Есть ли перспектива сохранения и развития?
Одним из существеннейших разрушений в области
образования и воспитания, произошедших за два последних десятилетия, стало
разрушение советского внешкольного образования. Думаю, не ошибусь, если скажу,
что в каждом городе и поселке назовут не одно такое учреждение, уничтоженное
или утерявшее свою доступность и бесплатность: дворец, клуб, школу искусств,
спортивную секцию, кружок во дворе и т.д. и т.п.
В последнее время некоторые администрации
делают вид, что озабочены этим и готовы к возрождению. Однако на деле
выпускается куча абсолютно пустых проектов, есть и примеры полной аброкадабры. Об этом, в частности, говорилось на 16-й
Конференции ДЗД, прошедшей в апреле 2015г. Приводим выдержку из доклада
председателя КС ДЗД Н.О. Глаголевой.
...В сентябре 2014 г. была принята принята Концепция развития
дополнительного образования детей.
Кажется, кому не понятно, что дополнительное
образование – это возможность дать детям попробовать себя, приобщить к полезным
занятиям, раскрыть способности, в конце концов, отвлечь от занятий не полезных
или даже вредных, от улицы и т.п. Это все можно выразить и всегда выражалось
вот примерно такими простыми словами.
Что же мы читаем в обоснование Концепции
развития дополнительного образования?
«Ключевая
социокультурная роль дополнительного образования состоит в том, что мотивация
внутренней активности саморазвития детской и подростковой субкультуры
становится задачей всего общества… приоритетом образования должно стать
превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности,...
Концепция
… направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как
социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию,
творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в
подлинный системный интегратор открытого вариативного образования,
обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства». И т.д.
Последняя фраза вовсе не понятна – что ли
личность должна конкурировать с обществом и государством?
И вот под прикрытием этой «мотивации и
интеграции» идет постепенное вымывание бесплатной внешкольной работы с детьми,
сужение возможностей это дополнительное образование получать.
Внешкольное образование в значительной
степени было порушено за прошедшие четверть века, следствием чего имели
несколько поколений, лишенных этого замечательного времяпрепровождения и
возможности приобщения ко многим полезным и интересным делам. Теперь так
называемое возрождение идет очень часто как “платная услуга”, отрезая от
занятий тысячи ребятишек. К тому же и платят педагогам мало, так как даже при
увеличении з/пл учителей,
«внешкольники» не подпадают под статус учителя.
В сельской местности, где закрыто за эти
подлые годы почти полтора десятка тысяч школ, а также домов культуры, библиотек
и т.п. тысячи детишек лишились возможности заниматься вблизи от дома в кружках
и секциях. Укрупнение школ, естественно, также удалило детей от возможной базы
для такой работы.
Но что говорить о сельской школе, когда наш
всемирно известный Дворец пионеров на Ленинских горах много лет как
подвергается нашествию «доброжелателей», которые тихой сапой постепенно ведут
дело к сокращению числа его школ и секций, удалению педагогов, к введению
платных занятий.
Или
вот на днях буквально – вопль о помощи: «30 марта 2015 года, будет предпринята
попытка начать снос детско-юношеской водно-спортивной
базы «Норд-Вест» в Строгино, где занимаются более 400 детей. Общественники
призывают всех неравнодушных прийти и защитить базу».
Список можно продолжать бесконечно.
Но из этих фактов есть один верный вывод.
Пока мы существуем в системе капиталистического общественного устройства, где
главенствует частная собственность и стремление к наживе любой ценой, – такое
положение неизбежно. Если нам и удастся отстоять одну спортивную базу, то
тотчас под угрозой окажутся десятки и сотни других, так как они стоят на
дорогой земле или просто какому-то чиновнику или буржую приглянулось это место.
Значит ли это, что надо ждать, пока на нас с
неба социализм не свалится? Да ни в коем случае. Очень верно пишет
представитель профсоюза «Учитель» А.Полунина по
поводу Дворца пионеров:
«Сопротивление увольняемых и ущемляемых в
своих правах сотрудников практически в 100% случаев заканчивается победой
сопротивляющихся. Да, как правило, эта победа закрепляет ситуацию status quo, то есть полностью
восстановить должности и ставки как это было до налёта чиновников-«реформаторов» удаётся далеко не всегда. Но это говорит
лишь о том, что сопротивление надо начинать как можно раньше, при появлении
самой начальной информации о планирующейся «оптимизации».
И наша задача – такое сопротивление
поддерживать, способствовать солидарным выступлениям и координации действий
борющихся. Такой опыт у нас был, например, при удачной защите Свердловского
Дворца пионеров. Надо его приумножать.
Не обошло разрушение и Москву. В октябре-ноябре
представители ряда уже порушенных и терпящих бедствие нынче учреждений
дополнительного образования Москвы проведут Круглый стол, чтобы еще раз привлечь внимание общества и власти к недопустимому
положению в этой сфере.
Заинтересованные
педагоги и родители, желающие принять участие – обращайтесь по координатам
газеты «Мысль».