Счастливый человек

 

Бауман Николай Эрнестович. Из многих подпольных кличек наиболее известная «Грач». Как говорили, присвоена ему она была за необыкновенные везучесть и умение многократно пересекать границу царской России, доставляя из-за границы знаменитую и необходимую газету «Искра». Он и был одним из ее зачинателей. Профессиональный революционер, бывший у истоков РСДРП(б). Удивительно обаятельный, светлый и – при всей суровости своей многотрудной жизни – жизнерадостный, внутренне очень счастливый человек…

«В действительности же тот несчастен, кто сбился со своей настоящей дороги или не смог найти ее вовсе, а счастлив тот, кто идет неуклонно, без страха и сомнения, туда и прямо, куда указывают ему его совесть и убеждения», – так писал Н. Бауман своему отцу из Таганской тюрьмы в 1904г.

Он родился 17 мая 1873 г. в Казани. В столярной мастерской отца Коля ещё ребёнком подружился с работавшим в ней резчиком Нефёдычем и подмастерьями. От них узнал о тяжкой жизни простых людей. Родители, стремясь открыть перед умным и талантливым мальчиком дорогу к карьере, отдали его в гимназию. Огромное влияние на него – как и на юного Ленина – оказал роман «Что делать» Чернышевского. Политические событий 1887г., казни пятерых молодых революционеров, в том числе Александра Ульянова; открытые протесты студентов оказывали влияние на гимназиста Баумана. Вместе со своим другом он организовал в гимназии нелегальный кружок, а под угрозой исключения сам (вместе с другом) покинул ее. Николай поступил в ветеринарный институт, стремясь быть ближее к народу, и начал самостоятельную жизнь, добывая средства к существованию уроками и случайными заработками.

Годы учения в Казанском ветеринарном институте – это и время начала самостоятельной революционной работы: по характеру общительный, легко сходящийся с людьми, он создал несколько кружков самообразования среди рабочих и студентов, умудрился соорудить у себя на квартире примитивную маленькую типографию, где на так называемом шапирографе прокатывались листовки о положении рабочих. Он попал в поле зрения полиции, за ним и его товарищами установили негласный полицейский надзор. Но Бауман всё же успел окончить курс и с дипломом ветеринарного врача отправился на работу в село Новые Бурасы Саратовской губернии. В короткий период своей ветеринарной практики Бауман раскрыл свой талант пропагандиста и агитатора, среди местных жителей у него появились сочувствующие революционным идеям, и уже весной 1896 года ему с группой товарищей удалось провести маёвку: под предлогом рыбалки они собрались на берегу реки, на окраине пашни, подняли красное знамя, и Бауман сказал яркую речь, о которой много лет спустя помнили и рассказывали участники этого события.

Далее – Петербург, связь с марксистским подпольем, создание рабочих кружков, просветительская пропаганда и революционная агитация среди рабочих. С петербургскими металлистами, ткачами, судостроителями-рабочими Бауман сходится быстро и умело… Его невольно привлекающая внимание манера говорить просто и доходчиво, уменье самые будничные вопросы рабочей жизни осмыслить в духе основных задач рабочего класса – все это делало его другом многочисленных слушателей.

К моменту приезда Баумана в Питер основатели «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», так называемые «старики», уже несколько месяцев были в тюрьме: В.И.Ульянова с группой товарищей арестовали в конце декабря 1895 года. Организация не была разгромлена. Но теперь во главе её была группа так называемых «молодых». Они, в отличие от Ленина и «стариков», ударились, в основном, в «экономизм», выдвигали лозунги, отрывавшие экономику от политики, принижавшие борьбу рабочих до борьбы «за пятачок». Бауман сориентировался очень быстро: он полностью поддержал ленинскую позицию и сразу повёл борьбу против «экономистов». Эту же позицию он отстаивал и далее, в течение всей своей политической работы.

Дальнейшие годы борьбы были насыщены многими событиями: аресты и заключения, в том числе в Петропавловскую крепость, неоднократные побеги, заграница и работа с Лениным, участие в создании «Искры», многократная доставка «Искры» в Россию, подпольная работа в Москве, Подмосковье и многих городах Центра России. Знаменитый побег 11-ти из киевской Лукьяновской тюрьмы. II-й съезд РСДРП и безусловный большевистский выбор.

