, как улучшить работу по устойчивому развитию сельских территорий и усилению контроля за ситуацией в сельской местности.

Василий Мельниченко

Свердловская область. 2015г.