Есть ли перспектива сохранения и развития?

 

Одним из существеннейших разрушений в области образования и воспитания, произошедших за два последних десятилетия, стало разрушение советского внешкольного образования. Думаю, не ошибусь, если скажу, что в каждом городе и поселке назовут не одно такое учреждение, уничтоженное или утерявшее свою доступность и бесплатность: дворец, клуб, школу искусств, спортивную секцию, кружок во дворе и т.д. и т.п.

В последнее время некоторые администрации делают вид, что озабочены этим и готовы к возрождению. Однако на деле выпускается куча абсолютно пустых проектов, есть и примеры полной аброкадабры. Об этом, в частности, говорилось на 16-й Конференции ДЗД, прошедшей в апреле 2015г. Приводим выдержку из доклада председателя КС ДЗД Н.О. Глаголевой.

...В сентябре 2014 г. была принята принята Концепция развития дополнительного образования детей.

Кажется, кому не понятно, что дополнительное образование – это возможность дать детям попробовать себя, приобщить к полезным занятиям, раскрыть способности, в конце концов, отвлечь от занятий не полезных или даже вредных, от улицы и т.п. Это все можно выразить и всегда выражалось вот примерно такими простыми словами.

Что же мы читаем в обоснование Концепции развития дополнительного образования?

«Ключевая социокультурная роль дополнительного образования состоит в том, что мотивация внутренней активности саморазвития детской и подростковой субкультуры становится задачей всего общества… приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности,...

Концепция … направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства». И т.д.

Последняя фраза вовсе не понятна – что ли личность должна конкурировать с обществом и государством?

И вот под прикрытием этой «мотивации и интеграции» идет постепенное вымывание бесплатной внешкольной работы с детьми, сужение возможностей это дополнительное образование получать.

Внешкольное образование в значительной степени было порушено за прошедшие четверть века, следствием чего имели несколько поколений, лишенных этого замечательного времяпрепровождения и возможности приобщения ко многим полезным и интересным делам. Теперь так называемое возрождение идет очень часто как “платная услуга”, отрезая от занятий тысячи ребятишек. К тому же и платят педагогам мало, так как даже при увеличении з/пл учителей, «внешкольники» не подпадают под статус учителя.

В сельской местности, где закрыто за эти подлые годы почти полтора десятка тысяч школ, а также домов культуры, библиотек и т.п. тысячи детишек лишились возможности заниматься вблизи от дома в кружках и секциях. Укрупнение школ, естественно, также удалило детей от возможной базы для такой работы.

Но что говорить о сельской школе, когда наш всемирно известный Дворец пионеров на Ленинских горах много лет как подвергается нашествию «доброжелателей», которые тихой сапой постепенно ведут дело к сокращению числа его школ и секций, удалению педагогов, к введению платных занятий.

Или вот на днях буквально – вопль о помощи: «30 марта 2015 года, будет предпринята попытка начать снос детско-юношеской водно-спортивной базы «Норд-Вест» в Строгино, где занимаются более 400 детей. Общественники призывают всех неравнодушных прийти и защитить базу».

Список можно продолжать бесконечно.

Но из этих фактов есть один верный вывод. Пока мы существуем в системе капиталистического общественного устройства, где главенствует частная собственность и стремление к наживе любой ценой, – такое положение неизбежно. Если нам и удастся отстоять одну спортивную базу, то тотчас под угрозой окажутся десятки и сотни других, так как они стоят на дорогой земле или просто какому-то чиновнику или буржую приглянулось это место.

Значит ли это, что надо ждать, пока на нас с неба социализм не свалится? Да ни в коем случае. Очень верно пишет представитель профсоюза «Учитель» А.Полунина по поводу Дворца пионеров:

«Сопротивление увольняемых и ущемляемых в своих правах сотрудников практически в 100% случаев заканчивается победой сопротивляющихся. Да, как правило, эта победа закрепляет ситуацию status quo, то есть полностью восстановить должности и ставки как это было до налёта чиновников-«реформаторов» удаётся далеко не всегда. Но это говорит лишь о том, что сопротивление надо начинать как можно раньше, при появлении самой начальной информации о планирующейся «оптимизации».

И наша задача – такое сопротивление поддерживать, способствовать солидарным выступлениям и координации действий борющихся. Такой опыт у нас был, например, при удачной защите Свердловского Дворца пионеров. Надо его приумножать.

Не обошло разрушение и Москву. В октябре-ноябре представители ряда уже порушенных и терпящих бедствие нынче учреждений дополнительного образования Москвы проведут Круглый стол, чтобы еще раз привлечь внимание общества и власти к недопустимому положению в этой сфере.

Заинтересованные педагоги и родители, желающие принять участие – обращайтесь по координатам газеты «Мысль».