В Москве, начиная с 1901 г., Бауман сумел организовать ряд кружков на фабриках и заводах Лефортова, Сокольников, Замоскворечья, Пресни. Помимо рабочих кружков, удалось создать и студенческие; социал-демократическая молодёжь с энтузиазмом занялась распространением «Искры».

Николай Эрнестович ездит и по подмосковным городам, устанавливает там связь с рабочими подпольными организациями. Большое внимание московская организация уделяет областному объединению социал-демократических организаций Владимирской, Ярославской, Костромской и Тверской губерний с центром в Иваново-Вознесенске. Одной из важнейших задач было – «Завоевание местных комитетов для большинства», то есть разоблачение оппортунистических, раскольнических действий меньшевиков.

Работать приходится исключительно конспиративно. Немалую помощь в этом оказывают московские деятели искусства, которые не жаловали «Николая кровавого» своей благосклонностью и привечали рыцарей революции. Скрываться довелось на квартире великого актёра МХАТв Василия Ивановича Качалова (которая была тогда для искровцев надёжной явкой: на адрес Качалова приходили письма Ленина, там товарищи встречались и обменивались искровской литературой). Другая замечательная актриса МХАТа    Мария Фёдоровна Андреева – была членом партии, активной большевичкой; находившийся под её влиянием известный фабрикант и меценат Савва Тимофеевич Морозов не раз оказывал партии финансовую помощь и прятал у себя в доме революционеров, Бауман тоже пользовался его гостеприимством.

Удалось и восстановить подпольную типографию. К 1 мая 1904 года было напечатано несколько тысяч листовок. Текст первомайских прокламаций был составлен Бауманом. Листовки шли нарасхват.

Но не дремали и жандармы, и работавшие на них шпики. И перед Н.Баумановм вновь открылись двери тюрьмы. На этот раз – «Таганки».

Совместными усилиями протестующих – политзаключенных и их друзей на свободе к лету-осени 1905г. удалось добиться освобождения многих товарищей. Этому способствовали массовые протесты печатников многих городов России, московских железнодорожников и почтовиков. Протест перерос во Всеобщую политическую стачку. Среди требований забастовщиков было и освобождение политзаключённых. Осознав опасность, власти пошли на уступки. 5 октября Бауман освобождён.

Протест в Москве набирает силу. На улицах – мощные демонстрации с развёрнутыми знамёнами, с пением революционных песен; в помещениях высших учебных заведений идут непрерывные совещания и митинги.

В противовес рабочему движению начинает поднимать голову черная сотня, готовившая свои черные дела. Во время мощной демонстрации 18 (31) октября 1905 г. Н.Бауман был подло убит черносотенцем Михалиным.

Рабочие поклялись пронести гроб Баумана через всю Москву. Полиция всячески стремилась не допустить публичных похорон, но ничего не смогла сделать. Похороны Баумана превратились в самую мощную демонстрацию, какой до той поры Россия ещё не видала. Десятки тысяч людей – вся рабочая Москва – вышли на улицы, они шли 6 часов; над колонной колыхались красные знамёна, каждый завод прислал свой скромный венок, звучали революционные песни. «Когда демонстрация от университета повернула по Никитской улице к Ваганьковскому кладбищу, оркестр и хор Московской консерватории в полном составе вышли навстречу процессии. Дирижер взмахнул рукой, и совершенно неожиданно, покрывая весь шум манифестации, летя ввысь выше толпы, выше реющих знамен, уносясь в синеву неба, зазвучали величавые и торжественные звуки похоронного марша: «Вы жертвою пали в борьбе роковой любви беззаветной к народу…» Да, и похороны Баумана в тот момент, как смерть В.И. Ленина в 1924г., стали «величайшим  коммунистом-организатором» рабочего класса… А потом были героические дни Декабрьского вооружённого восстания, бои на Красной Пресне. Через 12 лет пришёл Великий Октябрь.

В стихотворении Бориса Гунько «Революция и любовь» есть потрясающая строфа:

Революция! Жертвы твои

Как горящие в сумраке свечи:

К торжеству бескорыстной любви

Нас ведут через бури и сечи…

Это – точно о Баумане… Хотя он, скорее, не свеча, а светоч. Факел. Его образ, его жизненный подвиг – моральная опора для всех, кто посвятил свою жизнь делу Коммунизма.

По материалам статьи

В.А.Басистовой